НАТАЛИЯ ЛАСУКОВА
Групповой детский познавательно-исследовательский образовательный проект для детей второй младшей группы «Снег кружится»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Снег кружится, летает и тает….».
Цель проекта : формирование у детей младшего возраста первоначальных знаний о природном явлении - снеге, о свойствах снега путем развития творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
Задачи проекта
Публикация «Групповой детский познавательно-исследовательский образовательный проект для детей второй младшей группы „Снег кружится“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
для детей :
-познакомить с природным явлением – снегом;
- узнать о свойствах снега : почему снег превращается в воду и почему снег белый;
-развивать творческие и познавательные способности в процессе исследовательской деятельности;
-развивать связную речь детей, любознательность, логическое мышление.
-воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое о снеге.
для педагогов:
-создать условия для формирования у детей познавательных умений, инициативности и самостоятельности;
-способствовать творческой активности детей;
-поддерживать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности детей.
Паспорт проекта.
Вид проекта : познавательно - исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта : дети младшей группы №3, воспитатели.
Срок реализации: февраль - март.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Актуальность темы.
Знакомство дошкольников с окружающим миром вызывает у ребенка интерес к исследованию живой и неживой природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями.
Самостоятельно проводимый эксперимент ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестной. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребенок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире. Закладывается фундамент общего умственного развития ребенка, с восприятием предметов начинается познание. Все другие формы познания запоминание, воображение, мышление, строятся на основе образцов восприятия, являются результатом их переработки.
В нашем дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Ставя эксперимент в детском саду, мы знакомим детей с конкретными исследовательскими методами. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Дети любого возраста любят зиму за новогодние праздники. Нравятся им зимние забавы: катание на коньках, лыжах, катание на снежных горках, лепку снеговиков. Но редко кто из них задумывался о том, откуда и почему идет снег. Какими свойствами он обладает. Для того чтобы понять и узнать свойства снега, ребенок должен наглядно увидеть это. Чтобы предоставить детям такую возможность, необходимо провести опыты, наблюдения, где они узнают, что такое снег, почему снег белого цвета, откуда он берется, почему снег бывает липкий и рыхлый, согревает землю.
Организация проекта.
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности.
Проблема исследования.
Во время прогулки дети увидели пушистые хлопья снега. Дети выразили радость и неподдельный интерес. Были такие ребята, которые ловили снег ртом и говорили, что это сладкая вата и её надо есть. Другие говорили, что снег есть нельзя, будет болеть горло. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о снеге (снежинках) очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Что такое снег?»
Мы с детьми решили узнать, как можно больше о снеге. Как он появляется? Почему снег белый, а не красный или синий? Почему он бывает только зимой?
Гипотеза исследования.
Если мы узнаем, как образуется снег, то поймем, почему он падает на землю зимой.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети совместно с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
1. Узнать, что такое снег?
2. Формировать представления о свойствах снега.
3. Познакомить с художественными произведениями о снеге.
4. Развивать умение проводить опыты со снегом и по результатам делать элементарные выводы.
5. Развивать познавательные и творческие способности детей.
Методы исследования.
1. Наблюдения.
2. Экспериментально-поисковая работа детей совместно с воспитателем.
3. Художественно-творческая работа детей.
Результаты исследования.
1. Наглядно-дидактический материал (картинки, иллюстрации о снеге).
2. Подборка стихов, загадок о снеге.
3. Картотека опытов со снегом.
4. Презентация «Этот удивительный снег».
2 этап. Организация исследования в рамках проекта.
1. Сбор, анализ и систематизация информации о снеге.
1. Чтение художественной литературы.
Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…», «Полно, беленький снежочек…», «Снегурочка» (р. н. с., «Морозко» (р. н. с.)
Поэзия: А. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Вот, север, тучи нагоняя…»; К. Бальмонт «Снежинка»; А. Фет Глянь-ка из окошка…; «Письмо на снегу» В. Головин; «Метель» М. Алимбаев;
«Белый снег пушистый» И. Суриков; «Бывает снег комочками» Грабин.
Проза: В. Бианки «Книга зимы», «Кто, чем пишет? Кто как читает?»;
Г. Скребицкий «Зима»; Л. Воронкова «Снег идет», В. Одоевский «Мороз Иванович».
2. Рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок о снеге.
2. Организованная деятельность с детьми.
- НОД (познавательное развитие) «Белый снег пушистый».
- НОД (художественно-эстетическое развитие) «Снежинки».
- Заучивание стихов о снеге.
- Конструктивная деятельность «Шесть лучиков снежинки».
- Познавательно-исследовательская деятельность : «Почему снег на ладони тает?», «Какой цвет у снега?», «Что будет со снегом, если его внести в дом, а потом вынести на улицу?»
- Беседа «Что такое снег?», «Зачем нужен снег?», «Почему снег скрипит?», «Если хочешь быть здоров…».
- Физкультурно - оздоровительная деятельность - подвижные игры на улице: «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Снег кружится»; игровые упражнения: «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту»; дыхательная гимнастика «Сдуй снежинку».
- Настольно-дидактические игры: «Большая и маленькая», «Парные снежинки», «Собери картинку со снежинкой».
3. Самостоятельная деятельность детей.
Рисование снежинок по контуру и самостоятельно, рассматривание разнообразных форм снежинок на иллюстрациях, сравнение снежинок.
3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности детей.
1. Оформление выставки детских работ «Такие разные снежинки».
2. Папка - передвижка «Каким бывает снег?».
3. Познавательная игровая ситуация «Что мы знаем о снеге».
4. Выставка снежинок из бумаги.
5. Презентация – фотоотчет «Снег – снежок».
Вывод:
В процессе работы над проектом у детей сформировались представления о снеге, как природном явлении. В ходе исследовательской деятельности дети получили знания о свойствах снега. Научились проводить опыты, делать выводы. У детей в речи закрепились новые слова и понятия. Значительно повысился интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
И гипотеза наша, что, если мы знаем, как образуется снег, то понимаем, почему он падает на землю именно зимой - подтвердилась.