Наташа Васильченко
Занятие по развитию речи детей в подготовительной к школе группе «Зимние напевы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи детей в подготовительной к школе группе
Учитель-логопед: Васильченко Н. В.
На тему: «ЗИМНИЕ НАПЕВЫ»
Цели: 1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
2. Развивать связную речь в суждениях о живописи, музыке, поэзии, учить составлять рассказ при помощи алгоритмической таблицы.
Публикация «Занятие по развитию речи детей в подготовительной к школе группе „Зимние напевы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
3. Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия пейзажных картин, видение содержания и цветосочетания зимнего состояния природы
Подготовительная работа :1. Наблюдение за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона, времени суток.
2. Разучивание стихов о зиме.
3. Познакомились с жанрами живописи: портретной, пейзажной, натюрмортом.
4. Познакомились с художником И. И. Шишкиным и его картинами через книгу Галины Ветровой «Сказка о лесном художнике».
5. Провели первичное знакомство с картиной «Зима» И. И. Шишкина.
Материал к занятию : Репродукция картины И. И. Шишкина «Зима», портрет художника, указка, конверт с письмом, карточки с оттенками снега, диск с записью пьесы А. Вивальди «Зима», волшебный поясок с картинками для составления рассказа.
Ход занятия:
I. Оргмомент. Стихотворение «Зима» :
Воспитатель:
К нам пришло письмо одно.
Очень странное оно.
Вместо марок – три снежинки.
И конверт – из чистой льдинки.
А письмо – то на листе,
Как на беленьком снежке:
- На метелях к вам примчу,
Прилечу и закружу.
Снегом землю наряжу,
Все деревья и леса…
И подписано: «Зима»
II. Объявление темы.
Воспитатель: Сегодня мы выясним, что вы уже знаете о зиме, послушаем стихи, которые вы выучили, поговорим о зимнем пейзаже и составим рассказ о нём. А занятие наше так и назовём «Зимние напевы».
III. Зима в стихах.
Воспитатель: Какой месяц завершает год и начинает зиму?
Дети: Это месяц декабрь.
Воспитатель: Правильно. А. С. Пушкин посвятил этому месяцу стихотворение, которое прочтёт…
1-ый ребё нок: Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась: клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
Воспитатель: Зима в самом разгаре. Снегу столько намело, что не проехать, не пройти. Послушаем, как Сергей Есенин описывает это время года:
2-ой ребё нок: Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка,
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
Воспитатель: А снежинки всё падают и падают с неба, лёгкие, узорчатые. И мы немножко побудем ими, читая стихотворение Ивана Сурикова:
IV. Физкультминутка на координацию речи с движением.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
V. Рассматривание картины «Зима».
Воспитатель: Как по- разному из уст поэтов зима поё т свои песни: то она суровая, морозная; то звонкая, радостная; то метельная, печальная.
А сейчас мы рассмотрим картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин (открывает стенд с картиной «Зима» и даёт детям время рассмотреть внимательно)
1. О чем нам рассказал художник? (о зиме в лесу).
2. Что покорило, удивило, порадовало его (красота зимнего, снежного леса).
3. Какой же это лес: молодой или старый? (старый, дремучий лес)
4. Почему вы так решили? (деревья гигантские корявые огромные с толстыми стволами, ветви уходят в небо, кора потрескалась, отходит от стволов, некоторые дряхлые деревья наклонились, некоторые трухлявые и гнилые упали).
5. Как называются эти деревья? Какой это лес? (Это ели, лес еловый)
6. Слева лес редкий, деревья друг от друга растут на большом расстоянии, а какой лес с права? (частый лес, непроходимый, дремучий, темный, черный, непролазный). Кажется, что там не ступала ничья нога.
3-ий ребё нок:
Тишина! – шепнула белая поляна.
Тишина! – вздохнула, вея снегом ель.
За стволами зыбь молочного тумана
Окаймила пухлую постель.
С. Черный.
7. Издали или близко показал нам художник лес? (очень близко, не видно даже верхушек елей).
8. Что привлекло его внимание на переднем плане, что хотел, чтобы мы увидели? (снег в лесу).
9. Про него хорошо написал Фё дор Тютчев:
4-ый ребё нок:
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
10. Какого цвета снег в разных местах? (На переднем плане – бело-кремовый. На опушке – желтоватый. Вдали – коричневатый. В глубине леса – голубой)
11. Посмотрите на картину и подумайте, почему художник использовал эти цветовые тона? (Он использовал в основном холодные тона, потому что хотел показать, что в лесу холодно, морозно).
IVЗима в музыке.
Воспитатель: Полюбуемся картиной, послушаем отрывок из пьесы А. Вивальди «Зима» и насладимся тихой песней морозного дня
(звучит отрывок из пьесы А. Вивальди «Зима»)
12. Понравилась вам музыка?
13. Что ощутили вы? (Красоту леса, тишину леса, лес заснул, лес неподвижный, сонный).
5-ый ребё нок:
Снежинки медленно летят –
Крупные, тяжёлые.
Я не узнала старый лес
Когда пришла из дома.
Он стал, как сказочный ларец,
Весь белый и резной,
Как заколдованный дворец
Царевны ледяной.
14. Видите ли вы кого-нибудь живого в лесу? (птичка).
Да, это птица на ветке. Она живая и как бы приглашает вас на весёлую опушку там вдали.
VI. Пальчиковая гимнастика «Снежки».
Воспитатель: Сейчас мы попробуем представить себя на этой опушке и поиграем в снежки:
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем – совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним
И… сломаем.
VII. Рассказ по картине «Зима» с опорой на алгоритмическую таблицу.
Воспитатель: Мы часто составляем рассказы с помощью «Волшебного пояска», сейчас вы внимательно рассмотрите картинки-подсказки и составите по ним рассказ о картине И. И. Шишкина «Зима».
VIII. Рассказы детей.
IX. Итог занятия.
Воспитатель: Мы с вами увидели, услышали, как художник, поэты, композитор почувствовали в своих произведениях и передали нам разные напевы зимушки-зимы. Вы побывали в роли писателей и составили рассказы по картине «Зима» И. Шишкина