МААМ-картинки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Буква «С». Звуки [С], [ С’]» или «Злые чары Снежной королевы»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Буква «С». Звуки [С], [ С’]» или «Злые чары Снежной королевы»

Образовательная область : речевое развитие

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Буква С. Звуки [С], [ С’]» или «Злые чары Снежной королевы».

Основные цели: Знакомство с буквой С. Закрепление навыков правильного произношения звуков [С], [ С’]. Совершенствование навыков звукового анализа слов.

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Буква „С“, Звуки [С], [ С’]“ или „Злые чары Снежной королевы“» размещена в разделах

Дидактические материалы: демонстрационный материал: предметные картинки, раздаточный материал: для выкладывания буквы С : фасоль, тыквенные семечки, пуговицы, ракушки, камешки цветные, орешки. Фишки для звукового анализа слова : красные, синие и зелёные, звуковая полоска. Зеркало Снежной королевы, 5 осколков от зеркала. Простой карандаш, лист бумаги формата А6 (1/4 листа А4). Конверты для заданий от сказочных героев, посылка для конвертов.

Оборудование: магнитафон, аудиозаписи голоса Снежной Королевы.

Краткая аннотация к работе: Тип разработанного занятия – интегрированное: открытие нового знания с тренировочным занятием.

Занятие подготовлено для детей подготовительной группы. Разработано в технологии «Ситуация». К занятию приложены иллюстрации демонстрационного и раздаточного материала.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактическая задачи:

- способствовать формированию положительной мотивации детей включения в поисковую деятельность;

- сформировать детскую цель: собрать осколки зеркала и расколдовать звуки;

- содействовать формированию у детей веры в достижение цели.

Воспитатель собирает детей около себя на ковре.

- Ребята я сегодня утром видела посланника Снежной Королевы, который сказал мне, что Снежная Королева заморозила все буквы на свете, и теперь люди не смогут ни писать, ни читать…»

-Что же нам делать? (возможно дети выразят недоумение).

Не расстраивайтесь! Есть способ разрушить злые чары Снежной Королевы- нужно собрать разбитое волшебное зеркало и произнести заклинание «Крибле-крабле-бумс». Тогда все буквы разморозятся, и всё вернется на свои места».

Звучит запись голоса «Снежной Королевы» :

«Я повелительница льда!

Да! Буквы ваши я нашла и их заколдовала!

Держитесь, нелегко придётся вам,

Я очень трудные задания Вам дам!

Чтоб зеркало моё собрать,

Осколки нужно вам искать.

Когда осколки соберёте,

Тогда и буквы вы спасете».

- Ребята, это был голос Снежной Королевы! Ну что, будем собирать осколки разбитого зеркала? (да) Для этого понадобятся ваши знания. Ребята, а вы сможете это сделать? (Да)

2. Актуализация

Дидактические задачи:

- актуализировать умение детей: выделять первый и последний звук в словах;

различать твёрдый звук [С], и мягкий звук [ С’].

- тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

Задание № 1

- Ребята посланник Снежной Королевы передал посылку с зданиями от сказочных героев, которые хотят нам помочь.

Первое письмо от Ворона: «Здравствуйте, дети! Загадки отгадайте - лишнее слово называйте! И осколок зеркальца получайте. Карр!»

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (дети стоят у доски)

-Ребята на доске вы видите картинки: нитки, незабудки, Незнайка, семь. Обратите внимание на первый звук и найдите лишнее слово

(Дети выделяют лишнее слово [семь], потому что оно начинается на мягкий согласный звук [ С’], а все остальные слова начинаются на согласный звук[ Н’])

-А сейчас посмотрите на эти картинки: диван, апельсин, пион, нос. Обратите внимание на последний звук и найдите лишнее слово

(Дети выделяют лишнее слово [нос], потому что оно заканчивается на согласный звук [С], а все остальные слова заканчиваются на согласный звук [Н]).

«Вот осколок за старанье!

В добрый путь вам, до свиданья!» (Воспитатель вставляет осколок в рамку от зеркала. Дети садятся на места).

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

-создать мотивационную ситуацию для знакомства с буквой С;

- закрепить понятия звук и буква;

-формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и постановки познавательной цели.

- Ребята, давайте вспомним, какие же слова были в предыдущем задании лишние?

- Что общего между этими словами? (В этих словах есть звуки [С] и [ С’])

- Чем эти звуки похожи? (эти звуки согласные) Почему?

- Чем эти звуки отличаются? (звук [С]– твердый, а звук [ С’] – мягкий).

- А сейчас давайте попробуем написать звук [С].

- Вы смогли его написать? (Нет)

- Почему вы не смогли его написать? (Потому что мы звук слышим и произносим его)

- А пишем, мы что? (Букву)

-Какой буквой мы будем обозначать звук на письме? (Буквой С).

-Напишите её на листе бумаги. (Не все дети напишут буку. Часто встречается ошибка: дети пишут буку С в другую сторону)

- Смогли ли все написать эту букву? (нет; не все) Почему? (потому что не знаем, как правильно писать эту букву)

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактические задачи:

-организовать процесс самостоятельного поиска детьми, способа преодоления затруднения и «открытия» новой буквы С;

- закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим).

- развивать умение составлять букву С из элементов;

- А как же нам узнать, как выглядит эта буква?

Как и где мы можем это узнать? (Спросить у взрослых, обратиться к азбуке, найти в алфавите).

Посмотрите! У нас есть алфавит, и сколько здесь букв! Какая из них буква С?

Как вы догадались, что это буква С? (Нарисована собака, первый звук в слове собака - [С], поэтому рядом нарисована буква С и др.)

У меня есть увеличенное изображение буквы С.

Скажите, на что она похожа? (На кренделёк, месяц, полукруги др.)

«Нарисуем полукруг

Буква С (эс) возникла вдруг.» (Дети рисуют букву в воздухе).

Осколок сможем получить, если вы выложите букву С.

Задание № 2.

Игровое упражнение «Составь букву».

Сможете ли вы составить букву С из различных материалов? (Да, сможем).

Дети выполняют задание, сидя за столами на индивидуальном подносе. Предлагаемые материалы: фасоль, тыквенные семечки, пуговицы, ракушки, камешки цветные, орешки.

-Молодцы! У вас всё получилось! Получаем ещё один осколок от зеркала. (Воспитатель вставляет осколок в рамку от зеркала).

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Дидактические задачи:

- развитие умения проводить звуковой анализ слова, определять место звука в словах;

- развитие навыков дифференциации твердости и мягкости звука;

совершенствовать навыки звукового анализа;

умение

- развитие фонематического слуха.

- продолжать совершенствовать умение детей составлять предложения с заданным словом;

Задание № 3. (дети с воспитателем на ковре)

Письмо от Принцессы:

«Мои заданья выполняйте, умело звуки различайте

А) Дидактическая игра «Хлопни».

- Ребята, я прочитаю вам стихотворение, если вы услышите слово со звуком [С], [ С’].– хлопните. Начинаем:

В замке снежной королевы стены изо льда.

Не дрожат в лесу осины, не журчит вода.

Заморожены сосульки, скалы, и сады,

И в сияющей оправе мерзлые цветы.

(Дети хлопают, когда слышат заданные звуки).

Б) Дидактическая игра «Где спрятан звук» (дети садятся на места)

Детям раздаются картинки со звуками [С] и [ С’] в разных позициях.

- Ребята, перед вами лежат звуковые полоски, и кружочки зеленного и синего цвета.

- Что они обозначают? (зеленая фишка обозначает мягкий звук [ С’], а синяя фишка обозначает - твердый звук [С])

- Посмотрите, что нарисовано на ваших картинках. Определите, где находится звук [С], или [ С’] в словах.

- Если звук [С] или [ С’] стоит в начале слова, куда вы положите фишку? (В начало звуковой полоски).

- Если звук С или [ С’] в середине слова? В конце? (Дети выполняют задание).

- Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. А вот и ещё один осколок который нам передала принцесса». (Воспитатель вставляет осколок в рамку от зеркала).

Задание № 4. (дети стоят у доски)

Письмо от Разбойницы:

«Осколок вам могу отдать, но вам придется отгадать шифровки Снежной Королевы

А) Дидактическая игра «Расшифруй слово».

Детям предлагается «расшифровать» слово по первым звукам каждого слова. ( картинки: сок, автобус, носки, кепка, иголка).

-Ребята нам нужно расшифровать слово, которое здесь спряталось.

- Как же нам расшифровать это слово? Ведь здесь только картинки. (Воспитатель слушает ответы детей. Если не прозвучит правильный ответ, помогает).

- Называйте. Что нарисовано на первой картинке? (Сок)

- Какой первый звук в слове «сок»? [С] (По аналогии со всеми картинками).

- Смогли мы расшифровать слово?

- Какое слово у нас получилось? (Санки)

- Все знают, что такое санки? (Воспитатель показывает картинку.)

- Для чего нужны санки? (Ответы детей)

- Пройдите, пожалуйста, на свои места и выложите слово «санки» из фишек. (Дети выкладывают слово из цветных фишек).

«Вот осколок за старанье! В добрый путь вам, до свиданья!»

Воспитатель вставляет осколок в рамку от зеркала.

Задание № 5.

Письмо от Мудрого Оленя

«Задание моё вы выполняйте, осколок свой последний получайте!»

- Ребята, придумайте предложения, со словом которое вы расшифровали: «санки». (Ответы детей).

- Какие вы всё-таки молодцы! Справились со всеми заданиями! И вот и последний осколок от разбитого зеркала. Давайте его вставим и произнесем заклинание, о котором нам говорил Посланник Снежной Королевы!».

- Вставляем последний осколок и произносим заклинание: «Крибле-крабле-бумс!».

Звучит музыка вьюги с голосом Снежной Королевы :

«В пути вы зеркало собрали,

И чары мои все пропали.

Буквы вам я возвращаю

И удачи всем желаю!».

6. Осмысление

Дидактические задачи:

- восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

Что интересного и полезного мы сегодня сделали?

Удалось ли нам собрать осколки зеркала? (Да)

Что вам в этом помогло? (Мы узнали, что звуки [С] и [ С’] на письме обозначаются буквой С. Научились находить эту букву среди других

Какие еще знания и умения Вам пригодились? (Умения различать мягкие и твердые звуки, умение составлять предложения).

Какое задание было самым трудным?

Скажите, трудные задания легче выполнять одному или с друзьями? (Легче справляться с друзьями. Легче всем вместе.)

Комментарии к сценарию:

Это второе занятие по ознакомлению детей со звуками [С], [ С’], на котором дошкольники знакомились с буквой «С» и закрепляли навыки правильного произношения звуков [С], [ С’].

Публикации по теме:

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Числовой ряд» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Числовой ряд». Основные цели: 1. формировать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Долгие и короткие звуки. Солнышко для зайчика» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, раздел «Музыка» Возрастная группа: средний дошкольный возраст Тема: Долгие.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Как мы Снежной Королеве помогли» Образовательная область: познавательное развитие (конструирование из мягких модулей и бумаги) Возрастная группа: средней дошкольный возраст.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Кто как поет?» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Тема: КТО КАК ПОЕТ? Основные цели: формировать восприятие и воспроизведение.

Образовательная ситуация с дошкольниками 5–6 лет «Лес и луг» Образовательная область: познавательное развитие (Развитие экологических представлений) Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа Тема:.

Образовательная ситуация «Овощи» с дошкольниками Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа Тема: «Овощи» Основные цели: 1. Расширить знания.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Зоопарк» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная группа Тема: «Зоопарк» Основные цели: Развивать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В картинной» .

Конспект открытого логопедического занятия «Задания Снежной Королевы». Звук [с], буква С» Цели: - закрепить знания детей о гласных и согласных звуках (звонких, глухих, уметь интонационно выделять их в словах. - продолжать учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Буква «С». Звуки [С], [ С’]» или «Злые чары Снежной королевы»
Опубликовано: 21 сентября 2019 в 17:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД