Татьяна Рухова
Образовательный проект «Профессии старины далекой» для детей старшей группы с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад №197»
Образовательный проект
«Профессии старины далекой»
для детей старшей группы (5-6 лет)
с ЗПР
Образовательная область :
познавательное развитие
старшая группа
Авторы проекта :
Рухова Т. А.
Воспитатель
Первая квалификационная категории
Тип проекта : краткосрочный
г. Барнаул 2018
Содержание:
Раздел 1. Целевой.
Публикация «Образовательный проект „Профессии старины далекой“ для детей старшей группы с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
1.1. Пояснительная записка 2
1.2. Характеристика особенностей развития детей 5-6 лет ЗПР. 3
1.3. Планируемые результаты. 4
Раздел 2. Содержательный.
2.1. Особенности осуществления образовательного процесса. 5
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации проекта. 5
2.3. Содержание коррекционной работы. 6
Раздел 3. Организационный.
3.1. Организация образовательного процесса и организационно-педагогических условий. 7
3.2. Предметно-пространственно-развивающая среда. 7
3.3. Взаимодействие с социумом. 8
Библиографический список.
Раздел 1. Целевой.
1.1. Пояснительная записка.
«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?»
Всем знакома эта детская считалочка. У считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. В жизни, все не так просто. Это в старину профессии было мало, и все они могли на одном крыльце поместиться, вместе с царем.
Современный мир полон перемен, нанотехнологий и модернизаций. Это коснулось и сферы образования, так как новому развитому обществу нужны образованные люди. Но нельзя воспитать правильно человека, не зная своей истории.
При разработке новых нормативных документов, регулирующих работу современных детских садов и работу педагогов, пристальное внимание было уделено проблеме приобщения детей к русской культуре.
Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу, — с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за ребенком и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть: мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, т. е. занимается женской работой. Папа занимается ремонтом, строительством, т. е. занимается мужской работой, дедушка и бабушка помогают молодой семье по дому. Об этом рассказывают народные сказки, поговорки, песни, пословицы.
Одной из важнейших задач педагога является развитие у детей индивидуального эмоционального отношения к предметам быта. Бережное, уважительное отношение к мнению каждого ребенка и воспитание привычки любоваться и искренне делиться своими впечатлениями, знакомиться с предметами быта в коллективе предоставляет ребенку возможность формировать свое личное мнение, а воспитателю – заинтересованно «сотрудничать» с детьми, полностью исключая авторитарность. Воспитатель предоставляет ребенку право выбора в интересующей его игровой ситуации: кому-то нравиться готовить в печи, кому-то – стирать, а кому-то хочется cтроить.
В нашей группе ведется работа по нравственно-патриотическому воспитанию, поэтому с сентября 2014 года функциклирует мини - музей «Сударушка» (Приложение 1). Одна из его задач – знакомство детей с русскими народными традициями и обычаями. Но в наши дни дети мало получают информации о
2
русской культуре. Родители все реже говорят о культуре страны своим детям, да и сами зачастую забывают о ней. Поэтому как следствие выбрана тема проекта «Профессии старины далекой». И ко всему выше сказанному хочется сказать, что мы считаем своей прямой обязанностью как педагогов приобщать детей к богатой культуре русского народа.
Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Профессии старины далекой».
Формирование представлений у детей о русском крестьянском быте через знакомство с профессиями прошлого, учить сравнивать старинные и современные профессии.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о русском крестьянском быте.
2. Расширять и обобщать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
3. Расширять словарный запас: изба, пряжа, сруб, веретено, лапти, прялка, лавка, чугунок, сундук, ухват.
4. Приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям
(гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
6. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс.
1.2. Характеристика особенностей развития детей 5-6 лет с ЗПР.
Воспитание детей с тяжелыми нарушениями развития, с одной стороны, имеет задачи, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой стороны, эти задачи глубоко специфичны.
Цели и задачи, общие для обучения и воспитания всех детей - это содействие их всестороннему развитию, выявление положительных и сглаживание отрицательных сторон личности, воспитание детей наиболее социально адаптированными, трудоспособными и полезными членами общества. Для детей с тяжелыми недостатками развития эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении следует учитывать значительно более низкий уровень их возможностей, необходимость применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания. Специфичность целей, задач и методов работы 3
с проблемными детьми вытекает из глубокого своеобразия этих детей.
Для воспитания такого ребенка еще более важную роль, чем для здорового, играют спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство. Поэтому в работе с детьми этой категории выделяется патриотическое воспитание через знакомство с русскими народными традициями. Фольклор как сокровищница русского народа позволяет разнообразить процесс воспитания и развития двигательной творческой инициативы детей путем нахождения новых форм. Знакомство с русскими народными традициями более эффективно проходит в условиях мини-музея группы.
1.3. Планируемые результаты :
1. У детей сформированы представления о русском крестьянском быте.
2. Расширены представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
3. Расширен словарный запас: изба, пряжа, сруб, веретено, лапти, прялка, лавка, чугунок, сундук, ухват.
4. Дети приобщены к общечеловеческим нравственным ценностям
(гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
5. Родители привлечены в воспитательно – образовательный процесс.
Раздел 2. Содержательный.
2.1. Особенности осуществления образовательного процесса.
Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка – это игра. Создание интерьера группы и мини – музея «Сударушка» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке, позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы «избы» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей. Интерьер «избы» состоит из мебели (стол, лавка, печь, люлька, предметов быта – посуда, половики, прялка и другая утварь. В «избу» вносятся куклы в русских костюмах, костюмы для детей. Акцентируется внимание на мужских и женских обязанностях в семье и за пределами дома. Материал для сюжетно-ролевых игр пополняется в течение года в соответствии с планом занятий. Например, к теме «Чаепитие» вносится и рассматривается самовар, затем – сервиз для чаепития, различные травы для заварки, десерты и угощение (муляжи баранок, пирогов, сушек и т. д.) (Приложение 2, выполненные совместно воспитателями, детьми и родителями. Все это размещается в «избе» и обыгрывается вместе с детьми на 4
специальных занятиях и в свободной детской деятельности.
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации проекта.
Перспективный план – график мероприятий.
число Образователь-
ная область Формы и методы Ответственные Отметка о выполнении
Социально-коммуникативное развитие Дидактические игры:
«Откуда предмет?»
«Собери пазлы»
«Русская изба и современный дом»
Сюжетно - ролевые игры:
«Строители»
Беседы: «Нам нужны работники: столяры и плотники»
Труд Поручение «Убери в избе»
Рухова Т. А.
Бондаренко Е. Г.
Бондаренко Е. Г.
Приложение 3
Познавательное развитие Презентация «Русские ремесла» с использованием ИКТ
Интегрированное занятие «Старинные профессии» Бондаренко Е. Г.
Рухова Т. А.
Приложение 4
Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Фартук в русском народном стиле»
Аппликация: «Изба»
Чтение художественной литературы:
Пересказ русской народной сказки
«Заюшкина избушка» Рухова Т. А.
5
Бондаренко Е. Г.
Речевое развитие Беседа по книге:
Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»;
М. Пожарова «Плотник»
Чтение сказки о Старинных профессиях
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде и быте
Бондаренко Е. Г.
Рухова Т. А.
Приложение 5
Физическое развитие П\ и «Горелки»
«Веретено и пряжа»
«Лапти»
Рухова Т. А.
Бондаренко Е. Г
2.3. Содержание коррекционной работы.
Учитывая, что группа состоит в основном из мальчиков 5-6 лет с ЗПР проект «Профессии старины далекой» мы считаем наиболее актуальным для детей этой категории. Соответственно, разработали и внедрили в деятельность картотеки для коррекционной работы с детьми:
-картотека артикуляционной гимнастики с элементами фольклора;
-картотека пальчиковой гимнастики ;
-картотека игр-драматизаций по мотивам русских сказок и песен;
Особенно детям нравятся физкультминутки в русском народном стиле.
6
Раздел 3. Организационный
3.2 Предметно – пространственная развивающая среда.
Тема проекта прослеживается в предметно - пространственной развивающей среде группы :
В "Уголке начинающего читателя" очень успешно ведется работа по ознакомлению с художественной литературой. Собраны книги : сказки, былины, потешки, пословицы русского народа о труде. Воспитанники заинтересованно слушают русские народные сказки, как при чтении, так и аудиозаписи в музыкальном сопровождении, в которых описывается трудолюбие и терпение русского народа. Знают много стихотворений, называют произведения, прослушав отрывок из него.
В «Театральном уголке» есть куклы Бибабо, театр на ложках и др. для инсценировки сказок: "Заюшкина избушка", "Теремок".
"Уголок рисования" пополнился новыми дидактическими играми: "Подбери головной убор к сарафану", "Русская изба и современный дом", "Пазлы", предметами разных видов росписи.
В «Уголке конструировании» разнообразные виды конструкторов и мозаики находятся в свободном доступе для детей.
Все экспонаты доступны и используются в разных видах деятельности: для проведения занятий, для сюжетно - ролевых игр, театрализованной деятельности.
3.3. Взаимодействие с социумом.
Для того, чтобы проект был полностью реализован воспитатели – руководители проекта тесно взаимодействуют с другими специалистами:
- музыкальный руководитель помогает подготовить и провести развлечения, такие как «Котята поворята»;
- учитель – дефектолог и психолог проводят физкультминутки, пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику с элементами фольклора, опираясь на картотеки.
Для того, чтобы расширять кругозор и продолжать формировать представления детей профессиях запланирована экскурсия в 7 «А» группу в музей о космосе, где узнают о современных профессиях. 7
Провели конкурс среди родителей нашей группы поделок из природного материала "Русская изба".
Созданы условия, раскрывающие интеллектуальный и творческий потенциал, ориентированный на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов.
Библиографический список:
1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Н. З. Жаренкова, О. В. Муртазина «Знакомство с профессиями» 2014г.
3. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку». Издательство: "Мир книги", 2009г.
4. Т. Кремер «Кем быть?» - М. : РОССА, 2017 г.
5. Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет».