Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Кто как поет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : художественно-эстетическое развитие
Тема: КТО КАК ПОЕТ?
Основные цели: формировать восприятие и воспроизведение ритмического рисунка целыми и восьмыми длительностями в пении, речевых играх, в хлопках, пропевая звуки домашних птиц и домашних животных.
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Дидактические материалы: иллюстрации петушка, утки, лошади; куклы «би-ба-бо» гусей, петушков, козлят, поросят, коровы, коня; игрушка – рукавица «Собака».
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Кто как поет?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Оборудование: фортепиано, шумовые инструменты: барабан с палочкой, бубен с натянутой перепонкой, трещотка, деревянная кастаньета.
Краткая аннотация к работе: музыкальное занятие по программе А. И. Бурениной, Т. Э. Тютюнниковой «Тутти» направлено на создание условий для формирования восприятия и воспроизведения ритмического рисунка в разных видах музыкальной деятельности. На протяжении всего музыкального занятия, дети выполняют действия, чтобы помочь птицам и животным найти дорогу домой. Все цели реализуются через игровые ситуации.
Логическая основа образовательной ситуации ОНЗ
Основная образовательная цель Формировать восприятие и воспроизведение ритмического рисунка целыми и восьмыми длительностями в пении, речевых играх, в хлопках.
Новое знание = детское «открытие» Мы можем петь и двигаться, как птицы и животные.
Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать Движения птиц и животных, характер и темп их выполнения; спокойное исполнение звуков птиц и животных.
Причина затруднения Не умеем пропевать звуки домашних птиц и домашних животных в мелодичной песне.
Цель деятельности по преодолению затруднения Пропевание звуков домашних птиц и домашних животных в одном ритме, темпе и в соответствующем характере.
Ход образовательной ситуации
Под звучание песни «Паровоз – букашка» дети входят в зал и выстраиваются в полукруг.
Пальчиковая игра – приветствие: «Здравствуй, солнце золотое!» М. Картушина
-Здравствуй, СОЛНЦЕ золотое! (дети перекрещивают ладони и активно шевелят пальцами, изображая движение лучей солнца).
-Здравствуй НЕБО голубое! (тянутся высоко вверх, обращаясь руками к небу).
-Здравствуй ЛЕГКИЙ ветерок! (выполняют легкие покачивания руками над головой).
-Здравствуй МАЛЕНЬКИЙ дубок! (складывают основание обоих ладоней перед грудью и заглядывают в пространство между пальцами).
-Здравствуй УТРО! (протягивают левую руку вперед).
-Здравствуй ДЕНЬ! (протягивают правую руку вперед).
-Нам здороваться НЕ ЛЕНЬ! (высоко и радостно подпрыгивают, вытягивая правую руку вверх).
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
-Дети, хотите, я вам расскажу историю, которая произошла в одной деревне?
-Когда животные и птицы гуляли во дворе (показываю иллюстрацию) в деревне полил сильный дождь (имитация на бубне с натянутой перепонкой, потом сверкнула молния (имитация на бубне, и все птицы и животные разбежались и потерялись. Они не могут найти дороги домой.
Хотите помочь птицам и животным найти дорогу домой? Сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1) актуализировать представления о ритмичном движении на прямых ногах, подскоках и характере их выполнения в разных темпах;
2) закреплять умение изменять движения в соответствии с изменением характера музыки и под звучание разных шумовых инструментов.
-Тогда в путь. Вначале нам необходимо дойти до места, где они спрятались. А пойдем мы, как кто? (показ иллюстрации Петушка).
-Петушок.
- А как же ходит петушок? Он высоко поднимает колени, машет крыльями и поворачивает голову то в одну, то в другую сторону (показ).
Все вместе, друг за другом по кругу идем под звуки барабана (под исполнение педагогом попевки «Петушок) как Петушки.
-Пойдем немного быстрее, как кто? (показ иллюстрации утенка) Утенок.
- А как же ходит утенок? (напоминание - колени не сгибаем, руки вытягиваем вдоль туловища, отводя кисти рук в сторону; показ)
- И все вместе, друг за другом по кругу на прямых ногах идем под звуки трещотки (исполнение педагогом отрывка из песни «Утки в вперевалочку» М. Картушиной, как Утята.
-Молодцы!
-А сейчас мы поскачем еще быстрее, как кто? (показ иллюстрации лошади).
Под звуки кастаньет (и исполнение педагогом попевки «Я люблю свою лошадку») дети движутся подскоками, немного ускоряясь.
- И поскакали на ковер. (Дети за воспитателем перемещаются на ковер и присаживаются).
-Молодцы! Вот мы и прискакали в деревню. (Открываются кулисы, за которыми стоит домик с заборчиком – «Деревня»).
- Вы видите здесь птиц и животных?
- Они спрятались, и бояться выйти к нам.
- Что же нам надо сделать, чтобы они не боялись нас и вышли к нам? (позвать).
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для восприятия нового музыкального произведения;
2) формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
-Теперь нам необходимо позвать их, чтобы они не боялись нас, и вышли к нам.
-Но у каждой птицы и животного свой голос, своя песня, ее необходимо спеть всем вместе, дружно.
-Сможете спеть такую песню? Спойте, пожалуйста!
Возникает затруднение, так как большинство детей не знают, как поют птицы и животные.
– Смогли ли вы спеть песню, в которой поют птицы и животные свои песни?
– Почему не смогли? (не знаем такой песни.)
- А что мы делаем, когда что-то не знаем или не умеем?
-Мы обращаемся за помощью к взрослому?
-Сколько сейчас взрослых в зале?
-Как вы думаете, кто из взрослых, присутствующих в зале сможет вам спеть песню, в которой поют птицы и животные?
- Кто же из вас самый смелый и попросит меня спеть эту песню?
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) формировать представление о плавном, спокойном исполнении звуков птиц и животных восьмыми длительностями; развивать способность слышать момент начала своего исполнения по тексту песни;
2) формировать опыт самостоятельного произвольного владения своим голосом и эмоционального переживания радости открытия.
- Я приглашаю вас ближе к фортепиано.
Дети слушают песню «У кого какая песня?» А. Жилинский (в плавном, мелодичном исполнении, 1 короткий куплет).
-Песню какой птицы я сейчас вам спела? (гуся)
-Споем все вместе песню гуся (пение).
-Молодцы.
- Вот мы позвали гусей, они выйдут сейчас к нам.
Раздаются нескольким детям куклы–бибабо «Гуси». Дети одевают кукол на руки и поют еще раз «песню гусей».
-Слушайте следующую песню. Чья она?
Исполняется «песню козлят».
-Споем все вместе «песню козлят». Сейчас и козлята выйдут к нам.
Раздаются нескольким детям куклы – бибабо «Козлята». Дети одевают кукол на руки, и я прошу их спеть еще раз «песню козлят».
Исполняется песню коня, петушка, поросят, коровы с вручением кукол и исполнением детей.
-Молодцы! Всех птиц и животных позвали.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Часть 1
Дидактическая задача: организовать активный отдых детей, развивать воображение.
Часть 2
Дидактические задачи:
1) закреплять представление о ритмическом рисунке;
формировать умение воспроизводить ритмический рисунок голосом и в хлопках.
2) организовать активный отдых детей, развивать внимание.
Часть 1
-Птицы и животные вышли к нам. Теперь необходимо их довести до дома, чтобы никто не отстал и не потерялся. А поможет нам в этом игра «Утки, куры, гуси…». Когда я буду звать: «Утки!», вы будете отвечать, как утки. А это как? (Кря! (четвертная длительность)
-Я опять буду звать вас – Утки! А вы мне отвечать – Кря! (четвертная длительность)
-А когда в последний раз я буду звать – Утки! Вы мне будете отвечать – Кря, кря, кря! (восьмыми длительностями)
Большими крадущими шагами пойдем по кругу и произносим слова:
-Мы ведем на птичий двор, птицы здесь живут! Останавливаемся.
Педагог: - Утки! (зовет)
Дети: -Кря!
Педагог: -Утки!
Дети: - Кря!
Педагог: - Утки
Дети: - Кря, кря, кря!
Продолжаем идти на слова: Мы ведем на птичий двор, птицы здесь живут! Останавливаемся.
Педагог: - Куры!
Дети: - Ко!
Педагог: - Куры!
Дети: - Ко!
Педагог: - Куры!
Дети: - Ко, ко, ко!
Двигаемся и произносим: Мы ведем на птичий двор, птицы здесь живут! Останавливаемся.
Педагог зовет: - Гуси!
Дети: -Га!
Педагог: Гуси!
Дети: -Га!
Педагог: - Гуси!
Дети: - Га, га, га!
Часть 2
А теперь мы ведем на скотный двор – животные здесь живут! И мы будем не только отвечать, как животные, но и хлопать в таком же ритме.
Педагог зовет: - Коровы!
Дети: - Му! (один хлопок)
Педагог: - Коровы!
Дети: - Му!
Педагог: - Коровы!
Дети:- Му, му, му! (три хлопка)
(двигаемся) Мы ведем на скотный двор – животные здесь живут. (останавливаемся)
Педагог зовет: - Свиньи!
Дети: - Хрю! (один хлопок)
Педагог: - Свиньи!
Дети: - Хрю! (один хлопок)
Педагог: - Свиньи!
Дети: - Хрю, хрю, хрю! (три хлопка одновременно со словами)
(двигаемся) Мы ведем на скотный двор – животные здесь живут. (останавливаемся)
Педагог зовет: - Козы!
Дети: - Ме! (один хлопок)
Педагог: - Козы!
Дети: - Ме! (один хлопок)
Педагог: - Козы!
Дети: - Ме. Ме, ме! (три хлопка)
Молодцы дети, помогли всем птицам и животным дойти до дома. Никого не потеряли.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.
Педагог подзывает детей к себе.
- Где же мы с вами были? Чем занимались? Кому помогали? Смогли помочь? Как мы помогали? (ходили и пели как птицы и животные, довели их до дома)
-Никого не потеряли?
-А больше всех обрадовался тому, что вы довели всех птиц и животных до дома, смотрите кто? (показ игрушки - рукавицы «Собака»). Это наш пес Барбос.
Исполнение песни «Наш барбос отличный пес» М. Картушиной.
-Я хочу вас поблагодарить. Вы молодцы!
Под музыку дети возвращаются в группу.
Комментарии к сценарию
Использованная литература:
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М. : Институт системно-деятельностной педагогики, 2014.
Буренина А. И., Тютюнникова Т. Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – СПб. : РЖ «Музыкальная палитра», 2012. – 144с.
Петерсон Л. Г., Абдуллина Л. Э., Майер А. А., Тимофеева Л. Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 5. Учебно-методическое пособие. –М. : Педагогическое общество России, 2015. -112с.
Тема: «Кто как поет?» в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыка» решает ключевые задачи развития музыкального восприятия и задачи музыкально – ритмического воспитания.