Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Числовой ряд»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познавательное развитие
Возрастная группа: Средняя группа
Тема: «Числовой ряд».
Основные цели: 1. формировать представление о числовом ряде, закрепить счет в пределах 5; учить располагать число в числовом ряду; уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине; закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов; упражнять в порядковом счете до 5.
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Числовой ряд“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Дидактические материалы: карточки с цифрами, с точками, листы с домиками, картинки – половинки с геометрическими фигурами.
Оборудование: письмо, домики с цифрами, карточки с цифрами и точками.
Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация по формированию представления о понятии «Числовой ряд». Дети формируют опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя. Закрепление представления об умении различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине; закрепление умения соотносить цифру с количеством предметов; упражнять в порядковом счете до 5. В образовательной ситуации использованы различные виды деятельности.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
В. Давайте поздороваемся с гостями.
Д. Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»
«Доброе утро солнцу и птицам»
«Доброе утро улыбчивым лицам»
(Н. Красильников)
В: - Ребята, нам пришло письмо. Вы хотите узнать от кого оно? Тогда давайте посмотрим.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я царица далёкой сказочной страны Математики. Моя прекрасная страна находится на большом, красивом острове, где живут сказочные обитатели. Но вот случилась беда, мой остров заколдовал злой волшебник и на острове стали происходить беспорядки. Я не знала, что мне делать, как справиться с бедой. Но мне помогла добрая Фея. Она сказала, что на хуторе Ленина есть детский сад и ребята там добрые, весёлые, умные и всегда помогают в беде. Помогите расколдовать остров. Ваш друг Царица математика»
В. – Для того, чтобы помочь Царице Математике, нам надо выполнить несколько математических заданий. Ребята, как вы думаете, сможем мы помочь Царице Математике?
Дети. – Да!
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: Актуализировать знания различать и называть геометрические фигуры.
(Карточки - пазлы с геометрическими фигурами)
В: - Тогда поторопимся. Скажите, а на чем можно добраться до острова.
(на самолете, на вертолете, на ковре самолете)
В. - Ребята скажите, что спрашивают при входе в самолет?
Д. Билеты.
В. Злой волшебник заколдовал билеты и разделил их на части, помогите собрать билеты.
(Слева и справа стоят столы с корзинками, дети делятся на две группы, собирают билеты по двое)
В: - Посмотрите, на столах в корзинках лежат разрезанные билеты. У каждого есть билет. А сейчас разделимся на две группы, встаем друг за другом.
(построились, разделились, собрали билеты)
В: - Что у вас изображено на билетах? (геометрические фигуры)
- Назовите геометрические фигуры?
- Посчитайте, сколько геометрических фигур на каждом билете?
- Какого они цвета? Какой величины?
- Сколько геометрических фигур на билетах?
Молодцы, вы правильно собрали билеты и правильно назвали геометрические фигуры. Присаживайтесь на коврик. Можем лететь (дети сидят на коврике).
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
Создавать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о правильном расположении цифр в числовом ряду, формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
В: Вот мы и на месте.
- Жили-были на острове точки. Жили они семьями. Семьи были разными, то есть в каждой семье было разное количество точек.
Решили точки поселиться на одной улице. Домики свои поставили в ряд.
- Но злой волшебник заколдовал точки и они перепутали свои дома. Точки забыли, кто в каком домике живет.
- Ребята давайте поможем точкам найти свои домики.
- Как мы можем помочь точкам?
-Почему мы не смогли помочь?
(не знаем как)
Воспитатель уточняет: Потому что, не знаем как надо было расселить точки, чтобы не забыть, кто в каком доме живет.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: Формировать представление о числовом ряде, соотносить количество точек (предметов) с цифрой. Закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».
- Что нужно сделать, если чего – то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает.)
Воспитатель предлагает детям самим придумать способ расселения. Подводит к мысли как расселить по порядку.
(дети подходят к столам, на столах карточки с точками, листы с домиками)
В: - Найдите самую маленькую семью. Сколько там точек?
В: - В какой домик ее поселить, чтобы был порядок?
(Выслушиваются ответы детей, после чего делается вывод, что самую маленькую семью нужно поселить в первый домик. Дальше ведется аналогичная работа.)
В. - А теперь самостоятельно расселите семьи с точками в остальные домики.
(После этого воспитатель предлагает на крышу каждого домика поместить карточку с цифрой, которая показывает, сколько точек живет в этом домике.)
В. - У вас в корзинках карточки с цифрами и точками. Разложите карточки с точками по порядку, затем цифры по порядку. Давайте посчитаем.
(Дети соотносят числа от 1-5 с количеством точек и на крышу каждого домика кладут соответствующую карточку с числом.)
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: закреплять представление о числовом ряде, формировать представление о прямом счете, соотносить цифру с количеством.
Часть 1: (дети возвращаются на коврик)
В: - Волшебник очень могущественный и сильный. Он наколдовал сильный ураган и домики все перепутались. (перемешиваются карточки с точками на доске). Но мы с вами поможем.
(После урагана домики выстроились в ряд не по порядку. Ветер открыл двери домиков, где видны цифры от 1 до 5.
В: - Первой после урагана вернулась семья из пяти точек. В какой домик, с какой цифрой мы ее поселим?
(Дети находят домик с цифрой 5)
В: - Затем пришла семья из четырех точек.
- Как вы думаете, какая семья вернулась следующей? И т. д.
- А теперь правильно расставьте домики.
Часть 2: Семьи благодарят детей за то, что так хорошо их расселили по домам, и предлагают сыграть в прятки. На доске домики с числами, воспитатель просит закрыть глаза, двери одного домика закрываются.
В: - Какая цифра спряталась?
- Почему ты так думаешь?
Часть 3: Живые цифры и точки. (раздаются карточки с цифрами и точками)
В: - Мальчики и девочки превращаются в цифры и точки. Давайте знакомиться. (ребенок называет свою цифру). В ряд все цифры становитесь, по - порядку отзовитесь! (1, 2, 3, 4, 5).
В: - А сейчас ребята с точками найдите свою цифру.
- Проверьте, никто не заблудился?
В: - Мы с вами смогли расколдовать жителей волшебного острова и нам пора возвращаться в наш детский сад.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии.
В: - В какой стране мы сегодня побывали?
-Кому мы смогли помочь?
Воспитатель хвалит детей за то, что они помогли точкам и числам, несмотря на трудности. А помочь они смогли потому, что знают, как располагать цифры по порядку.
Комментарии к сценарию: Использовано учебно-методическое пособие «Игралочка – ступенька к школе» Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. ; использованы ресурсы интернета.