ирина пупкова
Мастер-класс по теме «Обучение детей игре на ложках»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Именно музыка помогает детям изображать волшебный музыкальный мир с помощью своих мышечно-двигательных ощущений.
Цель:
- Создание условий для ознакомления педагогов с образовательной
технологией обучения игре на ложках, как на музыкальных инструментах для музыкального развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс по теме „Обучение детей игре на ложках“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Ложка. Все о ложках для детей
- Поделки из ложек и вилок
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
- Изучение участниками мастер-класса вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить участников мастер-класса с ложками, как с народным инструментом,и использованием ложек в процессе музыкального
воспитания
• Познакомить участников с методами и приёмами игры на ложках.
• Развивать творческую инициативу, фантазию, воображение;
• Воспитывать интерес к ложкам как к музыкальному инструменту, желание научиться играть на них.
• Повысить уровень мастерства педагогов.
Методы и приемы:
Репродуктивный, практический.
Оборудование:мультимедийное оборудование, ложки по две на каждого участника.
Программа мастер-класса :
Iчасть Теоретическая
IIчасть Практическая
III часть Заключительная
I часть Теоретическая.
Вводная часть (индуктор)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Скажите, любите ли вы чудеса и сюрпризы? Давайте мы с вами попробуем сотворить маленькое чудо. Для того чтобы оно произошло …
– Вы три раза должны хлопнуть,
И пять раз ногами топнуть,
Рядом другу улыбнитесь:
Дружно за руки возьмитесь,
Устремите взгляды ввысь
«Чудо, чудо появись!»
Посмотрите, какой чудесный сундучок у меня есть. А как вы думаете, что находится в моем волшебном сундучке? А какие именно музыкальные инструменты лежат, вам поможет моя загадка.
– Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит все вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)
- Правильно, отгадали, это ложка, но не простая ложка, а деревянная, расписная.
(Открываете сундучок, достаете ложки и раздаете участникам мастер-класса)
Применение музыкальных инструментов в образовательной деятельности и в повседневной жизни обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Из самобытных народных ударных инструментов на Руси применялись ложки. В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках, которые издавали четкий, «сухой» звук. Иногда к ложкам привязывались бубенчики.
Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы, украшались резьбой, росписью, выжиганием и покрывали их лаком.
Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно.
Но пока родители расписывали ложки, они давали детям их поиграть.
Игра на ложках влияет на развитие координации движений и быстроту реакции, координируют работу мозга и мышц, полученные навыки закрепляются в памяти.
Формирует навыки вербального и невербального общения
Развивает чувство ритма, музыкальную память и внимание
Развивает навыки крупной и мелкой моторики
Развивает дисциплинированность, целеустремленность, внимательность, ответственность
Услышав стук ложки об ложку, так и пошла играна ложках, а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры.
Итак: сегодня мы будем учиться играть на ложках.
II часть Практическая.
Этап обучения игре на ложках.
- У кого в руках ложки, давайте рассмотрим из чего она состоит.
Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать).
Чтобы играть на ложках надо их правильно взять в руки.
Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук.
Сегодня, я хочу познакомить Вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте. И Вы сразу же поймёте,
что играть на деревянных ложках не так уж легко, как кажется.
Обучение на двух ложках я поделила на два этапа, необходимо пользоваться правилом, плавно переходить от простого, к сложному.
1. Ребенок учится играть, взяв в каждую руку по ложке
Первый приём.
«Рукой левой мы возьмём
Рукой правой мы возьмём
Стукнем раз, стукнем два
Получается игра»
*1-ый приём «Часики». Ударяем возле правого и левого уха двумя ложками с небольшим интервалом. (показ).
*2-й приём «Хлопушки». Этот приём подобен «часикам», но без интервала. (Показ).
*3-й приём «Блинчики». Скользящие движения правой ложкой по левой. Ложки держат горизонтально (показ).
*4-й приём «Тарелочки». Скользящие движении вертикально правой и левой ложкой (показ).
*5-приём «Солнышко». Ложки на вытянутых руках, стуча двигаются по кругу, изображая круг или полукруг «солнышко».
*6-й приём «Игра парами». Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так : удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложкутоварища, опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложкутоварища.
*7-й приём «Лошадка» - ударяют одной ложкой о другую. Для этого стучим одной ложкой выпуклой стороной кверху на левую коленку и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.
А теперь под музыку. Молодцы!
2. А сейчас переходим ко второму приёму игры на двух ложках.
«Ножку левую положь на коленку правую,
Между пальцами ты вложь ложку деревянную»
Одну ложку вложим между 1 и 2 пальцем, а вторую ложку вложим между 2 и 3 пальцем.
Ложки сильно не сжимайте, держите ложки так, чтобы ложка стучала
о ложку.
Взяли ложки в руки и начали.
3. А теперь мы будем учиться играть третьим приёмом.
«По ладошкам мы стучим
Весело играем.
По коленочкам стучим
Дружно повторяем»
Взяли ложки, держим правильно, сильно не сжимаем.
Приготовились, начали. 2 раза по ладошкам, 2 раза по коленкам.
Раз, два. Раз, два.
*приём «Трещётка» - держимладонь над коленом в горизонтальном положении и ударяем ложкой по колену и по ладони.
А теперь под музыку. Правильно, молодцы!
III часть Заключительная
Вот мы и разучили три приёма игры на ложках.
А сейчас мы соберемся, и будем дружно играть на ложках вместе,
Значит играем ансамблем.
Сначала играем 1 приёмом, 2и 3.
Начинаем играть после вступления. Приготовились. Начали.
Итог: Вот видите, как мы вместе и дружно научились играть на ложках.
Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, гадают на ромашке, просят божью коровку «улететь на небушко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.
Рефлексия.
А теперь прошу вас оценить мой мастер-класс. Кому понравился мой мастер-класс пусть поднимут ложки вверх и постучат, а кому не понравился оставят ложки на коленках.
Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам доброго.
Спасибо за внимание!