Ольга Борисова
Мастер-класс для педагогов «Обучение детей основам бумагопластики. Квиллинг»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у педагогов представления об обучении детей старшего дошкольного возраста основам бумагопластики при работе с бумагой – квиллингу.
Задачи:
- ознакомить педагогов с рабочей программой кружка по начальному техническому моделированию с элементами бумагопластики «Цветной калейдоскоп»;
- рассказать о занятиях с детьми квиллингом (интересные моменты, трудности);
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Обучение детей основам бумагопластики, Квиллинг“» размещена в разделах
- Бумагопластика, бумажная пластика
- Квиллинг
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями при создании поделок из бумажных полосок;
- научить на практике создавать простейшие фигуры, используя метод квиллинга;
- показать возможности квиллинга для развития творческих способностей детей.
Оборудование: полоски бумаги для квиллинга, палочки для квиллинга, картон, клей, ножницы.
Предварительная работа:
- подбор методической литературы, материала по теме;
- подготовка материала для практической работы.
Ход мастер-класса
Доказано, что дошкольный возраст сенситивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е. А. Флерина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и т. д.
Я хочу рассказать о своей работе с детьми по программе дополнительного образования «Цветной калейдоскоп».
Направленность программы по бумагопластике «Цветной калейдоскоп» - начальное техническое моделирование с элементами бумагопластики.
Новизна данной программы основана на комплексном подходе к формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса при решении задач художественно-эстетического воспитания и технического моделирования.
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетической направленности, связанных с развитием у детей мелкой моторики рук, так как многие дошкольники имеют общее недоразвитие речи.
Данная программа педагогически целесообразна, т. к. в дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Интерес к природе творчества и творческих способностей приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием науки и техники и необходимостью подготовки специалистов, способных решать возникающие перед ними все более сложные задачи.
Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Развивая творческие способности в процессе бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь.
Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству.
Бумагопластика – это синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование из бумаги. Занятия с бумагой превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из бумаги.
Особое внимание хочу обратить на один из разделов моей программы – это квиллинг.
Бумажная филигрань — старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время во многих европейских странах и в Соединенных Штатах, где получила название «квиллинг». У квиллинга длинная история : филигранная обработка бумаги была известна еще древним египтянам, которые в качестве основного материала использовали папирус, также это искусство было известно на Среднем Востоке и в Китае. Во Франции и в Италии бумажная филигрань начиная с XVI века, использовалась монахами для украшения и обрамления священных образов. Из этих стран искусство бумажной филиграни распространилось в Англии, первоначально активно практикуясь в знатных домах времен Стюарта, чтобы в дальнейшем утвердиться вплоть до викторианского периода. Специализированные журналы представляли технику квиллинга и различные проекты с подробными объяснениями: классические предметы для декора, коробочки для чая и для инструментов, «грелки» на чайник, различные шкатулки и корзины. Даже проводились настоящие учебные курсы по квиллингу в самых элитных школах. Ценительницами этого искусства считаются такие коронованные особы, как дочь Георга III Элизабет, которая, говорят, подарила своему врачу ширму, выполненную в технике квиллинга, королева Мария и царица Александра, которые коллекционировали его образцы, а также такие интеллектуалы, как Джейн Остен и сестры Бронте. Из Англии квиллинг перекочевал в Северную Америку с колонизаторами, и здесь в первой половине XIX века некоторые столяры-краснодеревщики изготавливали коробочки и шкатулки с вставленными стенками, декорированными в технике бумажной филиграни, как если бы речь шла о мозаике. Эту необычную обработку и называют мозаикой. Начиная с конца XIX века популярность квиллинга постепенно пошла на убыль, почти до полного забвения, чтобы снова возродиться в наши дни в более современной форме, но с очарованием и изысканностью, не уступающими тем, что были в прошлые века. У этой техники много поклонников во всем мире. В Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Англии», настоящая корпорация квиллинга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, во время которого можно было полюбоваться старинными изделиями и современными творениями. По квиллингу проводились две крупные выставки: первая в 1927 году в Лондоне, другая — в 1988 году в Нью-Йорке, в Флориан-Папп Галерее, где были выставлены на продажу настоящие шедевры.
Эффективным средством развития творчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ могут стать занятия квиллингом. Кроме того, это еще и замечательный способ развития мелкой моторики. Этот вид работы с бумагой очень нравится детям. Сегодня мы познакомимся с квиллингом как видом искусства и научимся выполнять простые поделки.
Предлагаю вам посмотреть презентацию, в которой вы познакомитесь с основными элементами квиллинга, а также увидите работы детей старшей и подготовительной группы.
Инструменты и материалы для квиллинга : полоски бумаги для квиллинга, палочки для квиллинга, картон, клей, ножницы. (Слайд №1)
На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. (Слайд № 2)
Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на палочку. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и вовремя скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. (Слайд №2)
Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура. (Слайд № 3)
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. (Слайд № 4-5)
Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаё тся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию, Вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.
Работу с детьми по квиллингу я начала с показа детям презентации о том, что можно сделать из бумажных полосок. Когда дети увидели эти поделки, им очень захотелось сделать что-то подобное. Сначала мы вместе с детьми делали коллективные работы: «Мухомор», «Ветка рябины». (Слайды № 6). Потом начали делать небольшие поделки на картоне: «Гусеница», «Воздушные шары» (Слайды № 7, «Осьминог», «Котенок», «Зайчик». (Слайд № 8). К новогоднему празднику – коллективную работу «Поросятки на ёлке». (Слайд № 9, «Зимние бабочки» (Слайд № 10).
Чтобы познакомить детей с новой квиллинговой формой «капля» проводила занятие на тему «Капли дождя» (Слайд № 11).
Девочкам очень нравится делать цветы. (Слайд № 12).
Дети подготовительной группы самостоятельно выполнили работы в подарок своим мамам ко дню Святого Валентина. (Слайд № 13, сделали картины: «Зимнее дерево», «Ландыши», «Астры», «Крокусы», «Ваза с ромашками». (Слайды № 14, 15, 16).
Индивидуальные работы детей : «Маки», «Незабудки», «Подснежники». (Слайд № 17, 18, 19).
2. Практическая часть
Сегодня мы попробуем изготовить небольшой цветок. Для этого каждый из Вас сделает несколько лепестков и листиков. Перед Вами на столах лежат необходимые материалы (полоски бумаги, клей, палочки для квиллинга, подносы для складывания готовых элементов). Мы начнем с простых элементов, с которых можно начинать работу с детьми.
Изготовление элементов «капля» и цветка из них.
3. Обратная связь, подведение итогов.
Вот такой замечательный букет у нас получился. Надеюсь, и вы получили удовольствие в процессе его создания.
Итак, наш мастер-класс подходит к концу. Выскажите, пожалуйста, ваши замечания, пожелания.
-Обмен мнениями-
В заключение предлагаю Вам сделать следующее задание. Теперь, когда Вы получили первоначальное представление о том, что такое квиллинг, попробуйте каждый сформулировать тезисно - в чем заключается польза занятий квиллингом с детьми?
Пять минут работают самостоятельно, затем обмениваемся мнениями и формулируем общие положения:
Польза от занятий квиллингом с детьми :
1. Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения.
2. Способствует развитию эстетического вкуса, воображения.
3. Способствует развитию усидчивости, терпения, воспитывает аккуратность.
4. Способствует расширению кругозора, помогает в изучении цветов, форм.
5. способствует развитию образного и пространственного мышления.
6. Учит следовать устным инструкциям.
7. Стимулирует развитие памяти.
На этом наш мастер-класс подошел к концу. Спасибо за сотрудничество.
Литература:
https://www.detzdraw.com www.i-gnom.ru https://www.maam.ru
Ашиков В. Ещё раз о воспитании// Дошкольное воспитание. – 2005. – №4 – С. 3-5.
Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2002.
Котова Е. В, Кузнецова С. В, Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
Малков В. И. Бумажные фантазии. – М. : Просвещение, 2012.
Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника : Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Петрова И. М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб: «Детство-пресс», 2000.
Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги. – М. : Изд-во «Скрипторий 2003», 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (любое издание).
Черкасова И. А, Руснак В. Ю, Бутова М. В. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. – М. : Изд-во «Скрипторий 2003», 2014.