Любовь Медведева
Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Учить детей внимательно слушать художественное произведение, понимать смысл, отвечать на вопросы по содержанию полным предложением. Упражнять в умении связно, последовательно пересказывать текст. Расширять представления детей о многообразии пород собак. Способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей.
Развивать внимание, память, мышление.
Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим».
Материал. Иллюстрации, фотографии собак разных пород. Книга Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», материал для продуктивной деятельности.
Ход НОД. 1. Организационный момент. Приветствие.
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковёр
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
- Дети, отгадайте загадку:
Я хозяину служу,
Дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю. (Собака)
2. Общение о породах собак.
- Кто не мечтает о милом забавном щенке? Да, наверное, все. Как выглядит собака, знают все, но если спросить описать своего любимца, рассказы получатся разными, потому что пород собак очень много. Какие породы собак вы знаете? (Овчарка, такса, борзая, далматиниц и др.)
- Конечно, это и немецкая овчарка, сенбернар, чау-чау, кокер-спаниель, шар-пей, эрдельтерьер – и все они отличаются друг от друга. (Рассматривание картинок и фотографий.)
- Как вы думаете, для чего люди держат собак? (Они помогают людям, защищают, спасают и др.)
- Верно, собаки всегда верой и правдой служили и служат человеку. За многие столетия человек вывел немало пород охотничьих собак. Для чего нужны охотничьи собаки? (Они помогают охотиться.)
- Чаще всего встречаются собаки таких охотничьих пород: лайки, легавые, таксы, терьеры, спаниели. (Рассматривание картинок.)
А пастухам помогают собаки пастушьих пород. Как же они помогают? (Эти собаки помогают пасти овец и стада коз, защищают от нападения волков.)
- Верно, дети. Собаки зорко следят, чтобы волк не подкрался к стаду. Для такой работы больше подходят овчарки.
Собаки – это четвероногие спасатели. Как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей)
- О четвероногих спасателях сложено немало легенд, им посвящены стихи и поэмы. Сенбернар выручает альпинистов в горах. Вот история знаменитого сенбернара Барри. Во время пурги в горах он спас замерзающего мальчика, согрел его своим телом и, взвалив на спину, принёс в монастырь. За свою жизнь Барри спас 40 человек, сбившихся с пути и погибающих от холода на тропах альпийских гор. В Париже отважному псу поставили памятник. А где же ещё служат собаки?
(Ответы детей. Собаки служат в пограничных войсках, в спасательных службах, в полиции.)
-А что они там делают? (Ответы детей. Охраняют границу, помогают в поисках людей во время землетрясений, пожаров)
3. Физкультминутка.
Вот собачки дружно встали (протягивают руки вперёд)
Лапки всем мы показали (пальцы широко раздвинуты)
Спинки прогибаются (прогнуться)
Собачки улыбаются (улыбнуться)
Лапками потопаем (потопать)
Хвостиками шлёпаем (хлопать по груди, по бокам, рукам)
Весело играем, очень дружно лаем.
4. Знакомство с произведением Л. Н. Толстого «Пожарные собака».
- Сейчас я познакомлю вас с произведением Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».
Один раз загорелся дом. Пожарные приехали к дому, с ними была собака по кличке Боб. К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.
Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки.
5. Беседа по содержанию произведения.
- О чем рассказывается в этом произведении?
(Ответы детей. Как собака во время пожара спасла девочку.)
- Почему собак называли пожарными? Что они делают? (Ответы детей. Они помогают пожарным.)
- Как звали собаку в рассказе? (Боб)
- Кого Боб спас? (Ответы детей. Боб спас детей.)
- Что произошло однажды? (Произошёл пожар.)
- Кого сначала спасла собака? (Ответы детей. Она спасла девочку.)
- Кого потом? (Куклу)
6. Повторное чтение произведения.
- Сейчас ещё раз прочитаю рассказ. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить для пересказа.
- Кто желает рассказать? (Приглашаю трёх детей для пересказа).
Один из вас будет рассказывать сначала – о пожарных собаках, второй о том, как собака Боб спасла девочку, а третий – как собака принесла куклу. Слушаем внимательно, чтобы не пропустить, на чем остановился рассказчик. (Пересказ текста 2 раза.)
- Дети, вы молодцы, замечательные рассказы!
7. Продуктивная деятельность. Рисование разных пород собак.
8. Рефлексия.
- Как называется рассказ Л. Н. Толстого? (Ответы детей)
- Что вам больше запомнилось? (Ответы детей)
- Как можно сказать о собаках? Какие они? (Ответы детей. Умные, бесстрашные, ловкие, добрые, смелые.)
- Мы сегодня с вами узнали о бесстрашных четвероногих друзьях. Если вы, дети, захотите завести щенка, будьте готовы взять на себя большую ответственность. Щенка нужно кормить по часам, ходить с ним гулять, учить, воспитывать, лечить. А главное – его нужно любить.