Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками 5–6 лет «Лес и луг»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие (Развитие экологических представлений)
Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа
Тема: «Лес и луг».
Основные цели:
1. Формировать умение сравнивать условия жизни в лесу и на лугу, устанавливать зависимость растений и животных от среды обитания, путем использования и построения модели.
2. Закреплять и активизировать знания о лесе и луге.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками 5–6 лет „Лес и луг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Дидактические материалы к занятию:
Демонстрационный-
Картинки животных:
леса (медведь, лось, лиса, волк, дятел, кукушка)
луга (мышь, пчела, бабочка, жаворонок, перепелка)
Картинки растений:
леса (береза, сосна, ель, малина, черемуха)
луга (ромашка, клевер, одуванчик, колокольчик, подорожник, василек)
Условные обозначения леса, луга, условий жизни: света, почвы. Двусторонние стрелки; пейзажи леса и луга летом.
Раздаточный - бейджики; условные обозначения: свет, почва, растения, животные, лес, луг, стрелки двусторонние; изображения домиков животных.
Оборудование: два мольберта, интерактивная доска для демонстрации презентации.
Краткая аннотация к работе. Данная непосредственно – образовательная деятельность по программе «Развитие» Л. А. Венгера направлена на закрепление знаний о растениях и животных леса и луга. Дети путем построения моделей устанавливают зависимость растений и животных от среды обитания, сравнивают условия жизни в лесу и на лугу. На протяжении всего занятия дети работаю в команде на общий результат: помочь Лесовику и Луговику разрешить спор, где лучше живется в лесу или на лугу. Все цели реализуются через игровые ситуации. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей старшей возрастной группы.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дети стоят полукругом.
- Ребята отгадайте загадки.
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
И желт, и синь и ал! (Луг) (Слайд 1)
- А кто же хозяин этого дома? (Луговик)
- Послушайте следующую загадку.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем (Лес) (Слайд 2)
- А кто же хозяин этого дома? (Лесовик)
- Ребята, к нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем, что за письмо. (Слайд 3)
- Посмотрите, у Лесовика и Луговика возник спор, (Слайд 4) они не могут выяснить, где лучше живется в лесу или на лугу. Они просят, чтобы мы им помогли. Разрешили их спор.
-Хотите помочь им?
-Сможете?
2. Актуализация знаний
-Для этого нужно поделиться на две команды. Посмотрите на свои бейджики. (на бейджике нарисована схема леса и луга). Одна команда помогает Лесовику, а другая команда - Луговику. Дети садятся за стол.
-Лесовик и Луговик приготовили вам загадки. Отгадаем?
Лекарь вырос у дороги,
Он больные лечит ноги. (подорожник)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок — и нет цветка. (одуванчик)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (елка)
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
свесив сережки. (береза)
- Как можно назвать одним словом? (растения)
Игра "Что, где растет"
(перед каждой командой лежат картинки с изображениями растений луга и леса)
- Все растения леса и луга перепутались, вам нужно отобрать те, которые подходят вашей команде, и поселить их в лес и на луг (изображения леса и луга на мольберте).
Дети рассматривают картинки с изображениями растений леса и луга и отбирают те, которые подходят их командам и прикрепляют на мольберт.
- Ребята, какие растения живут на лугу? (Дети называют растения, цветы.) (Слайд 5)
- Ребята, а у вас какие растения живут в лесу? (Дети называют растения.) (Слайд 6)
-Ребята, а на лугу и в лесу кроме растений еще кто-нибудь живет. Как вы думаете? (Животные)
Игра "Кто, где живет?"
Посмотрите на Лес и Луг. Ни одного животного там нет. Давайте заселим животных. Команда Луговичка возвращает домой животных луга. Лесовичка - животных леса.
(Дети по командам заселяют животных в лес и луг)
- Ребята, какие животные живут на лугу? (Дети называют (Слайд 7)
- Ребята, а каких животных вы поместили в лес? (Дети называют) (Слайд 8)
3. Затруднение в ситуации.
-Где животным и растениям лучше живется, в лесу или на лугу? (ответы детей, обычно расходятся)
-Смогли разрешить спор Лесовичка и Луговичка? (нет)
-Почему не смогли? (мы не знаем, почему растениям и животным луга лучше живется на лугу, а растениям и животным леса – в лесу)
- Значит, что нам нужно узнать? (Почему луговые растения и животные поселились на лугу, а лесные – в лесу.)
4. «Открытие» нового знания (способа действия).
-Как помочь Лесовику и Луговику? (сравнить растения и животных леса и луга их условия жизни)
-Давайте сравним.
-Чем отличаются растения леса и луга? (растения луга низкие, а леса высокие, корни мощные)
- Почему эти растения (показ. на растения луга) растут на лугу? (Этим растениям и цветам нужно много света, они не загораживают друг другу свет, и низким травам хорошо расти)
- Ребята, что важно для растений на лугу. (Свет)
- А почему эти растения (показ. на растения леса) поместили в лес? (В лесу очень хорошая, плодородная земля, поэтому на ней растет много растений, растут высокие деревья с большими корнями, они закрывают свет, его травам почти не достается)
-Почему в лесу земля плодородная? (Когда травы увядают, у деревьев и кустарников опадают листья, они перегнивают и от этого почва становиться еще плодородней).
-Что важно для растений леса. (Почва)
Предлагаю детям выставить схемы
- Почему насекомые живут на лугу? (На лугу много цветов, насекомые питаются пыльцой и нектаром растений, опыляют цветы).
-Мелкие животные почему поселились на лугу? ( Животные живут в норках и им легче найти пищу: корешки растений, зернышки, рыхлят землю).
- Почему этим птицам хорошо живётся на лугу? (Птицы вьют гнезда в траве, едят насекомых) т. е. животные помогают растениям луга.
-Могут ли жить большие животные на лугу? Почему? (Большим животным трудно найти убежище и пищу на лугу).
- Ребята, каких животных вы поместили в лес? (Дети называют) (Слайд 8)
-Почему? (В лесу растут высокие деревья, и крупным животным, легче спрятаться, найти себе пищу) (Птицы живут на деревьях и вьют гнезда, спасаются от врагов, питаются семенами).
- Как животные помогают лесу? (Распространяют семена, уничтожают вредных насекомых, удобряют почву).
- Ребята, может луг прожить без растений?
- А растения без животных?
- Лес без животных?
- Животные без леса?
Вывод: - Ребята, что мы ответим Лесовику и Луговику, (Слайд 9) где же лучше жить в лесу или на лугу? (Везде по-своему хорошо. Для разных животных и растений нужны разные условия).
- А чтобы не было больше споров, мы построим схемы, которые будут напоминать Лесовику и Луговику, что самое главное для растений в лесу - богатая почва, для луга - много света. Животные связаны с растениями в лесу и на лугу. (Дети выкладывают схему каждый индивидуально, затем сравнивают с образцом на доске.)
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний.
А теперь поиграем на лугу. (дети выходят на ковер)
Динамическая пауза «На лугу поутру»
На лугу поутру
Мы затеяли игру (Дети сидят)
Ты – ромашка, я – вьюнок.
Становитесь в наш венок (Взялись за руки построились в круг)
Раз, два, три, четыре.
Раздвигайте круг пошире (Ходьба по кругу)
А теперь мы – ручейки,
Побежим вперегонки (Бег по кругу)
Прямо к озеру спешим, (Смыкание в круг)
Станет озеро большим (Делаем большой круг)
Как прекрасны все цветы!
А со мной согласны вы?
Вся природа дивным цветом
Расцвела. Спасибо, матушка земля! (Дети кланяются)
Игра «Назови луговой цветок»
(прикреплены цветы на доску)
-Посмотрите вокруг сколько цветов!
-Кто знает, как они называются? (Дети подходят к доске и называют цветы)
-Почему они растут на луг, а не в лесу? (потому что им нужно много света)
-Ребята, какую пользу приносят людям растения луга?
Луг - это огромная аптека, в которой собраны лекарства от всех болезней. (Василек - от горла, клевер - кашля, подорожник - от нарывов, ссадин и т. д)
Игра «Какие деревья растут в лесу?
(дети возле интерактивной доски) На слайде деревья: сосна, дуб, береза, елка.
В лесу растет много деревьев, а вот какие растут здесь деревья, мы узнаем, отгадав загадки.
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет
Желуди на нём (Дуб)
Что же за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год (Елка)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке. (Сосна)
-Молодцы, ребята, вы хорошо знаете деревья.
-Деревья могут расти на лугу? (нет)
-Почему? (деревьям нужна богатая почва)
- Скажите, а как человек использует дерево? (делают мебель, игрушки, карандаши, декоративную посуду) Слайд- изображение предметов из дерева.
Игра «Кто, где живет?» (дети за столами)
-Ребята, на лугу и в лесу много животных. А вы знаете, в каких домиках они живут?
Подойдите сюда, посмотрите, сколько разных домиков у животных! Подходят к столам.
-Я раздаю вам домики животных, потом сама показываю животное, а вы должны узнать хозяина своего домика.
-Чтобы не навредить животным, сохранить красоту природы, как люди должны вести себя в лесу и на лугу? (ответы детей)
Игра «Да, нет»
- Молодцы. А сейчас игра на внимание: я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо говорите: «Да!», если плохо - говорите: «Нет!». Слушайте внимательно:
Я пойду сейчас в лесок
И сорву ромашку. (Нет)
Съем я вкусный пирожок
И выброшу бумажку. (Нет)
Лишний хлебушка кусок
На пеньке оставлю. (Да)
Ветку ели подвяжу,
Колышек поставлю. (Да)
Разведу большой костёр
И тушить не буду. (Нет)
Сильно-сильно насорю
И убрать забуду. (Нет)
Мусор весь я уберу,
Банку закопаю. (Да)
Я люблю свой край родной,
Природу оберегаю! (Да)
-Сейчас мы ваши схемы отправим Лесовичку и Луговичку. Спасибо за помощь!
6. Осмысление.
-Кому помогали?
-О чем они спорили?
-Удалось вам помочь Лесовичку и Луговичку?
-Вам удалось помочь Лесовичку и Луговичку, потому что вы узнали, каким растениям и животным где лучше живется и почему.
Комментарии к сценарию
Использованная литература.
1) Планы занятий по программе «Развитие» для старшей группы детского сада. // Научные руководители Венгер Л. А., Дьяченко О. М., - Москва: УЦ им. Венгера «Развитие», 2000.
2) Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». //Научный руководитель Петерсон Л. Г / под общей редакцией Петерсон Л. Г., Лыковой И. А. -М: Цветной мир, 2012.-240с.