Зоя Елизарова
Мастер-класс «Обучение грамоте в игровой форме»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Сказка» комбинированного вида»
Инновационная технология - проектная деятельность
Мастер - класс :
«Обучение грамоте в игровой форме»
Подготовила: воспитатель
Елизарова З. В.
г. Шарыпово, 2019.
Инновационная технология - проектная деятельность.
Мастер-класс : «Обучение грамоте в игровой форме»
Цель мастер-класса :
Публикация «Мастер-класс „Обучение грамоте в игровой форме“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2019
-создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по инновационным технологиям.
Задачи:
-представить личный педагогический опыт педагогам ДОУ по использованию дидактических игр в подготовке дошкольников к обучению грамоте;
-сформировать у участников мастер-класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке детей к обучению грамоте.
-Развивать творческий познавательный интерес к дидактическим играм по обучению грамоте дошкольников.
Теоретическая часть.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами рассмотрим технологию проектной деятельности и проведем мастер-класс на тему : «Обучение грамоте в игровой форме».
Так что же обозначает понятие «инновация»?
В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». То есть инновация- это «новшество».
В наше время существует много инновационных технологий (здоровьесберегающая, игровая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная технология, технология исследовательской деятельности и технология проектной деятельности). Сегодня я хочу рассказать об инновационной технологии которую я использую в своей работе. Это технология проектной деятельности. Метод проектов представляет собой новый взгляд на организацию работы. Используя проектную деятельность, я не только могу продемонстрировать разнообразие изучаемого предмета, явления, но и значительно обогатить, сделать интереснее весь образовательный процесс.
За тот промежуток времени пока реализуется какой-либо проект, ребенок получает большее количество информации в более интересной форме. Значительно расширяются границы наглядных, демонстрационных возможностей образовательной деятельности.
Такие формы работы, как проектная деятельность становятся мощным средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
В прошлом году я реализовывала долгосрочный проект по развитию речи и обучению грамоте «АБВГДейка».
Методы которые я использовала в проекте:
-Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ, беседа)
-Наглядный (наблюдение, рассматривание картин)
-Практический (словесные игры; дидактические игры: «Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»).
Также необходимым условием успешной реализации проекта является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы.
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Подготовка детей к обучению чтению и письму.
Задачи проекта
Обучающие :
-Совершенствовать речь детей, как средство общения;
-Упражнять детей в согласовании слов в предложении;
-Учить делить слова с открытыми слогами на части;
-Учить составлять слова из слогов;
-Учить выделять последовательность звуков в простых словах;
-Учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;
-Учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных; количество звуков в слове; выделять ударный слог;
-Учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой - моделью;
-Расширять словарный запас детей.
Развивающие:
-Развивать связную речь детей;
-Развивать фонематическое восприятие звука;
-Развивать умение использовать в своей речи разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
-Развивать умения составлять рассказы по сюжетным картинкам и из личного опыта;
-Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
-Воспитывать культуру речевого общения;
-Воспитывать коммуникативные качества.
Ход мастер – класса :
Наш мастер класс пройдет в форме занятия. Я покажу как мы знакомимся с новым звуком, как играем с ним, и как проходит закрепление этого звука.
На самой первой встрече мы с детьми познакомились с Буковкой и с её волшебным карандашом, и клоуном Слыш. Ведь мы все с вами знаем, что буквы мы с вами видим и пишем, а звуки слышим и произносим. Эти герои помогали ребятам в занимательной игровой форме усвоить такие понятия, как звук и буква, помогли понять их различия и особенности. Забавные герои помогали подготовить слух и руку ребенка к восприятию звуков речи и письму.
Известно, что одной из важных составляющих обучения грамоте является хорошо развитый фонематический слух. И поэтому я использовала специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память ребенка к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети познакомились с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. В структуру каждого занятия входили также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Другой важной составляющей успешного обучения является хорошо развитая мелкая моторика, поэтому я использовала упражнения и по подготовке руки к написанию букв.
И так мы начинаем…. Вы будете ребятами моей группы.
Звук и буква «М»
Прекрасным летним утром Слыш как всегда проснулся, сделал зарядку, умылся, а потом собрался позавтракать. Но вдруг он услышал интересный и протяжный звук — кто-то играл на незнакомом музыкальном инструменте:
-М-м-м, м-м-м.
Странно, — подумал Слыш, — Я никогда раньше не слышал такого звука. Мои соседи играли на самых разных инструментах: на колокольчике, на барабане, на дудочке, но такого музыкального инструмента я не знаю.
Слыш вышел во двор и увидел, что в соседнем сказочном домике сидит его сосед Лопоух и играет на маленькой гитаре.
— Что это такое? — спросил Слыш.
— Это домра. Послушай, как звучат ее струны: м-м-м, м-м-м. — И Лопоух заиграл на домре.
Слыш так заслушался, что не заметил, как к нему подошла его подруга Буковка.
— Послушай, — воскликнул Слыш, — какой новый звук я узнал. — Он хотел было произнести его, но не смог. Его губы были неловкими и неповоротливыми. Тогда Слыш попросил у Буковки ее волшебный карандаш, взял его губками и стал их тренировать.
Упражнение для губ - «Веселый карандаш».Ребята давайте тоже потренируем свои губки вместе со Слышем. Возьмём карандаш и захватим его одними губами. Рисуем в воздухе карандашом вертикальные, горизонтальные линии, круги (двигаются одни губы, ни зубы, ни язычок не помогают)
— М-м-м,— протянул Слыш. (Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос, нос «сердится», гудит, и губы гудят. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами).
Далее мы с детьми и при помощи Буковки разучиваем стих про букву, прописываем её в тетрадях, и закрепляем в месте со Слышем в играх:«Произнеси звук», «Опиши звук»,«Поймай звук», почитали с детьми слоги и слова.
На закрепление звука и буквы в течение всей недели мы с детьми проигрываем дидактические игры по обучению грамоте (мы с вами сейчас в них поиграем).
Предложить выйти 8 желающим, разбить их на 4 микро-группы с помощью дидактической игры «Раздели слова на слоги».
Дидактическая игра по развитию речи «Раздели слова на слоги».
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков (игра организуется по индивидуальным карточкам). Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее и правильнее определить сколько слогов в слове и разложить в соответствии 1,2,3,4. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.
Работа в микрогруппах.
«Цепочка слов»
Ход игры:
Взрослый раскладывает перед детьми картинки, просит назвать, что на них нарисовано, найти картинку с цифрой 1, назвать последний звук в слове, составить цепочку из картинок.
-Ребята, сегодня мы будем собирать цепочку слов с помощью картинок.
-Давайте назовём все картинки.
-Найдите картинку с цифрой 1 в уголочке. Назовите последний звук в этом слове.
-Найдите картинку на этот звук.
-Соберите цепочку из всех картинок.
Дети берут по одной карточке, рассматривают, называют вслух картинку, и определяют первый и последний звук в слове – названии картинки. Затем составляют цепочку слов из картинок.
-«Слон» - в этом слове последний звук [Н]
-«Нож» - в этом слове первый звук [Н], последний [Ж]
-«Жираф» - в этом слове первый звук [Ж], последний [Ф] и так далее.
«Зашифруй слово».
Цель: развитие умения называть первый звук в слове, составлять слова по картинкам.
Материал: карточки, предметные картинки.
1)-Разложите картинки в свои домики.
2)-Я вам буду называть звук, а вы выкладывать в ряд картинку на этот звук.
[М] [А] [К]
Мяч– Автобус – Кораблик
3)-Я вам буду называть картинки, а вы будете выкладывать их в ряд, а затем прочитаете слово. Мяч – Утка - Кораблик - Автобус
[М] [У] [К] [А]
4)- Я раздам вам картинки, а вы самостоятельно зашифруете его.
Приложение 1
(Для объяснения в презентации)
Дидактическая игра по обучению грамоте «Цепочка слов»
Цель: создание игрового пособия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-Формировать навыки элементарного звукового анализа.
-Научить называть первый и последний звук в слове, опираясь на громкое проговаривание.
-Автоматизировать проблемные звуки в речи.
Материал: Набор предметных картинок.
Ход игры:
Взрослый раскладывает перед детьми картинки, просит назвать, что на них нарисовано, найти картинку с цифрой 1, назвать последний звук в слове, составить цепочку из картинок.
-Ребята, сегодня мы будем собирать цепочку слов с помощью картинок.
-Давайте назовём все картинки.
-Найдите картинку с цифрой 1 в уголочке. Назовите последний звук в этом слове.
-Найдите картинку на этот звук.
-Соберите цепочку из всех картинок.
Дети берут по одной карточке, рассматривают, называют вслух картинку, и определяют первый и последний звук в слове – названии картинки. Затем составляют цепочку слов из картинок.
-«Слон» - в этом слове последний звук [Н]
-«Нож» - в этом слове первый звук [Н], последний [Ж]
-«Жираф» - в этом слове первый звук [Ж], последний [Ф] и так далее.
Таким образом, дети раскладывают все картинки.
В результате получаются такие цепочки слов:
1. Слон - нож – жираф – флаг – гриб – бабочка – арбуз – забор – руль – лист – треугольник – колос.
2. Чебурашка – ананас – сарафан – носорог – гвоздь – дерево – огурец – цыплёнок – карандаш – шар – руль – лыжи.
3. Утка – абрикос – свинья – якорь – ромб – барабан – ноги – индюк – кит – тетрадь – дом – морковь.
4. Абрикос – свинья – якорь – ромб – барабан – ноги – индюк – кит – тетрадь – дом – морковь - ватрушка.
5. Болт – тигр – радуга – апельсин – носок – колос – солнце – ель – ландыш – шкаф – флаг – гриб.
6. Бант – танк – курица – ананас – сапог – гвоздь – дерево – огурец – цапля – якорь – руль – лимон.
7. Изюм – медведь – дерево – овал – лист – тигр – ракета – арбуз – заяц – цыплёнок – конь – овал.
8. Змея – яблоко – овца – автобус – сарафан – ноги – индюк – круг – гриб – бант – тигр – руль.
9. Обезьяна - ананас – светофор – ромб – банан – нож – жираф – фартук – квадрат – тыква – арбуз – заяц.
10. Кресло – овал – лебедь – топор – ракета – автобус – сарафан – носорог – голубь – брюки – индюк
11. Облако – одуванчик – крокодил – лимон – нос – светофор – ромашка – автомобиль – лебедь – дом – морковь - вишня.
12. Черепаха – автобус – снегирь – ружьё – ёж – жираф – флаг – голубь – бинокль – лист – танк – кит.
Дидактическая игра по обучению грамоте «Буквы и звуки».
Вариант № 1 «Определи первый звук в словах»
Игровая задача : определить первый звук в словах и правильно обозначить его буквой.
Задачи:
-Закрепить понятия «звук», «буква»
-Дифференцировать понятия гласный – согласный звук
-Закрепить умения соотносить звук с буквой;
-Развитие простых форм фонематического анализа (определение место звука в слове).
-Закрепить графический образ печатных букв (без употребления алфавитных названий).
-Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память.
Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков (игра организуется по индивидуальным карточкам). Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее и правильнее определить нужный звук в слове и обозначить его буквой. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.
Вариант №2 «Определить нужный звук в словах»
В игре может участвовать несколько игроков (игра организуется по индивидуальным карточкам). Можно играть индивидуально.
Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее и правильнее определить нужный звук в слове и положить туда картинку. (Звук может встретиться в начале слова, в середине и в конце)Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.
Вариант №3 «Зашифруй слово».
Цель: развитие умения называть первый звук в слове, составлять слова по картинкам.
Материал: карточки, предметные картинки.
1)-Разложите картинки в свои домики.
2)-Я вам буду называть звук, а вы выкладывать в ряд картинку на этот звук.
[М] [А] [К]
Мяч– Автобус – Кораблик
3)-Я вам буду называть картинки, а вы будете выкладывать их в ряд, а затем прочитаете слово. Мяч – Утка - Кораблик - Автобус
[М] [У] [К] [А]
Дидактическая игра по развитию речи «Раздели слова на слоги».
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
В игре может участвовать несколько игроков (игра организуется по индивидуальным карточкам). Можно играть индивидуально.
Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее и правильнее определить сколько слогов в слове и разложить в соответствии 1,2,3,4. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и быстрее соперников.
Дидактическая игра по развитию речи «Назови твёрдый и мягкий звук».
Цель: развитие умения различать твёрдый и мягкий звук в слове.
Материал: карточки, фишки и круги зелёного и синего цвета.
А) – Я буду называть слово, если звук [М] слышится мягко, вы поднимете зелёный круг. Если звук [М] слышится твёрдо, вы поднимите синий круг.
Б) – Я покажу картинку, если на этой картинке звук [М] слышится мягко, вы поставите фишку на солнышко, а если звук [М] слышится твёрдо, то поставите фишку на снежинку.
В) – Посмотрите на свои картинки и положите с мягким звуком [М] на солнышко, а с твёрдым звуком [М] на снежинку.
Дидактическая игра по обучении грамоте «Волшебные кубики".
Цель: Развитие грамматического строя речи.
Задачи:
Обучающие :
-Группировать предметы по признакам.
-Учить употреблять существительные с обобщающим значением (посуда, овощи)
-Выделять первый звук в слове. Называть слова с заданным звуком.
-Делить слова на слоги
Развивающие:
-Развивать умение составлять сложные предложения.
-Развивать мелкую моторику, координацию движений.
-Придумывать прилагательные к существительным.
-Придумывать глаголы к существительным.
Воспитательные:
-Воспитывать дружеские взаимоотношения в микрогруппах.
-Воспитывать умение внимательно слушать задания воспитателя.
Материал: деревянные кубики с наклеенными и нарисованными на них картинками (фрукты, овощи, транспорт, одежда, дикие животные, посуда)
Ход игры:
1-Положите кубики так, чтобы сверху были дикие животные (волк, слон, ёж, зубр, лось, мышь, бобр, кабан, крот, зубр, медведь, белка)
2-Положите кубики так, чтобы сверху были фрукты: (киви, банан, яблоко, вишни, виноград, ананас, груша. слива, апельсин)
3-Положите кубики так, чтобы сверху была одежда: (костюм, кепка, куртка, шарф, перчатки, платье. сарафан, костюм)
4-Положите кубики так, чтобы все слова начинались на звук "К" : (куртка, коньки, кроссовки, корабль, коляска, кран, крот, клёст, кабан, капуста, картофель, киви)
5-Положите кубики так, чтобы в словах слышался звук "Р" : (груша, абрикос, редис, помидор, сорока, зубр, крот, брюки, шорты, ракета, пожарная машина, подъёмный кран)
6 Положите кубики так, чтобы все слова делились на один слог: (волк, слон, ёж, зубр, лось, мышь, бобр, лук, шарф, танк)
7-Положите кубики так, чтобы все слова делились на два слога: (конь-ки, ка-бан, курт-ка, ли-са, за-яц, ко-рабль, ба-нан, ки-ви, ле-бедь, гру-ша, мед-ведь, паль-то)
8-Положите кубики так, чтобы все слова делились на 3 слога: (крос-сов-ки, пи-нет-ки, са-по-ги, пер-чат-ки, а-на-нас, ви-ног-рад, ка-пус-та. по-ми-дор, вер-то-лёт, ко-ляс-ка, ра-ке-та, ля-гуш-ка)
9-Положите кубики так, чтобы все слова делились на четыре слога: (ав-то-мо-биль, экс-ка-ва-тор, ве-ло-си-пед, ру-ка-ви-цы, бо-лот-ни-ки, бо-со-нож-ки, о-безь-я-на, ско-во-ро-да)
10-Придумайте предложение из трех слов, выбрав две любые картинки (Заяц ест морковь)
11-Составь из двух картинок сложное предложение (Ёж маленький, а слон большой. Лук горький, а яблоко сладкое)
12-Выбери любую картинку и придумай к ней как можно больше прилагательных (белка какая? - рыжая, ловкая, заботливая, трудолюбивая, шустрая, маленькая)
13-Подбери к любой картинке как можно больше глаголов (белка что делает? - прыгает, скачет, грызет, спит, смотрит, ест, живет)
В руки кубики мы взяли,
Посмотрели и назвали
Овощи и фрукты,
Одежду и посуду.
Поиграть в игру такую
Нам совсем не трудно.