Елена Вельгорецкая
Обучение грамоте старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение грамоте старших дошкольников.
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Публикация «Обучение грамоте старших дошкольников» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Исследования ученых позволили установить наиболее оптимальные сроки для начала обучения детей грамоте. Подготовка должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое чутье к языку. Пятилетний малыш обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой речи.
Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, воспитателю всегда необходимо помнить, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности. Из-за этой работы нельзя ломать привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать время игр и других видов детской деятельности.
Дошкольнику необходима правильная организация его полноценной жизнедеятельности в детском саду. Именно она дает толчок к познанию, позволяет дошкольнику ощутить себя носителем ценного индивидуального опыта, такого важного и полезного окружающим людям.
Подготовка к школе – не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства.
Существуют разные теоретические позиции и практические подходы к обучению дошкольников.
Сторонники первого направления считают необходимым как можно раньше (с трех лет) формировать у ребенка учебные навыки: чтение, письмо, счет…
Сторонники второго направления отстаивают позицию системного развития ребенка в соответствии с его возрастными индивидуальными возможностями на всех этапах дошкольного обучения.
Процесс обучения чтению сложный. Поэтому навык чтения не может сформироваться в один момент. Это длительный процесс, связанный с определенным психофизиологическим механизмом различения каждого знака. Ребенка нужно научить узнавать букву – целую – по какой-то части, в сочетании с другими буквами. Для этого можно придумать множество игр, и они очень важны для развития навыка чтения.
Умение ребенка узнавать графический образ буквы – одно из важнейших умений, готовящих его к чтению. Подготовка ребенка к чтению заключается в комплексном развитии. Это подразумевает развитие, во-первых, фонематического слуха, во-вторых, артикуляции.
Литература.
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспититателей. – 2 изд., 2005.
2. Ельцова О. М. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте : Учебно-методическое пособие. – СПб, 2011.-320 с.