МААМ-картинки

Мастер-класс «Обучение грамоте в игровой форме»

Зоя Елизарова
Мастер-класс «Обучение грамоте в игровой форме»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Сказка» комбинированного вида»

Инновационная технология - проектная деятельность

Мастер - класс :

«Обучение грамоте в игровой форме»

Подготовила: воспитатель

Елизарова З. В.

г. Шарыпово, 2019.

Инновационная технология - проектная деятельность.

Мастер-класс : «Обучение грамоте в игровой форме»

Цель мастер-класса :

Публикация «Мастер-класс „Обучение грамоте в игровой форме“» размещена в разделах

-создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по инновационным технологиям.

Задачи:

-представить личный педагогический опыт педагогам ДОУ по использованию дидактических игр в подготовке дошкольников к обучению грамоте;

-сформировать у участников мастер-класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке детей к обучению грамоте.

-Развивать творческий познавательный интерес к дидактическим играм по обучению грамоте дошкольников.

Теоретическая часть.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами рассмотрим технологию проектной деятельности и проведем мастер-класс на тему : «Обучение грамоте в игровой форме».

Так что же обозначает понятие «инновация»?

В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». То есть инновация- это «новшество».

В наше время существует много инновационных технологий (здоровьесберегающая, игровая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная технология, технология исследовательской деятельности и технология проектной деятельности). Сегодня я хочу рассказать об инновационной технологии которую я использую в своей работе. Это технология проектной деятельности. Метод проектов представляет собой новый взгляд на организацию работы. Используя проектную деятельность, я не только могу продемонстрировать разнообразие изучаемого предмета, явления, но и значительно обогатить, сделать интереснее весь образовательный процесс.

За тот промежуток времени пока реализуется какой-либо проект, ребенок получает большее количество информации в более интересной форме. Значительно расширяются границы наглядных, демонстрационных возможностей образовательной деятельности.

Такие формы работы, как проектная деятельность становятся мощным средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

В прошлом году я реализовывала долгосрочный проект по развитию речи и обучению грамоте «АБВГДейка».

Методы которые я использовала в проекте:

-Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ, беседа)

-Наглядный (наблюдение, рассматривание картин)

-Практический (словесные игры; дидактические игры: «Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»).

Также необходимым условием успешной реализации проекта является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

Подготовка детей к обучению чтению и письму.

Задачи проекта

Обучающие :

-Совершенствовать речь детей, как средство общения;

-Упражнять детей в согласовании слов в предложении;

-Учить делить слова с открытыми слогами на части;

-Учить составлять слова из слогов;

-Учить выделять последовательность звуков в простых словах;

-Учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;

-Учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных; количество звуков в слове; выделять ударный слог;

-Учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой - моделью;

-Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

-Развивать связную речь детей;

-Развивать фонематическое восприятие звука;

-Развивать умение использовать в своей речи разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;

-Развивать умения составлять рассказы по сюжетным картинкам и из личного опыта;

-Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

-Воспитывать культуру речевого общения;

-Воспитывать коммуникативные качества.

Ход мастер – класса :

Наш мастер класс пройдет в форме занятия. Я покажу как мы знакомимся с новым звуком, как играем с ним, и как проходит закрепление этого звука.

На самой первой встрече мы с детьми познакомились с Буковкой и с её волшебным карандашом, и клоуном Слыш. Ведь мы все с вами знаем, что буквы мы с вами видим и пишем, а звуки слышим и произносим. Эти герои помогали ребятам в занимательной игровой форме усвоить такие понятия, как звук и буква, помогли понять их различия и особенности. Забавные герои помогали подготовить слух и руку ребенка к восприятию звуков речи и письму.

Известно, что одной из важных составляющих обучения грамоте является хорошо развитый фонематический слух. И поэтому я использовала специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память ребенка к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети познакомились с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. В структуру каждого занятия входили также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Другой важной составляющей успешного обучения является хорошо развитая мелкая моторика, поэтому я использовала упражнения и по подготовке руки к написанию букв.

И так мы начинаем…. Вы будете ребятами моей группы.

Звук и буква «М»

Прекрасным летним утром Слыш как всегда проснулся, сделал зарядку, умылся, а потом собрался позавтракать. Но вдруг он услышал интересный и протяжный звук — кто-то играл на незнакомом музыкальном инструменте:

-М-м-м, м-м-м.

Странно, — подумал Слыш, — Я никогда раньше не слышал такого звука. Мои соседи играли на самых разных инструментах: на колокольчике, на барабане, на дудочке, но такого музыкального инструмента я не знаю.

Слыш вышел во двор и увидел, что в соседнем сказочном домике сидит его сосед Лопоух и играет на маленькой гитаре.

— Что это такое? — спросил Слыш.

— Это домра. Послушай, как звучат ее струны: м-м-м, м-м-м. — И Лопоух заиграл на домре.

Слыш так заслушался, что не заметил, как к нему подошла его подруга Буковка.

— Послушай, — воскликнул Слыш, — какой новый звук я узнал. — Он хотел было произнести его, но не смог. Его губы были неловкими и неповоротливыми. Тогда Слыш попросил у Буковки ее волшебный карандаш, взял его губками и стал их тренировать.

Упражнение для губ - «Веселый карандаш».Ребята давайте тоже потренируем свои губки вместе со Слышем. Возьмём карандаш и захватим его одними губами. Рисуем в воздухе карандашом вертикальные, горизонтальные линии, круги (двигаются одни губы, ни зубы, ни язычок не помогают)

— М-м-м,— протянул Слыш. (Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос, нос «сердится», гудит, и губы гудят. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами).

Далее мы с детьми и при помощи Буковки разучиваем стих про букву, прописываем её в тетрадях, и закрепляем в месте со Слышем в играх:«Произнеси звук», «Опиши звук»,«Поймай звук», почитали с детьми слоги и слова.

На закрепление звука и буквы в течение всей недели мы с детьми проигрываем дидактические игры по обучению грамоте (мы с вами сейчас в них поиграем).

Предложить выйти 8 желающим, разбить их на 4 микро-группы с помощью дидактической игры «Раздели слова на слоги».

Дидактическая игра по развитию речи «Раздели слова на слоги».

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков (игра организуется по индивидуальным карточкам). Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее и правильнее определить сколько слогов в слове и разложить в соответствии 1,2,3,4. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.

Работа в микрогруппах.

«Цепочка слов»

Ход игры:

Взрослый раскладывает перед детьми картинки, просит назвать, что на них нарисовано, найти картинку с цифрой 1, назвать последний звук в слове, составить цепочку из картинок.

-Ребята, сегодня мы будем собирать цепочку слов с помощью картинок.

-Давайте назовём все картинки.

-Найдите картинку с цифрой 1 в уголочке. Назовите последний звук в этом слове.

-Найдите картинку на этот звук.

-Соберите цепочку из всех картинок.

Дети берут по одной карточке, рассматривают, называют вслух картинку, и определяют первый и последний звук в слове – названии картинки. Затем составляют цепочку слов из картинок.

-«Слон» - в этом слове последний звук [Н]

-«Нож» - в этом слове первый звук [Н], последний [Ж]

-«Жираф» - в этом слове первый звук [Ж], последний [Ф] и так далее.

«Зашифруй слово».

Цель: развитие умения называть первый звук в слове, составлять слова по картинкам.

Материал: карточки, предметные картинки.

1)-Разложите картинки в свои домики.

2)-Я вам буду называть звук, а вы выкладывать в ряд картинку на этот звук.

[М] [А] [К]

Мяч– Автобус – Кораблик

3)-Я вам буду называть картинки, а вы будете выкладывать их в ряд, а затем прочитаете слово. Мяч – Утка - Кораблик - Автобус

[М] [У] [К] [А]

4)- Я раздам вам картинки, а вы самостоятельно зашифруете его.

Приложение 1

(Для объяснения в презентации)

Дидактическая игра по обучению грамоте «Цепочка слов»

Цель: создание игрового пособия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-Формировать навыки элементарного звукового анализа.

-Научить называть первый и последний звук в слове, опираясь на громкое проговаривание.

-Автоматизировать проблемные звуки в речи.

Материал: Набор предметных картинок.

Ход игры:

Взрослый раскладывает перед детьми картинки, просит назвать, что на них нарисовано, найти картинку с цифрой 1, назвать последний звук в слове, составить цепочку из картинок.

-Ребята, сегодня мы будем собирать цепочку слов с помощью картинок.

-Давайте назовём все картинки.

-Найдите картинку с цифрой 1 в уголочке. Назовите последний звук в этом слове.

-Найдите картинку на этот звук.

-Соберите цепочку из всех картинок.

Дети берут по одной карточке, рассматривают, называют вслух картинку, и определяют первый и последний звук в слове – названии картинки. Затем составляют цепочку слов из картинок.

-«Слон» - в этом слове последний звук [Н]

-«Нож» - в этом слове первый звук [Н], последний [Ж]

-«Жираф» - в этом слове первый звук [Ж], последний [Ф] и так далее.

Таким образом, дети раскладывают все картинки.

В результате получаются такие цепочки слов:

1. Слон - нож – жираф – флаг – гриб – бабочка – арбуз – забор – руль – лист – треугольник – колос.

2. Чебурашка – ананас – сарафан – носорог – гвоздь – дерево – огурец – цыплёнок – карандаш – шар – руль – лыжи.

3. Утка – абрикос – свинья – якорь – ромб – барабан – ноги – индюк – кит – тетрадь – дом – морковь.

4. Абрикос – свинья – якорь – ромб – барабан – ноги – индюк – кит – тетрадь – дом – морковь - ватрушка.

5. Болт – тигр – радуга – апельсин – носок – колос – солнце – ель – ландыш – шкаф – флаг – гриб.

6. Бант – танк – курица – ананас – сапог – гвоздь – дерево – огурец – цапля – якорь – руль – лимон.

7. Изюм – медведь – дерево – овал – лист – тигр – ракета – арбуз – заяц – цыплёнок – конь – овал.

8. Змея – яблоко – овца – автобус – сарафан – ноги – индюк – круг – гриб – бант – тигр – руль.

9. Обезьяна - ананас – светофор – ромб – банан – нож – жираф – фартук – квадрат – тыква – арбуз – заяц.

10. Кресло – овал – лебедь – топор – ракета – автобус – сарафан – носорог – голубь – брюки – индюк

11. Облако – одуванчик – крокодил – лимон – нос – светофор – ромашка – автомобиль – лебедь – дом – морковь - вишня.

12. Черепаха – автобус – снегирь – ружьё – ёж – жираф – флаг – голубь – бинокль – лист – танк – кит.

Дидактическая игра по обучению грамоте «Буквы и звуки».

Вариант № 1 «Определи первый звук в словах»

Игровая задача : определить первый звук в словах и правильно обозначить его буквой.

Задачи:

-Закрепить понятия «звук», «буква»

-Дифференцировать понятия гласный – согласный звук

-Закрепить умения соотносить звук с буквой;

-Развитие простых форм фонематического анализа (определение место звука в слове).

-Закрепить графический образ печатных букв (без употребления алфавитных названий).

-Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память.

Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков (игра организуется по индивидуальным карточкам). Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее и правильнее определить нужный звук в слове и обозначить его буквой. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.

Вариант №2 «Определить нужный звук в словах»

В игре может участвовать несколько игроков (игра организуется по индивидуальным карточкам). Можно играть индивидуально.

Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее и правильнее определить нужный звук в слове и положить туда картинку. (Звук может встретиться в начале слова, в середине и в конце)Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.

Вариант №3 «Зашифруй слово».

Цель: развитие умения называть первый звук в слове, составлять слова по картинкам.

Материал: карточки, предметные картинки.

1)-Разложите картинки в свои домики.

2)-Я вам буду называть звук, а вы выкладывать в ряд картинку на этот звук.

[М] [А] [К]

Мяч– Автобус – Кораблик

3)-Я вам буду называть картинки, а вы будете выкладывать их в ряд, а затем прочитаете слово. Мяч – Утка - Кораблик - Автобус

[М] [У] [К] [А]

Дидактическая игра по развитию речи «Раздели слова на слоги».

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

В игре может участвовать несколько игроков (игра организуется по индивидуальным карточкам). Можно играть индивидуально.

Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее и правильнее определить сколько слогов в слове и разложить в соответствии 1,2,3,4. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.

Дидактическая игра по развитию речи «Назови твёрдый и мягкий звук».

Цель: развитие умения различать твёрдый и мягкий звук в слове.

Материал: карточки, фишки и круги зелёного и синего цвета.

А) – Я буду называть слово, если звук [М] слышится мягко, вы поднимете зелёный круг. Если звук [М] слышится твёрдо, вы поднимите синий круг.

Б) – Я покажу картинку, если на этой картинке звук [М] слышится мягко, вы поставите фишку на солнышко, а если звук [М] слышится твёрдо, то поставите фишку на снежинку.

В) – Посмотрите на свои картинки и положите с мягким звуком [М] на солнышко, а с твёрдым звуком [М] на снежинку.

Дидактическая игра по обучении грамоте «Волшебные кубики".

Цель: Развитие грамматического строя речи.

Задачи:

Обучающие :

-Группировать предметы по признакам.

-Учить употреблять существительные с обобщающим значением (посуда, овощи)

-Выделять первый звук в слове. Называть слова с заданным звуком.

-Делить слова на слоги

Развивающие:

-Развивать умение составлять сложные предложения.

-Развивать мелкую моторику, координацию движений.

-Придумывать прилагательные к существительным.

-Придумывать глаголы к существительным.

Воспитательные:

-Воспитывать дружеские взаимоотношения в микрогруппах.

-Воспитывать умение внимательно слушать задания воспитателя.

Материал: деревянные кубики с наклеенными и нарисованными на них картинками (фрукты, овощи, транспорт, одежда, дикие животные, посуда)

Ход игры:

1-Положите кубики так, чтобы сверху были дикие животные (волк, слон, ёж, зубр, лось, мышь, бобр, кабан, крот, зубр, медведь, белка)

2-Положите кубики так, чтобы сверху были фрукты: (киви, банан, яблоко, вишни, виноград, ананас, груша. слива, апельсин)

3-Положите кубики так, чтобы сверху была одежда: (костюм, кепка, куртка, шарф, перчатки, платье. сарафан, костюм)

4-Положите кубики так, чтобы все слова начинались на звук "К" : (куртка, коньки, кроссовки, корабль, коляска, кран, крот, клёст, кабан, капуста, картофель, киви)

5-Положите кубики так, чтобы в словах слышался звук "Р" : (груша, абрикос, редис, помидор, сорока, зубр, крот, брюки, шорты, ракета, пожарная машина, подъёмный кран)

6 Положите кубики так, чтобы все слова делились на один слог: (волк, слон, ёж, зубр, лось, мышь, бобр, лук, шарф, танк)

7-Положите кубики так, чтобы все слова делились на два слога: (конь-ки, ка-бан, курт-ка, ли-са, за-яц, ко-рабль, ба-нан, ки-ви, ле-бедь, гру-ша, мед-ведь, паль-то)

8-Положите кубики так, чтобы все слова делились на 3 слога: (крос-сов-ки, пи-нет-ки, са-по-ги, пер-чат-ки, а-на-нас, ви-ног-рад, ка-пус-та. по-ми-дор, вер-то-лёт, ко-ляс-ка, ра-ке-та, ля-гуш-ка)

9-Положите кубики так, чтобы все слова делились на четыре слога: (ав-то-мо-биль, экс-ка-ва-тор, ве-ло-си-пед, ру-ка-ви-цы, бо-лот-ни-ки, бо-со-нож-ки, о-безь-я-на, ско-во-ро-да)

10-Придумайте предложение из трех слов, выбрав две любые картинки (Заяц ест морковь)

11-Составь из двух картинок сложное предложение (Ёж маленький, а слон большой. Лук горький, а яблоко сладкое)

12-Выбери любую картинку и придумай к ней как можно больше прилагательных (белка какая? - рыжая, ловкая, заботливая, трудолюбивая, шустрая, маленькая)

13-Подбери к любой картинке как можно больше глаголов (белка что делает? - прыгает, скачет, грызет, спит, смотрит, ест, живет)

В руки кубики мы взяли,

Посмотрели и назвали

Овощи и фрукты,

Одежду и посуду.

Поиграть в игру такую

Нам совсем не трудно.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игровой стретчинг — это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Благодаря стретчингу.

Консультация для родителей «Обучение грамоте детей 5–6 лет» Обучение грамоте детей 5-6 летЦели и задачи на начальном этапе обучения, или что должен знать и понимать ребенок для того, чтоб в будущем.

Мастер-класс для педагогов «Обучение детей основам бумагопластики. Квиллинг» Цель: формирование у педагогов представления об обучении детей старшего дошкольного возраста основам бумагопластики при работе с бумагой.

Мастер-класс для педагогов «Обучение технике витражной росписи старших дошкольников» Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение.

Мастер-класс «Обучение дошкольников составлению загадок» 1 слайд: Мастер-класса "Обучение дошкольников составлению загадок" 2 слайд: Цель работы: познакомить педагогов с особенностями, методикой,.

Мастер-класс «Обучение с увлечением!» Ход мастер класса Слайд 2 «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать,.

Мастер-класс «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Мастер-класс по теме «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» (выступление на VI Зональных педагогических чтениях:.

Мастер-класс по теме «Обучение детей игре на ложках» Актуальность. Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного.

Обучение грамоте старших дошкольников Обучение грамоте старших дошкольников. Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота – это.

Мастер-класс «Обучение детей дошкольного возраста технике квиллинг»Мастер-класс «Обучение детей дошкольного возраста технике квиллинг» Свою работу я начала со средней группы. Учила детей правильно скручивать полоски создавая из них элементы для будущих композиций. Дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Обучение грамоте в игровой форме»
Опубликовано: 7 декабря 2019 в 15:59
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Обучение грамоте в игровой форме»» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Елизарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД