Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Зоопарк»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: подготовительная группа
Тема: «Зоопарк»
Основные цели:
Развивать познавательную и речевую активность детей.
Учить детей самостоятельно добывать информацию об объекте используя игровые технологии.
Учить использовать интерьвьюирование, как приём развития коммуникативных навыков общения и средство развития уверенности ребёнка в себе.
Поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность детей.
Темочки:
- Зоопарк. Занятия и игры на тему зоопарка
- Зоопарк. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Закрепить представление о зависимости между внешним видом животного, его повадками особенностями питания и средой обитания,
Развивать связную речь детей, используя метод моделирования.
Развивать психические процессы: память, логическое мышление, внимание
(умение находить и исправлять фенологические ошибки в тексте; соотносить знания о животных с символами геометрических фигур и цвета).
Развивать умение координировать речь с движениями.
Формировать у детей чувство коллективизма, умение слушать друг друга.
Воспитывать интерес к животным.
Дидактические материалы:
Демонстрационный: : картины: «Север», «Африка», «Лес России». Видеозапись передачи (начало, «В мире животных». Микрофон, фотоаппарат.
Раздаточный: «Папка сотрудника зоопарка»; картинки животных и их жилищ; цветные карандаши.
Оборудование:Ноутбук, проектор, экран
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций энциклопедий: «Животные»; «Птицы», «Морские обитатели»; сюжетно – ролевая игра «Мы играем в зоопарк»; конструирование вольеров и клеток из разного вида конструкторов; чтение художественной литературы о животных; посещение зоопарка с родителями.
Краткая аннотация к работе:
При разработке педагогического мероприятия была взята за основу образовательная технология «Ситуация». Выдержана сюжетная линия педагогического мероприятия с детьми по теме «Животные зоопарка» (Введение в тему, игра с использованием технологии «затруднение», двигательная деятельность, которая снимает мышечное напряжение, «Презентация животного» (рассказ детей о животных, рефлексия в виде интервьюирования). Прослеживается интеграция образовательных областей, которые были реализованы в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной. Использование педагогом на занятии эффективных методов, приёмов в разных видах деятельности, позволили сохранить познавательный интерес детей на протяжении всего времени.
Ход образовательной ситуации:
I Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
1) Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
2) Использовать метод игрового моделирования, закрепить умение находить и исправлять фенологические ошибки в тексте.
Воспитатель:Ребята, к нам на сайт детского сада пришло электронное письмо. Вам интересно узнать, что в нём? Давайте посмотрим. (На экране появляется ребус). Что это?
Ребята, предлагаю вам отгадать ребус
Правильно это лиса (появление лисы на слайде)
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, небольшой рассказ о лисе и скажите, какие ошибки вы заметили (Рассказы о животных с использованием фенологических ошибок).
ЛИСА.
У лисы зубки острые, рыльце тонкое, нос пятачком, шубка тёплая. Выращивает лиса своих лисят в тёплом, мягком гнёздышке. Заботливая мама запасает на зиму много корма. Хорошо она наряжается: шерсть у неё пушистая, красная.
Отгадайте следующий ребус (появление картинки медведя на слайде)
Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ о медведе и скажите, какие ошибки вы здесь заметили?
МЕДВЕДЬ
Медведь – хищник, но хищник особый, охотится редко, но зато любит полакомиться ягодами и грибами. А если найдёт гнездо диких пчёл, - убежит без оглядки и мёд не нужен. Плавать медведь не умеет. Но зато хорошо лазает по деревьям, цепляясь при этом лапами и помогая хвостом.
-Молодцы. Какие вы внимательные. Вы сейчас послушали рассказы о медведе, белке и уже наверное догадались о ком сегодня мы будем говорить? (о животных)
В природе у каждого животного есть свой дом. Одни из них живут на Севере, другие в пустыне, в Африке и т. д., но есть такое место, где можно встретить животных со всего света. Как вы думаете, где? (Зоопарк).
II Актуализация
Дидактическая задача: актуализировать знания детей о создании необходимых условий для комфортного пребывания животных в зоопарке.
Воспитатель: Правильно – это зоопарк. Кто из вас был в зоопарк? Кого вы там видели? Где находятся животные?
Воспитатель: Хотите узнать, почему животных в зоопарке содержат в разных условиях? Предлагаю вам поиграть в игру «Зоопарк». Ребята, надеюсь, что вы не будете возражать, если директором «Зоопарка» буду я, а вы её сотрудники?
Воспитатель: Для дальнейшей работы нам потребуется папка,на которой вы будете делать отметки - результаты своей работы. (Вручается каждому папка)
III Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представления о зависимости между внешним видом животного, его повадками, особенностями питания и средой обитания.
2) формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель: Приглашаю вас на планёрку, где решаются важные вопросы. Сегодня в зоопарк прибыли животные из разных мест Земли. Наша задача – правильно разместить их. Вы можем это сделать?
(Ответы детей)
Воспитатель: А все ли животные могут жить рядом друг с другом? (Нет) Трудность расселения животных состоит в том, что нужно знать их особенности, чем они питаются, где жили до того, как их привезли в зоопарк. Вы это знаете? Из каких источников мы можем узнать эту информацию? (рассказов родителей, экскурсии, путешествий, чтении книг, энциклопедий, телевидения, интернета, компьютера и т. д.)
Воспитатель: Ребята, мы можем использовать знания из разных источников информации и многое уже знаем о животных. Вы готовы к изучению животных прибывших к нам в зоопарк?
Выберите себе одного из представителей природы, которого вы будете изучать. (на выбор детям даются картинки) Поместите картинку в верхний кармашек папки, чтобы его было видно. Назовите своих животных?
Воспитатель:Уважаемые сотрудники мы будем работать с вами в разных лабораториях подгруппами.
Я приглашаю к первому столу тех, кто изучает птиц, ко второму столу, тех, кто изучает морских обитателей, а к 3-му столу, тех, кто изучает диких животных. Занимайте свои места.
(перед детьми 3 картины – Африка, Антарктида, лес средней полосы России)
IV «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения, фиксирования нового способа действия знаково.
2) закрепить способ действий «если что-то не знаю, получу информацию в одном из альбомов.
Задание 1. Нужно определить место обитания животного (работа с папкой)
Если ваше животное прибыло с Севера, то квадрат в папке слева раскрасьте в синий цвет; если из Африки – то в жёлтый; если из леса средней полосы России, то в зелёный цвет (дети выполняют задание). Проверьте себя. Возьмите карточку с животным и переверните её, если рамка совпадает с цветом, который вы выбрали, значит, правильно определили место обитания животного. Как вы считаете, вы справились с этим заданием?
Мы определили место обитания животного.
Задание 2. А теперь нужно определить какое ваше животное – хищное, травоядное или всеядное. В этом вам помогут альбомы. В альбоме с зелёным кругом – травоядные животные. В альбоме с красным треугольником – хищные животные. В альбоме с коричневым квадратом – всеядные. В одном из этих альбомов вы можете найти своего животного. Вам нужно просмотреть все альбомы. В зависимости от того какое ваше животное (травоядное, хищное или всеядное) нарисуйте на карточке справа соответствующий знак (круг, квадрат или треугольник). Проверьте, совпадают ваши знаки со знаком в альбоме. Молодцы, вы успешно справились с этим заданием.
Задание 3. Перед вами карточки жилища (домики) в которых живут представители природы. Ваша задача выбрать нужную карточку для своего животного и поместить её в нижний кармашек. Проверьте друг друга. Молодцы, вы справились и с этим заданием.
Предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка «Зоопарк»
Дидактическая задача: организовать активный отдых детей, развивать воображение, координацию движений.
Мы шагаем в зоопарк,
Побывать там каждый рад (Ходьба)
Там медведи и пингвины,
Попугаи и павлины,
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы. (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Все мы весело играем
И движенья выполняем. (Руки на поясе. Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Это - лев.
Он царь зверей,
В мире нет его сильней.
Он шагает очень важно,
Он красивый и отважный. (Ходьба с небольшим разворотом туловища)
А вот добрый, умный слон (Дети ставят ноги на ширине плеч, руки сгибают в локтях, приподнимают и разводят их в стороны)
Посылает всем поклон.
Он кивает головой
И знакомится с тобой. (Пальцы рук прижать к голове. Дети выполняют наклоны туловища вперед-вправо, вперед-влево)
Лапку к лапке приставляя,
Друг за другом поспевая,
Шли пингвины дружно в ряд,
Словно маленький отряд. (Дети двигаются мелким семенящим шагом на прямых ненапряженных ногах. корпус слегка раскачивается вправо-влево)
Пони бегает, резвится,
Хочет с нами подружиться.
И в тележке расписной
Покатает нас с тобой. (Выполняют движения легкого бега с высоким подъемом ног)
Вот и вечер наступает,
Засыпает до утра,
Нам уже домой пора.
Воспитатель: Отдохнули, а теперь, берите свои папки, и я вас приглашаю на нашу вторую планёрку.
Уважаемые сотрудники, как вы считаете, вы справились с полученным заданием? Как вам это удалось? Молодцы. Приятно смотреть на ваши улыбки. Но у меня ещё одна новость. К нам на открытие зоопарка придут журналисты и корреспонденты. Мы должны будем ответить на любые их вопросы. Вы согласны? Для того, чтобы нам быть готовыми, я предлагаю провести презентацию животных, которых вы изучали.
V Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактическая задача: поддерживать самостоятельную познавательно- речевую деятельность детей (рассказ о животном используя модель, алгоритм, результат своей работы).
Составление рассказов о животных с использованием модели.
Итак, мы начинаем презентацию своего животного. Рассказываем по результатам своего исследования, которые отражены в папках. Как называется животное? Где обитает? Какое оно травоядное или хищник? Как называется его дом? Что ещё вы знаете об этом обитателе природы? (рассказы детей).
Воспитатель: Молодцы. Папки с результатами сдаём. Это ваш ценный опыт, который необходимо сохранить.
Уважаемые сотрудники, я как директор зоопарка очень довольна вашей работой. Молодцы.
Вот мы и готовы к открытию нашего зоопарка. (ИКТ – запись начала передачи «В мире животных».
VI Осмысление
Дидактические задачи:
1)восстановить в памяти детей то, что делали, что узнали, создать ситуацию успеха.
2)использовать интервьюирование, как приём развития коммуникативных навыков общения и средство развития уверенности ребёнка в себе.
Рефлексия. Пресс - конференция.
Воспитатель:Ребята, прибыли журналисты и корреспондент. Давайте попробуем ответить на их вопросы (дети в роли журналистов)
Представьтесь пожалуйста.
Ребё нок: Корреспондент газеты «Переславские вести» -ФИО.
У меня вопрос: «Уважаемые сотрудники зоопарка, скажите, пожалуйста, какое животное вы считаете самым удивительным в вашем зоопарке?» Почему? (ответы детей).
Чем в вашей работе вам понравилось заниматься больше всего? Что было трудно?
Журналист: У меня такой вопрос: «Как вы смогли правильно разместить животных в зоопарке? Что вам в этом помогло? (ответы детей)
Журналист. Какие правила поведения должны соблюдать посетители зоопарка?
Журналист Спасибо.
Воспитатель:Я благодарю всех сотрудников. Используя ваши исследования все животные, будут правильно размещены в нашем зоопарке. Ребята мы смогли с вами узнать, почему животных в зоопарке содержат в разных условиях? Молодцы!