Папки-передвижки

Образовательная ситуация с дошкольниками 5–6 лет «Лес и луг»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками 5–6 лет «Лес и луг»

Образовательная область : познавательное развитие (Развитие экологических представлений)

Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа

Тема: «Лес и луг».

Основные цели:

1. Формировать умение сравнивать условия жизни в лесу и на лугу, устанавливать зависимость растений и животных от среды обитания, путем использования и построения модели.

2. Закреплять и активизировать знания о лесе и луге.

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками 5–6 лет „Лес и луг“» размещена в разделах

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Дидактические материалы к занятию:

Демонстрационный-

Картинки животных:

леса (медведь, лось, лиса, волк, дятел, кукушка)

луга (мышь, пчела, бабочка, жаворонок, перепелка)

Картинки растений:

леса (береза, сосна, ель, малина, черемуха)

луга (ромашка, клевер, одуванчик, колокольчик, подорожник, василек)

Условные обозначения леса, луга, условий жизни: света, почвы. Двусторонние стрелки; пейзажи леса и луга летом.

Раздаточный - бейджики; условные обозначения: свет, почва, растения, животные, лес, луг, стрелки двусторонние; изображения домиков животных.

Оборудование: два мольберта, интерактивная доска для демонстрации презентации.

Краткая аннотация к работе. Данная непосредственно – образовательная деятельность по программе «Развитие» Л. А. Венгера направлена на закрепление знаний о растениях и животных леса и луга. Дети путем построения моделей устанавливают зависимость растений и животных от среды обитания, сравнивают условия жизни в лесу и на лугу. На протяжении всего занятия дети работаю в команде на общий результат: помочь Лесовику и Луговику разрешить спор, где лучше живется в лесу или на лугу. Все цели реализуются через игровые ситуации. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей старшей возрастной группы.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дети стоят полукругом.

- Ребята отгадайте загадки.

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

И желт, и синь и ал! (Луг) (Слайд 1)

- А кто же хозяин этого дома? (Луговик)

- Послушайте следующую загадку.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем (Лес) (Слайд 2)

- А кто же хозяин этого дома? (Лесовик)

- Ребята, к нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем, что за письмо. (Слайд 3)

- Посмотрите, у Лесовика и Луговика возник спор, (Слайд 4) они не могут выяснить, где лучше живется в лесу или на лугу. Они просят, чтобы мы им помогли. Разрешили их спор.

-Хотите помочь им?

-Сможете?

2. Актуализация знаний

-Для этого нужно поделиться на две команды. Посмотрите на свои бейджики. (на бейджике нарисована схема леса и луга). Одна команда помогает Лесовику, а другая команда - Луговику. Дети садятся за стол.

-Лесовик и Луговик приготовили вам загадки. Отгадаем?

Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги. (подорожник)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок — и нет цветка. (одуванчик)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (елка)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

свесив сережки. (береза)

- Как можно назвать одним словом? (растения)

Игра "Что, где растет"

(перед каждой командой лежат картинки с изображениями растений луга и леса)

- Все растения леса и луга перепутались, вам нужно отобрать те, которые подходят вашей команде, и поселить их в лес и на луг (изображения леса и луга на мольберте).

Дети рассматривают картинки с изображениями растений леса и луга и отбирают те, которые подходят их командам и прикрепляют на мольберт.

- Ребята, какие растения живут на лугу? (Дети называют растения, цветы.) (Слайд 5)

- Ребята, а у вас какие растения живут в лесу? (Дети называют растения.) (Слайд 6)

-Ребята, а на лугу и в лесу кроме растений еще кто-нибудь живет. Как вы думаете? (Животные)

Игра "Кто, где живет?"

Посмотрите на Лес и Луг. Ни одного животного там нет. Давайте заселим животных. Команда Луговичка возвращает домой животных луга. Лесовичка - животных леса.

(Дети по командам заселяют животных в лес и луг)

- Ребята, какие животные живут на лугу? (Дети называют (Слайд 7)

- Ребята, а каких животных вы поместили в лес? (Дети называют) (Слайд 8)

3. Затруднение в ситуации.

-Где животным и растениям лучше живется, в лесу или на лугу? (ответы детей, обычно расходятся)

-Смогли разрешить спор Лесовичка и Луговичка? (нет)

-Почему не смогли? (мы не знаем, почему растениям и животным луга лучше живется на лугу, а растениям и животным леса – в лесу)

- Значит, что нам нужно узнать? (Почему луговые растения и животные поселились на лугу, а лесные – в лесу.)

4. «Открытие» нового знания (способа действия).

-Как помочь Лесовику и Луговику? (сравнить растения и животных леса и луга их условия жизни)

-Давайте сравним.

-Чем отличаются растения леса и луга? (растения луга низкие, а леса высокие, корни мощные)

- Почему эти растения (показ. на растения луга) растут на лугу? (Этим растениям и цветам нужно много света, они не загораживают друг другу свет, и низким травам хорошо расти)

- Ребята, что важно для растений на лугу. (Свет)

- А почему эти растения (показ. на растения леса) поместили в лес? (В лесу очень хорошая, плодородная земля, поэтому на ней растет много растений, растут высокие деревья с большими корнями, они закрывают свет, его травам почти не достается)

-Почему в лесу земля плодородная? (Когда травы увядают, у деревьев и кустарников опадают листья, они перегнивают и от этого почва становиться еще плодородней).

-Что важно для растений леса. (Почва)

Предлагаю детям выставить схемы

- Почему насекомые живут на лугу? (На лугу много цветов, насекомые питаются пыльцой и нектаром растений, опыляют цветы).

-Мелкие животные почему поселились на лугу? ( Животные живут в норках и им легче найти пищу: корешки растений, зернышки, рыхлят землю).

- Почему этим птицам хорошо живётся на лугу? (Птицы вьют гнезда в траве, едят насекомых) т. е. животные помогают растениям луга.

-Могут ли жить большие животные на лугу? Почему? (Большим животным трудно найти убежище и пищу на лугу).

- Ребята, каких животных вы поместили в лес? (Дети называют) (Слайд 8)

-Почему? (В лесу растут высокие деревья, и крупным животным, легче спрятаться, найти себе пищу) (Птицы живут на деревьях и вьют гнезда, спасаются от врагов, питаются семенами).

- Как животные помогают лесу? (Распространяют семена, уничтожают вредных насекомых, удобряют почву).

- Ребята, может луг прожить без растений?

- А растения без животных?

- Лес без животных?

- Животные без леса?

Вывод: - Ребята, что мы ответим Лесовику и Луговику, (Слайд 9) где же лучше жить в лесу или на лугу? (Везде по-своему хорошо. Для разных животных и растений нужны разные условия).

- А чтобы не было больше споров, мы построим схемы, которые будут напоминать Лесовику и Луговику, что самое главное для растений в лесу - богатая почва, для луга - много света. Животные связаны с растениями в лесу и на лугу. (Дети выкладывают схему каждый индивидуально, затем сравнивают с образцом на доске.)

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний.

А теперь поиграем на лугу. (дети выходят на ковер)

Динамическая пауза «На лугу поутру»

На лугу поутру

Мы затеяли игру (Дети сидят)

Ты – ромашка, я – вьюнок.

Становитесь в наш венок (Взялись за руки построились в круг)

Раз, два, три, четыре.

Раздвигайте круг пошире (Ходьба по кругу)

А теперь мы – ручейки,

Побежим вперегонки (Бег по кругу)

Прямо к озеру спешим, (Смыкание в круг)

Станет озеро большим (Делаем большой круг)

Как прекрасны все цветы!

А со мной согласны вы?

Вся природа дивным цветом

Расцвела. Спасибо, матушка земля! (Дети кланяются)

Игра «Назови луговой цветок»

(прикреплены цветы на доску)

-Посмотрите вокруг сколько цветов!

-Кто знает, как они называются? (Дети подходят к доске и называют цветы)

-Почему они растут на луг, а не в лесу? (потому что им нужно много света)

-Ребята, какую пользу приносят людям растения луга?

Луг - это огромная аптека, в которой собраны лекарства от всех болезней. (Василек - от горла, клевер - кашля, подорожник - от нарывов, ссадин и т. д)

Игра «Какие деревья растут в лесу?

(дети возле интерактивной доски) На слайде деревья: сосна, дуб, береза, елка.

В лесу растет много деревьев, а вот какие растут здесь деревья, мы узнаем, отгадав загадки.

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет

Желуди на нём (Дуб)

Что же за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год (Елка)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки – только на макушке. (Сосна)

-Молодцы, ребята, вы хорошо знаете деревья.

-Деревья могут расти на лугу? (нет)

-Почему? (деревьям нужна богатая почва)

- Скажите, а как человек использует дерево? (делают мебель, игрушки, карандаши, декоративную посуду) Слайд- изображение предметов из дерева.

Игра «Кто, где живет?» (дети за столами)

-Ребята, на лугу и в лесу много животных. А вы знаете, в каких домиках они живут?

Подойдите сюда, посмотрите, сколько разных домиков у животных! Подходят к столам.

-Я раздаю вам домики животных, потом сама показываю животное, а вы должны узнать хозяина своего домика.

-Чтобы не навредить животным, сохранить красоту природы, как люди должны вести себя в лесу и на лугу? (ответы детей)

Игра «Да, нет»

- Молодцы. А сейчас игра на внимание: я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо говорите: «Да!», если плохо - говорите: «Нет!». Слушайте внимательно:

Я пойду сейчас в лесок

И сорву ромашку. (Нет)

Съем я вкусный пирожок

И выброшу бумажку. (Нет)

Лишний хлебушка кусок

На пеньке оставлю. (Да)

Ветку ели подвяжу,

Колышек поставлю. (Да)

Разведу большой костёр

И тушить не буду. (Нет)

Сильно-сильно насорю

И убрать забуду. (Нет)

Мусор весь я уберу,

Банку закопаю. (Да)

Я люблю свой край родной,

Природу оберегаю! (Да)

-Сейчас мы ваши схемы отправим Лесовичку и Луговичку. Спасибо за помощь!

6. Осмысление.

-Кому помогали?

-О чем они спорили?

-Удалось вам помочь Лесовичку и Луговичку?

-Вам удалось помочь Лесовичку и Луговичку, потому что вы узнали, каким растениям и животным где лучше живется и почему.

Комментарии к сценарию

Использованная литература.

1) Планы занятий по программе «Развитие» для старшей группы детского сада. // Научные руководители Венгер Л. А., Дьяченко О. М., - Москва: УЦ им. Венгера «Развитие», 2000.

2) Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». //Научный руководитель Петерсон Л. Г / под общей редакцией Петерсон Л. Г., Лыковой И. А. : Цветной мир, 2012.-240с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Числовой ряд» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Числовой ряд». Основные цели: 1. формировать.

Образовательная ситуация с Дошкольниками «Елочки» Образовательная область: художественно-эстетическая Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: «Елочки» Основная цель: формирование представлений.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Цветы» Образовательная область: познание - формирование целостной картины мира. Возрастная группа: (5-6) лет старшая группа. Тема: «Цветы». Тип.

Образовательная ситуация «Овощи» с дошкольниками Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа Тема: «Овощи» Основные цели: 1. Расширить знания.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Шоколад» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа:подготовительная группа Тема: Шоколад Основные цели: обогащать знания.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Весна» Образовательная область: Речевое развитие Возрастная группа: 5-6 лет Тема: «Весна» Основные цели: Цель: формирование коммуникативной компетентности.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В картинной» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками 5–6 лет «Лес и луг»
Опубликовано: 14 августа 2019 в 15:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками 5–6 лет «Лес и луг»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД