Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «В картинной»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : художественно-эстетическое развитие___
Возрастная группа:_старшая группа___
Тема:___ В картинной галерее___
Основные цели:__ Формировать представление дошкольников о сказочно -былинном жанре живописи___
Закрепить знания о жанрах живописи: натюрморт, портрет, пейзаж; развивать умение, распределять картины по жанрам___
Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, желание помогать людям, интерес к изобразительному искусству___
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „В картинной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Дидактические материалы: репродукции с картин разных жанров живописи (натюрморт, портрет, пейзаж, сказочно-былинный жанр, карточки к игре «Четвертый лишний», мольберты, портрет художника В. Васнецова, карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, дидактический кубик «Жанры живописи», карточки «Найди пару»___
Оборудование: : мольберты, столы, фломастеры___
Краткая аннотация к работе: Авторский конспект образовательной ситуации с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию. Дети закрепляют знания об уже знакомых жанрах живописи (натюрморте, пейзаже, портрете) и открывают для себя новый жанр – сказочно-былинный. Расширяются представления детей о деятельности музейных работников,___
-1-
В картинной галерее
(ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ)
I Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
1. Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей вокруг себя предлагает им вспомнить, как дети проводят выходные дни.
(Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель:
-Кто из вас посещал театр? Поднимите руки.
-Кто бывал в музее?
-А как называется музей, в котором хранятся картины художников?
- Правильно – это картинная галерея.
- Вы хотите отправиться в картинную галерею сегодня, прямо сейчас.
- Но мы будем не только зрителями, мы будем помощниками. Работники галереи, просят нас им помочь.
В хранилищах музея много картин, их надо разместить по залам музея, чтобы обновить выставку картин.
-Вы хотите быть помощниками?
-А сможете?
Тогда отправляемся.
II Актуализация
Дидактические задачи:
1. Актуализировать знания детей о жанрах живописи: натюрморте, портрете, пейзаже.
- А поедем мы на автобусе. И билет у вас необычный – с картинкой.
-Назовите жанр живописи, к которому она относится. (Дети берут картинку и называют жанр)
-Все заняли свои места?
- Скажите, дети, как назвать человека, который пишет картины? (Художник)
- Если художник пошел на прогулку и очень ему понравился луг с цветами, деревья, река, ясное или хмурое небо, блестящий снег и все это он решил изобразить, то у него получится? … (пейзаж)
- Если на картине мы видим человека, то это…. (портрет)
- Если на картине мир предметов и вещей, фруктов, ягод, овощей, рыба с дичью и цветы все это - … натюрморты
- Молодцы. Вот мы быстро доехали.
- Посмотрите в галерее нас встречает кубик?
Игра «Дидактический кубик»
- Кубик необычный. На нем есть репродукции картин и цифры. Я называю цифру, а вы называете тот жанр живописи, который изображен под этой цифрой. (Кубик дети передают друг другу)
-Работники музея приготовили для вас испытание – необычные карточки. Надо назвать, какой жанр живописи на карточке лишний и объяснить, почему.
(Каждый ребенок берет карточку и называет лишнее изображение)
-Молодцы, мы прошли все испытания и очутились в хранилище музея
-2-
III Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1. Формировать опыт под руководством воспитателя
2. Фиксации затруднения и понимания его причины.
- Посмотрите, сколько картин нам надо распределить на мольберты.
- Обратите внимание, какие картины мы поместим в наши залы.
(цифра 1) (Схема натюрморта)
(цифра 2) (Схема портрета)
(цифра3) (Схема пейзажа)
Можно приступить к оформлению выставки (дети подходят и выставляют картины на мольберты)
- Посмотрите у нас остались еще картины, в какой зал мы их отнесем?
- Вы смогли определить этот жанр живописи? (Нет)
- Почему? (Мы не знаем какой это жанр)
-Как можно узнать? (Дети перечисляют варианты добычи информации)
-Давайте подумаем сами. Согласны?
IV «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактическая задача:
Этап 4
1. Выбор решения, выдвижение и обоснование решения проблем.
- Посмотрите, что художник изобразил на этих картинах? (Сказки, сказочных героев)
-Подумайте, если на картинах изображена сказка, значит, какой это жанр? (Сказочный)
- А как называют истории о богатырях? (былины)
- Значит, картины относятся к какому жанру? (Былинному)
-Молодцы, совершенно верно.
- У художников принято называть этот жанр сказочно-былинным.
-Разместим эти картины в зале №4.
(дети выставляют картины)
V Включение нового знания (способа действия)
в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи:
1. Закреплять представление о сказочно-былинном жанре живописи
2. научить соотносить картинку к сказке с репродукцией картины
Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, к которым художники писали картины, для этого надо отгадать загадку, а затем на выставке найти соответствующую картину.
За морем царевна есть,
что не можно глаз отвесть.
Месяц под косой блестит,
а во лбу звезда горит.
На воде, как и на небе,
светит всем царевна … Лебедь!
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
-3-
Горб, лохмотья, нос крючком,
Мчится в ступе с помелом
Над дремучими лесами
В избу с курьими ногами.
Там одна живёт века
Злая, вредная … (Яга).
От зари и до зари
Несут дозор они:
Алеша, Добрыня и старший Илья
Три всем знакомые три… (богатыря)
В сказке той царевич жил,
Серый волк ему служил,
Сказку дружно вспоминайте,
Дружно вместе отвечайте.
(Иван Царевич и серый волк)
Работа с карточками. Надо соединить ниточками сказку и репродукцию с картины.
Дети подходят к столу и фломастером проводят линии. (приложение №2)
Воспитатель проходит и проверяет
VI Осмысление
Дидактические задачи:
1. Восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Где мы сегодня побывали?
-Что мы сделали?
-Какой новый зал мы открыли в картинной галерее?
-Как мы смогли это сделать?