Игнатова Виктория Михайловна
Мастер-класс «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по теме «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
(выступление на VI Зональных педагогических чтениях: «Развитие творческого потенциала учителя и ученика как условие реализации ФГОС»)
Цель:
- знакомство участников мастер-класса с методами и приёмами,
Публикация «Мастер-класс „Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2019
применяемыми на музыкальных занятиях при обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах.
Задачи:
-овладение способами звукоизвлечения и навыками игры на детских музыкальных инструментах;
-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;
Ход мастер-класса
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности.
Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.
Игра на детских музыкальных инструментах - одна из самых доступных и развивающих форм музицирования в детском саду. Она развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует развитию музыкальных способностей (тембрового, гармонического и мелодического слуха, чувства ритма, фантазии и творческого воображения, становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.
Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии так как игра в оркестре - прекрасное средство не только индивидуального развития, но и творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Благодаря музицированию у детей улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений, формируется личность будущего музыканта и слушателя, дети учатся понимать и любить музыку.
Работа по ознакомлению с инструментами и последующему обучению игре на них проводится последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр и т. д.
Сегодня речь пойдет об элементарном музицировании, игре на музыкально - шумовых инструментах.
Важнейшей особенностью работы с шумовыми музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.
Уважаемые коллеги, сегодня мы попробуем пропустить через себя несколько приёмов и методов, которые я применяю в практике по обучению дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Для этого необходимо освоить несколько способов правильного звукоизвлечения.
Начнём с группы шумовых ударных инструментов, не имеющих звукоряда, которые использую с детьми младшего дошкольного возраста.
Деревянные ложки - издавна известны как русский национальный инструмент, приёмов игры на них очень много, мы выберем традиционный - удары (имитируем.)
Трещётка - один из древнейших русских шумовых инструментов, которой отпугивали птиц с полей.
Существует несколько разновидностей трещеток: трещетка пластинчатая (традиционная, которая представляет собой набор деревянных пластин, укреплённых на шнурке. Взяв за крайние пластины, инструмент покачивают, или имитируют хлопки в ладоши, пластины при этом ударяются друг о друга; трещётка-вертушка, способ игры на ней прост: вращать круговыми движениями кисти.
Коробочка - быстрыми ударами имитируем стук дятла, чуть медленнее - цокот копыт.
Приёмы игры на треугольнике - удары и тремоло, чтобы треугольник не вращался вокруг своей оси, палочкой ударяют по центру или сверху вниз (имитируем капли дождя).
Есть очень интересный шумовой деревянный инструмент- рубель. Раньше с помощью него гладили белье. Рубелем хорошо подчеркивается исполнение всякого рода коротких арпеджио или форшлагов приёмом игры «глиссандо»-проводим деревянной палочкой сверху вниз или снизу вверх).
Металлофон, ксилофон - инструменты с гармоническим строем, имеющие звукоряд, поэтому игра на них способствует у детей развитию не только ритма, но и мелодического слуха и музыкальной памяти. Обучению игре на них я начинаю с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Играют на металлофоне с помощью молоточков, которыми ударяют посередине пластинок. Молоточек следует держать свободно тремя пальцами - большим сверху, указательным и средним снизу. Чтобы звук был музыкальным, мягким, удары по пластинкам не должны быть сильными и резкими. Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах : по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям.
Этапы обучения игре на музыкально - шумовых инструментах :
знакомство с инструментами; показ, как они устроены; как нужно держать; послушать их звучание.
Самой увлекательной для ребенка формой обучения игры на музыкально - шумовых инструментах является рассказывание сказки - шумелки.
Благодаря использованию инструментов история или сказка становиться более интересной и яркой.
Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно рассказывать сказку наизусть, заранее определив шумовое оформление, смысловые акценты и паузы.
Перед сказкой необходимо раздать инструменты с учётом возможностей ребенка. Можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Во время исполнения я использую жесты и мимику, говорю медленно и выразительно, выдерживаю паузы.
Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Вступление громкость и скорость игры я подсказываю взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
Дети постепенно запоминают названия инструментов, узнают их по слуху, сравнивают и характеризуют звучание знакомых инструментов.
Чтобы закрепить приёмы звукоизвлечения игры на инструментах, я предлагаю вам озвучить сказку.
Вступление буду подсказывать взглядом и жестом.
«Пришла весна»
Наступила долгожданная весна.
Катюшу разбудили яркие солнечные лучи. ( металлофон : красная, оранжевая, синяя пластины)
Ура - обрадовалась Катя - можно идти гулять!
( ксилофон: поочерёдно играть 5,6пластины)
Катя вышла во двор и залезла на горку, (ксилофон (лесенка вверх)
Она скатилась с горки (ксилофон "глиссандо" вниз)
И упала, (барабан)
Вдруг подул сильный ветер (дуть,
Он нагнал низкие, тяжёлые тучи (звенит бубен)
И грянул первый весенний гром (барабан, трещётка)
На землю начали падать капли первого весеннего дождя
(ксилофон, металлофон (играть поочерёдно рядом находящиеся пластины)
Сначала медленно и робко (играют медленно, затем, все быстрее и быстрее (ускоряют темп).
И вот, пошел сильный дождь (маракас)
Катя бросилась бежать (ксилофон, играть поочерёдно 5,6 пластины)
Но дождик был не долгим, снова выглянуло радостное весеннее солнышко и появилась разноцветная радуга ( металлофон: глиссандо вверх, вниз).
Катя увидела дождевого червяка, он выползал из земли (маракас)
А ещё - большую бабочку и побежала за ней (ксилофон - играть поочерёдно 5,6 пластины)
Бабочка села на жёлтые цветы, похожие на маленькие солнышки, (треугольники)
Мама очень любит цветочки - подумала Катюша, и она собрала целый букет (металлофон - красная, оранжевая, синяя пластины)
Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу, (треугольники!
Таким образом, звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию внимания, творческой фантазии, слуховой памяти, формирует навыки общения; дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
Итогом успешного музицирования является игра в оркестре и ансамбле.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях: в театральной деятельности, в выступлениях на праздниках, а так же в разных видах музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмическое движение).
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!