Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Буква «С». Звуки [С], [ С’]» или «Злые чары Снежной королевы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : речевое развитие
Возрастная группа: подготовительная
Тема: «Буква С. Звуки [С], [ С’]» или «Злые чары Снежной королевы».
Основные цели: Знакомство с буквой С. Закрепление навыков правильного произношения звуков [С], [ С’]. Совершенствование навыков звукового анализа слов.
Темочки:
- Андерсен Ханс Кристиан
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по обучению грамоте
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Дидактические материалы: демонстрационный материал: предметные картинки, раздаточный материал: для выкладывания буквы С : фасоль, тыквенные семечки, пуговицы, ракушки, камешки цветные, орешки. Фишки для звукового анализа слова : красные, синие и зелёные, звуковая полоска. Зеркало Снежной королевы, 5 осколков от зеркала. Простой карандаш, лист бумаги формата А6 (1/4 листа А4). Конверты для заданий от сказочных героев, посылка для конвертов.
Оборудование: магнитафон, аудиозаписи голоса Снежной Королевы.
Краткая аннотация к работе: Тип разработанного занятия – интегрированное: открытие нового знания с тренировочным занятием.
Занятие подготовлено для детей подготовительной группы. Разработано в технологии «Ситуация». К занятию приложены иллюстрации демонстрационного и раздаточного материала.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактическая задачи:
- способствовать формированию положительной мотивации детей включения в поисковую деятельность;
- сформировать детскую цель: собрать осколки зеркала и расколдовать звуки;
- содействовать формированию у детей веры в достижение цели.
Воспитатель собирает детей около себя на ковре.
- Ребята я сегодня утром видела посланника Снежной Королевы, который сказал мне, что Снежная Королева заморозила все буквы на свете, и теперь люди не смогут ни писать, ни читать…»
-Что же нам делать? (возможно дети выразят недоумение).
Не расстраивайтесь! Есть способ разрушить злые чары Снежной Королевы- нужно собрать разбитое волшебное зеркало и произнести заклинание «Крибле-крабле-бумс». Тогда все буквы разморозятся, и всё вернется на свои места».
Звучит запись голоса «Снежной Королевы» :
«Я повелительница льда!
Да! Буквы ваши я нашла и их заколдовала!
Держитесь, нелегко придётся вам,
Я очень трудные задания Вам дам!
Чтоб зеркало моё собрать,
Осколки нужно вам искать.
Когда осколки соберёте,
Тогда и буквы вы спасете».
- Ребята, это был голос Снежной Королевы! Ну что, будем собирать осколки разбитого зеркала? (да) Для этого понадобятся ваши знания. Ребята, а вы сможете это сделать? (Да)
2. Актуализация
Дидактические задачи:
- актуализировать умение детей: выделять первый и последний звук в словах;
различать твёрдый звук [С], и мягкий звук [ С’].
- тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.
Задание № 1
- Ребята посланник Снежной Королевы передал посылку с зданиями от сказочных героев, которые хотят нам помочь.
Первое письмо от Ворона: «Здравствуйте, дети! Загадки отгадайте - лишнее слово называйте! И осколок зеркальца получайте. Карр!»
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (дети стоят у доски)
-Ребята на доске вы видите картинки: нитки, незабудки, Незнайка, семь. Обратите внимание на первый звук и найдите лишнее слово
(Дети выделяют лишнее слово [семь], потому что оно начинается на мягкий согласный звук [ С’], а все остальные слова начинаются на согласный звук[ Н’])
-А сейчас посмотрите на эти картинки: диван, апельсин, пион, нос. Обратите внимание на последний звук и найдите лишнее слово
(Дети выделяют лишнее слово [нос], потому что оно заканчивается на согласный звук [С], а все остальные слова заканчиваются на согласный звук [Н]).
«Вот осколок за старанье!
В добрый путь вам, до свиданья!» (Воспитатель вставляет осколок в рамку от зеркала. Дети садятся на места).
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
-создать мотивационную ситуацию для знакомства с буквой С;
- закрепить понятия звук и буква;
-формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и постановки познавательной цели.
- Ребята, давайте вспомним, какие же слова были в предыдущем задании лишние?
- Что общего между этими словами? (В этих словах есть звуки [С] и [ С’])
- Чем эти звуки похожи? (эти звуки согласные) Почему?
- Чем эти звуки отличаются? (звук [С]– твердый, а звук [ С’] – мягкий).
- А сейчас давайте попробуем написать звук [С].
- Вы смогли его написать? (Нет)
- Почему вы не смогли его написать? (Потому что мы звук слышим и произносим его)
- А пишем, мы что? (Букву)
-Какой буквой мы будем обозначать звук на письме? (Буквой С).
-Напишите её на листе бумаги. (Не все дети напишут буку. Часто встречается ошибка: дети пишут буку С в другую сторону)
- Смогли ли все написать эту букву? (нет; не все) Почему? (потому что не знаем, как правильно писать эту букву)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
-организовать процесс самостоятельного поиска детьми, способа преодоления затруднения и «открытия» новой буквы С;
- закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим).
- развивать умение составлять букву С из элементов;
- А как же нам узнать, как выглядит эта буква?
Как и где мы можем это узнать? (Спросить у взрослых, обратиться к азбуке, найти в алфавите).
Посмотрите! У нас есть алфавит, и сколько здесь букв! Какая из них буква С?
Как вы догадались, что это буква С? (Нарисована собака, первый звук в слове собака - [С], поэтому рядом нарисована буква С и др.)
У меня есть увеличенное изображение буквы С.
Скажите, на что она похожа? (На кренделёк, месяц, полукруги др.)
«Нарисуем полукруг
Буква С (эс) возникла вдруг.» (Дети рисуют букву в воздухе).
Осколок сможем получить, если вы выложите букву С.
Задание № 2.
Игровое упражнение «Составь букву».
Сможете ли вы составить букву С из различных материалов? (Да, сможем).
Дети выполняют задание, сидя за столами на индивидуальном подносе. Предлагаемые материалы: фасоль, тыквенные семечки, пуговицы, ракушки, камешки цветные, орешки.
-Молодцы! У вас всё получилось! Получаем ещё один осколок от зеркала. (Воспитатель вставляет осколок в рамку от зеркала).
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи:
- развитие умения проводить звуковой анализ слова, определять место звука в словах;
- развитие навыков дифференциации твердости и мягкости звука;
совершенствовать навыки звукового анализа;
умение
- развитие фонематического слуха.
- продолжать совершенствовать умение детей составлять предложения с заданным словом;
Задание № 3. (дети с воспитателем на ковре)
Письмо от Принцессы:
«Мои заданья выполняйте, умело звуки различайте!»
А) Дидактическая игра «Хлопни».
- Ребята, я прочитаю вам стихотворение, если вы услышите слово со звуком [С], [ С’].– хлопните. Начинаем:
В замке снежной королевы стены изо льда.
Не дрожат в лесу осины, не журчит вода.
Заморожены сосульки, скалы, и сады,
И в сияющей оправе мерзлые цветы.
(Дети хлопают, когда слышат заданные звуки).
Б) Дидактическая игра «Где спрятан звук» (дети садятся на места)
Детям раздаются картинки со звуками [С] и [ С’] в разных позициях.
- Ребята, перед вами лежат звуковые полоски, и кружочки зеленного и синего цвета.
- Что они обозначают? (зеленая фишка обозначает мягкий звук [ С’], а синяя фишка обозначает - твердый звук [С])
- Посмотрите, что нарисовано на ваших картинках. Определите, где находится звук [С], или [ С’] в словах.
- Если звук [С] или [ С’] стоит в начале слова, куда вы положите фишку? (В начало звуковой полоски).
- Если звук С или [ С’] в середине слова? В конце? (Дети выполняют задание).
- Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. А вот и ещё один осколок который нам передала принцесса». (Воспитатель вставляет осколок в рамку от зеркала).
Задание № 4. (дети стоят у доски)
Письмо от Разбойницы:
«Осколок вам могу отдать, но вам придется отгадать шифровки Снежной Королевы!»
А) Дидактическая игра «Расшифруй слово».
Детям предлагается «расшифровать» слово по первым звукам каждого слова. ( картинки: сок, автобус, носки, кепка, иголка).
-Ребята нам нужно расшифровать слово, которое здесь спряталось.
- Как же нам расшифровать это слово? Ведь здесь только картинки. (Воспитатель слушает ответы детей. Если не прозвучит правильный ответ, помогает).
- Называйте. Что нарисовано на первой картинке? (Сок)
- Какой первый звук в слове «сок»? [С] (По аналогии со всеми картинками).
- Смогли мы расшифровать слово?
- Какое слово у нас получилось? (Санки)
- Все знают, что такое санки? (Воспитатель показывает картинку.)
- Для чего нужны санки? (Ответы детей)
- Пройдите, пожалуйста, на свои места и выложите слово «санки» из фишек. (Дети выкладывают слово из цветных фишек).
«Вот осколок за старанье! В добрый путь вам, до свиданья!»
Воспитатель вставляет осколок в рамку от зеркала.
Задание № 5.
Письмо от Мудрого Оленя
«Задание моё вы выполняйте, осколок свой последний получайте!»
- Ребята, придумайте предложения, со словом которое вы расшифровали: «санки». (Ответы детей).
- Какие вы всё-таки молодцы! Справились со всеми заданиями! И вот и последний осколок от разбитого зеркала. Давайте его вставим и произнесем заклинание, о котором нам говорил Посланник Снежной Королевы!».
- Вставляем последний осколок и произносим заклинание: «Крибле-крабле-бумс!».
Звучит музыка вьюги с голосом Снежной Королевы :
«В пути вы зеркало собрали,
И чары мои все пропали.
Буквы вам я возвращаю
И удачи всем желаю!».
6. Осмысление
Дидактические задачи:
- восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
Что интересного и полезного мы сегодня сделали?
Удалось ли нам собрать осколки зеркала? (Да)
Что вам в этом помогло? (Мы узнали, что звуки [С] и [ С’] на письме обозначаются буквой С. Научились находить эту букву среди других)ю
Какие еще знания и умения Вам пригодились? (Умения различать мягкие и твердые звуки, умение составлять предложения).
Какое задание было самым трудным?
Скажите, трудные задания легче выполнять одному или с друзьями? (Легче справляться с друзьями. Легче всем вместе.)
Комментарии к сценарию:
Это второе занятие по ознакомлению детей со звуками [С], [ С’], на котором дошкольники знакомились с буквой «С» и закрепляли навыки правильного произношения звуков [С], [ С’].