Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Долгие и короткие звуки. Солнышко для зайчика»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : художественно-эстетическое развитие, раздел «Музыка»
Возрастная группа: средний дошкольный возраст
Тема: Долгие и короткие звуки
Название: «Солнышко для зайчика»
Основные цели: формировать элементарную музыкальную грамотность дошкольников, развивать музыкальные способности дошкольников.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Долгие и короткие звуки, Солнышко для зайчика“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Дидактические материалы: 2 зайца - мягкие игрушки (один - грустный, мокрый; другой – весёлый, сухой, солнышко из ткани с липучками для лучиков; ленты желтого цвета разной длины с липучками на концах (не менее 12 длинных и 12 коротких);
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, столы с 2-мя группами музыкальных инструментов по количеству детей (1стол -дудочки, флейты, труба, триола; 2стол - барабаны разного размера, музыкальные молоточки, деревянные ложки); зонтики для танца, зонтик для зайчика.
Краткая аннотация к работе: Занятие проводится осенью в средней группе ДОУ. В ходе занятия даётся представление о долгих и коротких звуках через различные виды музыкальной деятельности с использованием метода моделирования. Обеспечивается условие для проявления активной позиции ребёнка в познании музыкальной грамоты. Совершенствуются певческие навыки, музыкальный слух детей. «Детская цель» - помочь зайчику согреться и высохнуть. Для этого они зовут солнышко и подбирают к нему лучики с песенкой ветра и песенкой дождя.
Ход образовательной ситуации:
Дети под музыку С. Коротаевой «Здравствуй, дружочек» входят в зал, здороваются и садятся на стульчики.
Вносится игрушка-заяц в грустном образе.
Введение в игровую ситуацию.
Образовательная задача : формировать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность.
«Посмотрите, кто к нам в гости пришел (под грустную музыку вносится мокрый зайчик - рассматривают игрушку). Ой, зайчик почему-то грустный – ушки прижал, не улыбается. Как думаете, почему он грустный? Погладьте его. (Дети обнаруживают, что зайчик мокрый)
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Вот в какую беду попал зайчик! Поможем ему?
Актуализация знаний
Образовательные задачи : стимулировать детей на открытие нового знания, тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение; формировать гуманное отношение к животному; закрепить знания о том, что звуки подчинены ритму.
Дети, а вы когда-нибудь попадали под дождь? Какой он бывает? (сильный, звонкий, веселый). Вспомним песенку про дождик. Споём зайчику (зайца сажаем на стульчик перед детьми).
Исполняется песня М. Парцхаладзе «Дождик» под фортепианное сопровождение (дети, сидя, выполняют ритмичные движения по тексту песни).
Молодцы, нас дождь не намочит, потому что у нас есть зонтики.
Как зайчику помочь? (Может возникнуть ответ - дать ему зонтик). Дайте, высохнет зайчик под зонтиком? Как думаете, что поможет зайчику обогреться и высохнуть? (ответы) Солнышко может помочь? Почему? (Оно теплое, греет и шубка у зайки просохнет).
Давайте споем закличку и позовем солнышко.
Исполняется песенка – закличка «Солнышко – ведрышко» без музыкального сопровождения.
Затруднение в ситуации
Образовательные задачи : организовать анализ возникшего затруднения, фиксация и выявление причин.
(Под музыку вносится солнышко, на руке воспитателя корзинка с лучиками)
А вот и солнышко появилось! Ой, а где же лучики? Может такое солнышко зайку согреть? (нет).
Солнышко (воспитатель) : «Я хочу сказать вам один секрет. Я - солнышко не простое, а музыкальное. А в моих лучиках живут песенка ветра и песенка дождя. Только разбушевались ветер с дождём и все лучики перепутались.»
Чтобы солнышко начало светить и согревать, сначала надо подобрать лучики с песенкой ветра, а потом – с песенкой дождя. Можете вы сразу правильно подобрать для него такие лучики? Почему не можете? Вы знаете в каких лучиках живёт ветер, а в которых дождь? (не знаем). Если не знаете, можете спросить у меня. ( Помочь детям сформулировать вопрос: «Как правильно подобрать лучики к солнцу, чтоб согреть зайку?»).
Открытие нового знания
Образовательная задача : показать детям способ преодоления затруднения, дать представления о долгих и коротких звуках.
А давайте сначала вспомним песенку ветра. Ветер сильно дует, покажите, как: вдохните и долго поем : «у-у-у-у» (дети и педагог вместе). Длинная или короткая песенка?
Послушайте, как она звучит на пианино (играет долгий звук). Попробуем с вами сыграть песенку ветра на музыкальных инструментах. (Подводит детей к 1 столу. Извлекают долгие, протяжные звуки на флейтах, дудочках, трубе, триоле). Вот какая длинная песенка у ветра, долго звучит, тянется.
Теперь можете выбрать лучики, в которых живет песенка ветра? Какой по длине лучик возьмем? (длинный). Почему? (песенка долго звучала).
(Дети вместе с педагогом выбирают по длинной ленте, держат ее в руке за край).
Давайте еще раз споем песенку ветра и будем проводить пальчиком по лучику – «у-у-у-у».
Звук, который звучит долго, называется «долгий звук». Скажем все вместе – «долгий звук». Отдадим солнышку лучики (дети на полу, с помощью воспитателя, прикрепляют лучики к солнышку (фоном звучит плавная музыка).
Нам еще нужно найти лучики, в которых живут капельки. Приготовьте ручки, споем и покажем их песенку. Кап! (дети пальчиком стукнули 1 раз по ладошке). Еще раз покажем: кап! Длинная или короткая песенка у капельки? (короткая). Послушайте, как песенки звучат на пианино (проигрывает 2-3 короткий звука). Долго звучат песенки? (нет). Попробуем сыграть песенку дождя на инструментах. Выберите себе подходящий музыкальный инструмент (Подводит ко 2 столу - ложки, барабаны, молоточки - вместе с педагогом проигрывают).
В каком лучике живет песенка дождя – в коротком или длинном? Выберем короткие лучики (среди лучиков должны быть и длинные для сравнения). Споем песенку дождя еще раз и проведем по лучику пальчиком. Кап! Вот как быстро прибежал пальчик. Звук, который звучит быстро (играет на пианино - кап, называется «короткий звук». Отдадим лучики солнышку. (фоном звучит песня «Дождик»)
Какое красивое солнышко получилось! И наше музыкальное солнышко зазвучало. Звучит весёлая народная мелодия. (Хлопаем в ладошки под музыку.)
Может оно теперь согреть нашего зайку и просушить его шубку?
Иди, зайка, погрейся у солнышка (ставит мокрого зайку около солнышка).
Ведение нового знания в систему знаний.
Пока зайка греется, давайте поиграем. Под быструю музыку вы будете прыгать, как зайчики. А когда услышите долгий звук, нужно присесть – спрятаться за кустик (сидеть, пока звук тянется) или остановиться за деревом (звучит Датская народная мелодия для игры «Семь фигур» из семинара С. Коротаевой. Во время игры воспитатель незаметно меняет зайчика на весёлого, сухого).
Молодцы, услышали долгий звук!
Ой. Посмотрите-ка на нашего зайчика. Пока мы играли, шубка у зайки просохла. (дети трогают зайца) Посмотрите, он улыбается и говорить вам спасибо, что помогли ему. Зайка, оставайся у нас жить. А чтобы ты больше не промок под дождём, мы подарим тебе зонтик.
(Девочки исполняют «Танец с зонтиками», в конце танца дарят зонт зайке)
Осмысление (итог занятия)
Образовательная задача : зафиксировать достижение «детской» цели, акцентрировать внимание на успех.
Смогли мы помочь зайке? Как у нас это получилось? (Помочь детям сформулировать ответ. Для этого вместе проговорить – «Мы узнали, что есть звуки долгие и короткие, и смогли подобрать лучики к музыкальному солнышку. Солнышко согрело зайку, шубка у него и просохла»).
Какие вы молодцы! Попрощаемся с нашими гостями и пригласим зайку в группу.
Комментарии к сценарию
Занятие является первой ступенью в цикле занятий на тему долгих и коротких звуков и подводит к моделированию звуков (обозначениям нот). При выборе лучиков, для сравнения, их можно выложить из корзины от края стола (так детям проще увидеть длину). Длинные лучики на последующих занятиях замыкаются в большие круги, а короткие звуки в маленькие кружки. Составляются простейшие ритмические рисунки. В занятии используются различные виды музыкальной деятельности – слушание, пение, игра на инструментах, танец, музыкальная подвижная игра.
При разработке занятия использовались материалы семинара С. Коротаевой и О. Кацер, пособия «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.