Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Как мы Снежной Королеве помогли»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие (конструирование из мягких модулей и бумаги)
Возрастная группа: средней дошкольный возраст (4-5 лет)
Тема: «Как мы Снежной Королеве помогли»
Основные цели: формировать умение складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях (по диагонали, пополам по прямой); формировать опыт дизайн – деятельности в процессе конструирования, используя в качестве образца фотографию.
Темочки:
- Андерсен Ханс Кристиан
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Дидактические материалы: квадраты из цветной бумаги по два на каждого ребенка; схема отображающая ритм приклеивания флажков; схемы – символы; геометрические фигуры; «дорожка» из пенопласта с вырезанными геометрическими фигурами; мягкие модули; картинки – раскраски с изображением королевства; фотография замка, презентация «Разные гирлянды».
Оборудование: ноутбук, корзины, «снежки из ваты».
Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация разработана по программе «Мир открытий» под редакцией Л. Г. Петерсон, на основе системы дидактических принципов деятельностного подхода. Постановка задач предполагает учет реальных условий деятельности, возможностей детей, программных требований. В рамках выбранного сюжета перед детьми возникают проблемные ситуации, которые дети фиксируют в речи и разными способами самостоятельно пытаются найти выход из «ситуации затруднения». Дети с успехом применяют новые знания при выполнении заданий. В результате чего имеет место ситуация успеха для каждого ребенка. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей средней возрастной группы.
«Логическая основа образовательной ситуации»
Основная образовательная цель Формировать умение складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях (по диагонали, пополам, по прямой). Формировать опыт дизайн – деятельности в процессе конструирования, используя в качестве образца фотографию.
Новое знание = детское «открытие» 1. Если сложить квадратный лист бумаги по диагонали, получится треугольник. Если сложить квадрат пополам по прямой, получится прямоугольник.
2. Для образца постройки можно использовать фотографию.
Какие понятия, способы действия
необходимо актуализировать Актуализировать знания о геометрических фигурах; о названии строительных деталей; о различных видах гирлянд; умение составлять ряд закономерно чередующихся фигур.
Причина затруднения 1. «Не знаем, как из квадрата сделать треугольник и прямоугольник.
2. Не знаем, как построить разрушенный замок».
Цель деятельности по преодолению
затруднения 1. Узнать, как из квадрата сделать треугольник и прямоугольник.
2. Узнать, как построить разрушенный замок.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Педагог привлекает внимание детей к ноутбуку, на котором демонстрируется видео – письмо от Снежной Королевы.
Снежная Королева : Здравствуйте, девочки и мальчики! Вы меня узнали? Да, я Снежная Королева. В моем королевстве случилась беда. Все королевство готовилось к празднику, но налетел ураган, порвал все гирлянды, разрушил мой замок. Помогите, пожалуйста, построить замок и украсить его гирляндой.
Педагог: Дети, хотите помочь Снежной Королеве? Сможете? Что для этого нужно сделать? (сделать гирлянды; построить замок).
Желание детей помочь Снежной королеве определяет цель предстоящей работы.
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1. актуализировать знания детей о геометрических фигурах;
2. обогащать знания детей об окружающем мире;
3. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь.
Педагог: Вы знаете, что такое гирлянды? Какие они бывают? Из каких материалов их делают? Присядьте на стульчики и посмотрите на экран.
Показ презентации «Разные гирлянды».
Педагог: Новый год – это самый долгожданный праздник, как для взрослых, так и для детей. Символами Нового года являются не только Дед мороз, Снегурочка, но и празднично украшенная елка, переливающаяся всеми огнями радуги.
Первыми украшениями елки были яблоки, орехи, завернутые в разноцветную бумагу. А первыми гирляндами - лампочки, окрашенные в разные цвета. Сейчас очень много разных, ярких, красивых гирлянд и украшают ими не только елки, но и деревья, дома, улицы.
Слайд №1- первые гирлянды - лампочки, окрашенные в разные цвета.
Слайд №2-современное украшение елки.
Слайд №3,4,5-здания и улицы, украшенные гирляндами.
-Мы можем сделать такие гирлянды?
-Как вы думаете, а какие гирлянды были в царстве Снежной Королевы?
-Мы можем сделать гирлянды из сосулек, снежинок, льдинок?
-А из чего сможем? Из каких материалов?
-Да, мы можем сделать гирлянды из бумаги.
-У вас на столах лежат бумажные флажки, какой они формы? (квадратной). Мы можем сделать гирлянду из одних квадратных флажков, но чтобы гирлянда была более праздничной и оригинальной, я предлагаю сделать флажки разной геометрической формы.
3. Затруднение в игровой ситуации №1.
Дидактические задачи:
1. создать мотивационную ситуацию для введения способа сгибания квадрата по диагонали, по прямой для получения треугольника (прямоугольника);
2. формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения, понимания его причины.
Педагог: Сделайте из квадратного флажка треугольный.
- Смогли? Почему некоторые не смогли? (не знаем, как это сделать).
- Сделайте из квадрата – прямоугольник.
-Смогли сделать? Почему некоторые не смогли?
- Значит, что нам надо узнать? (как из квадрата сделать треугольник)
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь?
Дети обращаются к воспитателю или к другим детям, которые смогли выполнить задание, с вопросом.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1. познакомить с разным способом сгибания квадрата для получения треугольника и прямоугольника;
2. формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.
Педагог: Чтобы из квадрата сделать треугольник, надо согнуть его по диагонали, так чтобы совпали все углы, хорошо прогладить линию сгиба. Вот и треугольный флажок готов.
- Кто догадается, как сделать из квадрата – прямоугольник? (если никто не догадался, то педагог объясняет).
-Флажки готовы, что дальше? (надо сделать гирлянду)
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1) тренировать умение сгибать квадрат в разных направлениях для получения треугольника и прямоугольника;
2) закрепить умение видеть и выражать в речи закономерность, тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь.
- Чтобы гирлянда была яркая, красивая, праздничная мы будем приклеивать флажки, соблюдая ритм, а поможет нам в этом схема.
Дети приклеивают к ленте флажки разных геометрических форм по схеме.
Схема «Ритм».
Педагог собирает возле себя детей.
- Полюбуйтесь, какая красивая, яркая, праздничная гирлянда у нас получилась.
- Как вы думаете, Снежной Королеве понравится?
- Гирлянда готова, что дальше?
6. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1) тренировать умение распознавать и называть геометрические фигуры по знакам – символам;
2) тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение; психические процессы: внимание, логическое мышление;
3) закреплять знание геометрических фигур.
Дидактическая игра «Выложи дорогу к замку»
Педагог: Но как же мы пройдем, вся дорога занесена снегом?
- Посмотрите, на дороге что-то лежит (схемы - символы). Если, мы сможем правильно прочитать схемы, то выложим дорогу к замку.
Дети читают схему, берут нужную геометрическую фигуру и выкладывают дорогу. Педагог задает детям индивидуальные вопросы о выборе фигур.
Схема-символ геометрических фигур
Педагог: Вот мы и дошли до королевства, но войти не можем, на двери висит замок. Что же нам делать?
Игровое упражнение «Попади в цель».
Дидактическая задача: организовать активный отдых детей.
Педагог привлекает внимание детей к снежкам.
-Попробуем сбить замок снежками. Возьмите, по три снежка и встаньте каждый на снежинку (наклеены на полу). Положите 2 снежка перед собой, а один возьмите в правую руку.
Напоминание броска снежка в цель способом «из-за головы».
Игра повторяется 3 раза.
Педагог: Ура, сбили замок! Вход в королевство открыт (дети проходят через арку).
- Вот мы и в королевстве.
7. Затруднение в игровой ситуации №2.
Дидактические задачи:
1)создать мотивационную ситуацию для введения нового способа конструирования по фотографии;
2) формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения, понимания его причины.
Педагог: Приступаем к строительству замка. Постройте, замок для Снежной Королевы, такой же как был.
- Смогли построить?
- Почему не смогли? (не знаем, какой был замок).
- Значит, что нам надо узнать? (надо узнать какой был замок)
- Как мы можем это узнать?
8. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) познакомить с новым способом конструирования по фотографии;
2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.
Дети обращаются с вопросом к воспитателю.
Педагог: Ребята, нам повезло, сохранилась фотография замка. Именно она нам и поможет построить замок.
9. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1) формировать опыт дизайн – деятельности в процессе конструирования, используя в качестве образца фотографию;
2) закреплять знание геометрических форм.
Рассматривание фото с помощью вопросов воспитателя.
Педагог: Посмотрите, какой замок был раньше. Вам нравиться? Красивый, необычный, разноцветный замок. Посчитайте, сколько этажей в замке? (3) Из каких деталей построены стены первого этажа? (большие кубики). Какая деталь строительного материала разделяет этажи? (большой брусок) Из каких деталей построены стены второго этажа? (малый цилиндр) Из каких деталей построены стены третьего этажа? (малый брусок) Обратите внимание, как стоят бруски, на широкой или узкой стороне? Из какой детали сделана крыша? (большая призма) Что стоит перед замком? Из каких деталей сделаны колонны? (большой цилиндр и малая призма) Из каких деталей сделаны основания колонн? (пластина квадратной формы) Перед входом в замок есть ступеньки.
Теперь мы знаем, как строить? Чтобы мы смогли построить такой же замок надо быть дружными, внимательными и помогать друг другу. Приступаем к строительству.
Коллективная постройка замка из мягких модулей по фотографии.
10. Осмысление.
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии и создать ситуацию успеха.
Очень красиво получилось. Вам нравиться?
- Кому мы сегодня смогли помочь?
- Чем мы смогли помочь Снежной королеве?
-Какие знания и умения вам пригодились?
- Почему у нас все так быстро и хорошо получилось?
- Кому можно сказать спасибо?
Входит Снежная Королева, которая благодарит детей за смекалку, доброту, готовность помочь и дарит «волшебные картинки» - раскраски.
Использованная литература:
Комплексная программа дошкольного образования «Мир открытий»// Научный руководитель Л. Г. Петерсон /Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. - М. :Цветной мир, 2014
Учебно - методическое пособие И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2014.
Образовательная область : познавательное развитие (конструирование из мягких модулей и бумаги)
Возрастная группа: средней дошкольный возраст (4-5 лет)
Тема: «Как мы Снежной Королеве помогли»
Основные цели: формировать умение складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях (по диагонали, пополам по прямой); формировать опыт дизайн – деятельности в процессе конструирования, используя в качестве образца фотографию.
Дидактические материалы: квадраты из цветной бумаги по два на каждого ребенка; схема отображающая ритм приклеивания флажков; схемы – символы; геометрические фигуры; «дорожка» из пенопласта с вырезанными геометрическими фигурами; мягкие модули; картинки – раскраски с изображением королевства; фотография замка, презентация «Разные гирлянды».
Оборудование: ноутбук, корзины, «снежки из ваты».
Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация разработана по программе «Мир открытий» под редакцией Л. Г. Петерсон, на основе системы дидактических принципов деятельностного подхода. Постановка задач предполагает учет реальных условий деятельности, возможностей детей, программных требований. В рамках выбранного сюжета перед детьми возникают проблемные ситуации, которые дети фиксируют в речи и разными способами самостоятельно пытаются найти выход из «ситуации затруднения». Дети с успехом применяют новые знания при выполнении заданий. В результате чего имеет место ситуация успеха для каждого ребенка. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей средней возрастной группы.
«Логическая основа образовательной ситуации»
Основная образовательная цель Формировать умение складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях (по диагонали, пополам, по прямой). Формировать опыт дизайн – деятельности в процессе конструирования, используя в качестве образца фотографию.
Новое знание = детское «открытие» 1. Если сложить квадратный лист бумаги по диагонали, получится треугольник. Если сложить квадрат пополам по прямой, получится прямоугольник.
2. Для образца постройки можно использовать фотографию.
Какие понятия, способы действия
необходимо актуализировать Актуализировать знания о геометрических фигурах; о названии строительных деталей; о различных видах гирлянд; умение составлять ряд закономерно чередующихся фигур.
Причина затруднения 1. «Не знаем, как из квадрата сделать треугольник и прямоугольник.
2. Не знаем, как построить разрушенный замок».
Цель деятельности по преодолению
затруднения 1. Узнать, как из квадрата сделать треугольник и прямоугольник.
2. Узнать, как построить разрушенный замок.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Педагог привлекает внимание детей к ноутбуку, на котором демонстрируется видео – письмо от Снежной Королевы.
Снежная Королева : Здравствуйте, девочки и мальчики! Вы меня узнали? Да, я Снежная Королева. В моем королевстве случилась беда. Все королевство готовилось к празднику, но налетел ураган, порвал все гирлянды, разрушил мой замок. Помогите, пожалуйста, построить замок и украсить его гирляндой.
Педагог: Дети, хотите помочь Снежной Королеве? Сможете? Что для этого нужно сделать? (сделать гирлянды; построить замок).
Желание детей помочь Снежной королеве определяет цель предстоящей работы.
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1. актуализировать знания детей о геометрических фигурах;
2. обогащать знания детей об окружающем мире;
3. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь.
Педагог: Вы знаете, что такое гирлянды? Какие они бывают? Из каких материалов их делают? Присядьте на стульчики и посмотрите на экран.
Показ презентации «Разные гирлянды».
Педагог: Новый год – это самый долгожданный праздник, как для взрослых, так и для детей. Символами Нового года являются не только Дед мороз, Снегурочка, но и празднично украшенная елка, переливающаяся всеми огнями радуги.
Первыми украшениями елки были яблоки, орехи, завернутые в разноцветную бумагу. А первыми гирляндами - лампочки, окрашенные в разные цвета. Сейчас очень много разных, ярких, красивых гирлянд и украшают ими не только елки, но и деревья, дома, улицы.
Слайд №1- первые гирлянды - лампочки, окрашенные в разные цвета.
Слайд №2-современное украшение елки.
Слайд №3,4,5-здания и улицы, украшенные гирляндами.
-Мы можем сделать такие гирлянды?
-Как вы думаете, а какие гирлянды были в царстве Снежной Королевы?
-Мы можем сделать гирлянды из сосулек, снежинок, льдинок?
-А из чего сможем? Из каких материалов?
-Да, мы можем сделать гирлянды из бумаги.
-У вас на столах лежат бумажные флажки, какой они формы? (квадратной). Мы можем сделать гирлянду из одних квадратных флажков, но чтобы гирлянда была более праздничной и оригинальной, я предлагаю сделать флажки разной геометрической формы.
3. Затруднение в игровой ситуации №1.
Дидактические задачи:
1. создать мотивационную ситуацию для введения способа сгибания квадрата по диагонали, по прямой для получения треугольника (прямоугольника);
2. формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения, понимания его причины.
Педагог: Сделайте из квадратного флажка треугольный.
- Смогли? Почему некоторые не смогли? (не знаем, как это сделать).
- Сделайте из квадрата – прямоугольник.
-Смогли сделать? Почему некоторые не смогли?
- Значит, что нам надо узнать? (как из квадрата сделать треугольник)
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь?
Дети обращаются к воспитателю или к другим детям, которые смогли выполнить задание, с вопросом.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1. познакомить с разным способом сгибания квадрата для получения треугольника и прямоугольника;
2. формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.
Педагог: Чтобы из квадрата сделать треугольник, надо согнуть его по диагонали, так чтобы совпали все углы, хорошо прогладить линию сгиба. Вот и треугольный флажок готов.
- Кто догадается, как сделать из квадрата – прямоугольник? (если никто не догадался, то педагог объясняет).
-Флажки готовы, что дальше? (надо сделать гирлянду)
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1) тренировать умение сгибать квадрат в разных направлениях для получения треугольника и прямоугольника;
2) закрепить умение видеть и выражать в речи закономерность, тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь.
- Чтобы гирлянда была яркая, красивая, праздничная мы будем приклеивать флажки, соблюдая ритм, а поможет нам в этом схема.
Дети приклеивают к ленте флажки разных геометрических форм по схеме.
Схема «Ритм».
Педагог собирает возле себя детей.
- Полюбуйтесь, какая красивая, яркая, праздничная гирлянда у нас получилась.
- Как вы думаете, Снежной Королеве понравится?
- Гирлянда готова, что дальше?
6. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1) тренировать умение распознавать и называть геометрические фигуры по знакам – символам;
2) тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение; психические процессы: внимание, логическое мышление;
3) закреплять знание геометрических фигур.
Дидактическая игра «Выложи дорогу к замку»
Педагог: Но как же мы пройдем, вся дорога занесена снегом?
- Посмотрите, на дороге что-то лежит (схемы - символы). Если, мы сможем правильно прочитать схемы, то выложим дорогу к замку.
Дети читают схему, берут нужную геометрическую фигуру и выкладывают дорогу. Педагог задает детям индивидуальные вопросы о выборе фигур.
Схема-символ геометрических фигур
Педагог: Вот мы и дошли до королевства, но войти не можем, на двери висит замок. Что же нам делать?
Игровое упражнение «Попади в цель».
Дидактическая задача: организовать активный отдых детей.
Педагог привлекает внимание детей к снежкам.
-Попробуем сбить замок снежками. Возьмите, по три снежка и встаньте каждый на снежинку (наклеены на полу). Положите 2 снежка перед собой, а один возьмите в правую руку.
Напоминание броска снежка в цель способом «из-за головы».
Игра повторяется 3 раза.
Педагог: Ура, сбили замок! Вход в королевство открыт (дети проходят через арку).
- Вот мы и в королевстве.
7. Затруднение в игровой ситуации №2.
Дидактические задачи:
1)создать мотивационную ситуацию для введения нового способа конструирования по фотографии;
2) формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения, понимания его причины.
Педагог: Приступаем к строительству замка. Постройте, замок для Снежной Королевы, такой же как был.
- Смогли построить?
- Почему не смогли? (не знаем, какой был замок).
- Значит, что нам надо узнать? (надо узнать какой был замок)
- Как мы можем это узнать?
8. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) познакомить с новым способом конструирования по фотографии;
2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.
Дети обращаются с вопросом к воспитателю.
Педагог: Ребята, нам повезло, сохранилась фотография замка. Именно она нам и поможет построить замок.
9. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1) формировать опыт дизайн – деятельности в процессе конструирования, используя в качестве образца фотографию;
2) закреплять знание геометрических форм.
Рассматривание фото с помощью вопросов воспитателя.
Педагог: Посмотрите, какой замок был раньше. Вам нравиться? Красивый, необычный, разноцветный замок. Посчитайте, сколько этажей в замке? (3) Из каких деталей построены стены первого этажа? (большие кубики). Какая деталь строительного материала разделяет этажи? (большой брусок) Из каких деталей построены стены второго этажа? (малый цилиндр) Из каких деталей построены стены третьего этажа? (малый брусок) Обратите внимание, как стоят бруски, на широкой или узкой стороне? Из какой детали сделана крыша? (большая призма) Что стоит перед замком? Из каких деталей сделаны колонны? (большой цилиндр и малая призма) Из каких деталей сделаны основания колонн? (пластина квадратной формы) Перед входом в замок есть ступеньки.
Теперь мы знаем, как строить? Чтобы мы смогли построить такой же замок надо быть дружными, внимательными и помогать друг другу. Приступаем к строительству.
Коллективная постройка замка из мягких модулей по фотографии.
10. Осмысление.
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии и создать ситуацию успеха.
Очень красиво получилось. Вам нравиться?
- Кому мы сегодня смогли помочь?
- Чем мы смогли помочь Снежной королеве?
-Какие знания и умения вам пригодились?
- Почему у нас все так быстро и хорошо получилось?
- Кому можно сказать спасибо?
Входит Снежная Королева, которая благодарит детей за смекалку, доброту, готовность помочь и дарит «волшебные картинки» - раскраски.
Использованная литература:
Комплексная программа дошкольного образования «Мир открытий»// Научный руководитель Л. Г. Петерсон /Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. - М. :Цветной мир, 2014
Учебно - методическое пособие И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2014.