римма ильина
Образовательная программа по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому.
Публикация «Образовательная программа по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Необходимо раскрывать качества, лежащие в основе творческого мышления, логической сферы.
Педагогическая практика показала, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.
Каждый дошкольник – маленький исследователь. Задача воспитателей и родителей - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельность, дать пищу для развития логической сферы ребенка.
То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения: мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.
Усвоению достаточно сложных логических приемов, понятий, их формированию способствует игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Большое значение в умственном воспитании детей приобретает игра, поэтому, организация игр и упражнений, которые развивали бы у ребенка умственные интересы, ставили бы перед ним познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определенные логические операции для достижения нужного результата.
На первый план выходят логико-математические игры и упражнения, как основной вид деятельности детей старшего дошкольного возраста. Логические игры направлены на развитие познавательных, исследовательских способностей у детей : умению обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения задач, обогащать представления о закономерностях объектов, об их зависимостях по размеру, количеству, форме, расположению в пространстве
В настоящее время встала проблема, в большинстве своем, дети, поступающие в школу, не подготовлены в плане сформированности логической сферы. У них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний.
Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации и содержания обучающего, развивающего процесса детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие элементов логического мышления воспитанников.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы развития логической сферы старших дошкольников.
2. Выявить уровень сформированности элементов логического мышления с помощью определенных методик.
3. Подобрать практический материал, логические игры и упражнения для развития элементов логического мышления старших дошкольников.
4. Систематизация практического материала согласно образовательной области «Познавательное развитие», раздел ФЭМП основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А.
5. Способствовать развитию логической сферы детей старшего дошкольного возраста.
6. Организовать образовательную деятельность по использованию логических игр и упражнений.
7. Провести анализ результатов развития логического мышления детей на контрольном этапе работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
1. Систематизация работы по содержанию и использованию логико-математических игр с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Развитие логической сферы детей старшего дошкольного возраста.
3. Вовлечение родителей в образовательный процесс по развитию логического мышления старших дошкольников.
4. Создание программы образовательной деятельности по развитию логического мышления у старших воспитанников.
5. Разработка рекомендаций по использованию логико-математических игр со старшими дошкольниками.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет, срок реализации - один год.
Учебно-тематическое планирование
№ п\п Наименование раздела Количество НОД
1 Количество и счет 7
2 Форма 9
3 Величина 4
4 Ориентировка в пространстве 5
5 Ориентировка во времени 4
Материальное обеспечение образовательной деятельности
1. Карандаши
2. Картинки для индивидуальной работы с детьми
3. Сюжетные картинки
4. Картотека загадок
5. Ручки
6. Тетради в клетку
7. Предметные картинки
8. Наборы геометрических фигур
Перспективный план образовательной деятельности
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
на 2016-2017 учебный год
Неделя Содержание работы Задачи
СЕНТЯБРЬ
Педагогическая диагностика знаний воспитанников на начало учебного года
ОКТЯБРЬ
1 неделя ТЕМА: Количество и счет
Задание№1. Расставь животных в определенной последовательности, раскрась определенным цветом утят, лягушат и щенков Закрепить счет, умение выделять часть, раскрашивать определенным цветом
Задание №2. Отыщи животных и раскрась их Развивать умение анализировать, мелкую моторику
Задание №3. Загадывание загадок о животных Формировать умение обобщать, рассуждать, делать простейшие выводы
2 неделя ТЕМА: Величина и форма
Задание №1. Какие предметы спрятались? –угадай по контуру Развитие логической операции анализ, синтез
Задание №2. Четвертый лишний. Развивать умение анализировать и обобщать предметы
Задание №3. Скажи наоборот Развивать умение рассуждать, делать выводы
3 неделя ТЕМА: Геометрические фигуры
Задание №1. Составь фигуры по образцу Умение выделять целое и части, обобщать
Задание №2. Заполни таблицу также. Размести геометрические фигуры также. Умение создавать по образцу
Задание №3. Веселый словарь. Прочти слова по первым буквам названий предметов. Закреплять умение делать выводы, рассуждать
4 неделя ТЕМА: Количество и счет
Задание №1. Соедини линией каждую цифру с соответствующим количеством кружков. Закрепить счет в пределах 20.
Задание №2. Реши примеры. (4-5 примеров) Учить решать арифметические задачи
Задание №3. Отыщи цифры и назови их. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, проводить анализ рисунка
НОЯБРЬ
1 неделя ТЕМА: Ориентировка во времени
Задание №1. Распредели в определенной последовательности картинки и составь рассказ. Развивать умение делать умозаключения, рассуждать
Задание №2. Посмотри и запомни. Ответь на вопросы, что ты запомнил. Умение выделять существенные признаки, развитие произвольного внимания.
Задание №3. Соедини часть и целое. Закрепить умение анализировать, группировать
2 неделя ТЕМА: Формы
Задание №1. Продолжи ряд. Проведи линию до конца. Формировать умение выстраивать определенную последовательность
Задание №2. Графический диктант. Выполнение двух заданий. Закрепить умение проводить анализ рисунка, выполнять последовательность
Задание №3. Закрась такие же буквы определенным цветом. Развивать умение делать анализ рисунка, выделять определенное правило
3 неделя ТЕМА: Ориентировка в пространстве
Задание №1. Обведи, раскрась и расскажи, что здесь нарисовано. Закреплять умение классифицировать по определенному признаку, делать умозаключения
Задание №2. Графические диктанты
(2-3 задания) Закрепить умение проводить анализ рисунка, выполнять последовательность
Задание №3. Рассели жильцов, чтобы они не повторялись Учить выполнять задание в определенном порядке
4 неделя ТЕМА: Форма
Задание №1. Распредели, разложи геометрические фигуры по определенному заданию Закреплять умение классифицировать, обобщать геометрические фигуры по существенным признакам
Задание №2. Раскрась все четырехугольники Учить делать анализ, синтез рисунка, группировать фигуры, развивать умение рассуждать
Задание №3. Продолжи ряд из геометрических фигур Закрепить умение проводить анализ, выполнять задание в определенной последовательности, делать простейшие выводы
ДЕКАБРЬ
1 неделя ТЕМА: Количество и счет
Задание №1. Реши задачи (3-4 задачи) Развивать умение рассуждать, делать выводы
Задание №2. Соедини количество предметов с нужной цифрой. Закреплять умение делать анализ, счет, цифры
Задание №3. Назови одним словом Формировать умение обобщать предметы, явления
2 неделя ТЕМА: Форма
Задание №1. Работа с блоками Дьенеша Учить находить фигуры определенного вида
Задание №2. Назови и раскрась такие же фигуры на картинке Закреплять умение делать анализ, умозаключения
Задание №3. Какие геометрические фигуры есть на этом рисунке Продолжать формировать умение делать анализ рисунка
3 неделя ТЕМА: Величина
Задание №1. Найди свое место. Распредели по высоте. Закреплять умение классифицировать в определенной последовательности
Задание №2. Раскрась фигуры в определенном порядке Формировать умение проводить анализ и выполнять условия задания
Задание №3. Рассели жильцов, Умение анализировать, выполнять задание в определенной последовательности, находить закономерности
4 неделя ТЕМА: Ориентировка в пространстве
Задание №1. Заполни таблицу также. Умение анализировать, выполнять задание в определенной последовательности, находить закономерности.
Задание №2. Назови, запомни и найди такие же предметы. Закрепить умение анализировать, рассуждать, ориентироваться на листе бумаги
Задание №3. Найдите шляпу, которая отличается от других Учить делать анализ изображения, находить похожие элементы
ЯНВАРЬ
1 неделя ТЕМА: Количество и счет
Задание №1. Собери бусы правильно. Развивать умение сравнивать предметы, выполнять определенную последовательность
Задание №2.
Реши примеры (3-4 задания) Учить делать простейшие умозаключения, решать арифметические задачи
Задание №3. Засели жильцов в квартиры. Расстановка цифр. Развивать умение делать обобщения, выполнять задание в определенной последовательности
2 неделя ТЕМА: Форма
Задание №1. Дорисуй фигуры и выполни штриховку. Умение проводить анализ задания, развитие мелкой моторики
Задание№2. Повтори рисунок по клеточкам Формировать умение ориентироваться на листе
Задание №3. На что похожа фигура, дорисуй. Развивать умение делать анализ, обобщение
3 неделя ТЕМА: Ориентировка во времени
Задание №1. Расставь в определенной последовательности и составь рассказ. Учить делать умозаключения, развивать речь
Задание №2. Какие предметы спрятались. Учить делать анализ, устанавливать определенную последовательность, развитие внимания
Задание №3. Скажи наоборот. Формировать умение делать умозаключения
4 неделя ТЕМА: Ориентировка в пространстве
Задание №1. Вставь в фигуры значки. Развивать умение делать анализ, классификацию
Задание №2. Отыщи попугайчиков, раскрась. Закреплять умение рассуждать, проводить анализ
Задание №3. Найди правильную дорогу. Развивать умение делать сравнение
ФЕВРАЛЬ
1 неделя ТЕМА: Величина
Задание №1. Распредели домики для животных Формировать умение делать обобщение, сравнение
Задание №2. Расставь и раскрась геометрические фигуры в таблице. Развивать умение классифицировать предметы, рассуждать
Задание №3. Разложи фигуры Учить выполнять задание в определенной последовательности, обобщать
2 неделя ТЕМА: Количество и счет
Задание №1. Найди ошибку в ряду бус, по количеству Развивать умение анализировать, выполнять задание в определенной последовательности
Задание №2. Что лишнее Учить выполнять обобщения, установление определенного правила выполнения задания
Задание №3. Сгруппируй предметы правильно Закреплять умение классифицировать предметы
3 неделя ТЕМА: Ориентировка в пространстве
Задание №1. Соедини все линии и раскрась рисунок Формировать умение делать анализ задания, выполнять в определенной последовательности
Задание №2. Дорисуй недостающий предмет Развивать умение сравнивать
Задание №3. Пройди по лабиринту Закреплять умение анализировать, выполнять задание последовательно
4 неделя ТЕМА: Ориентировка во времени
Задание №1. Расставь картинки в определенной последовательности и составь рассказ Формировать умение делать умозаключения, проводить анализ, развивать речь
Задание №2. Невнимательный художник Формировать умение делать умозаключения, проводить анализ, развивать речь
Задание №3. Что было сначала, а что- потом? Формировать умение делать умозаключения, проводить анализ, развивать речь
МАРТ
1 неделя ТЕМА: Количество и счет
Задание №1. Реши примеры (3-4 задания) Развивать умение анализировать, рассуждать
Задание №2. Запомни количество предметов, назови их и распредели в определенной последовательности Формировать умение проводить анализ изображения, выполнять задание в определенной последовательности
Задание №3. Соедини цифры и количество предметов в пары Закреплять умение проводить сравнение, анализ
2 неделя ТЕМА: Величина
Задание №1. От какого предмета, рисунка (целого) заплатка, часть Закреплять умение проводить анализ изображения, сравнивать, делать выводы
Задание №2. Продолжи ряд из предметов разной величины Развивать умение сравнивать предметы, выполнять задание в определенной последовательности
Задание №3. Что лишнее. Составь группы предметов по признаку Формировать умение проводить анализ задания, выделять существенные признаки и обобщать по ним
3 неделя ТЕМА: Форма
Задание №1. Собери из геометрических фигур фигуру по образцу Формировать умение проводить анализ задания, рассуждать
Задание №2. Раздели фигуры на 3 группы и нарисуй каждую группу фигур в определенном квадрате Закреплять умение обобщать и группировать предметы, выполнять задание в определенной последовательности
Задание №3. Закрась все многоугольники Развивать умение делать анализ, проводить сравнение и обобщение
4 неделя ТЕМА: Ориентировка в пространстве
Задание №1. Запомни расположение предметов и повтори Формировать умение систематизировать изображение, устанавливать определенную последовательность
Задание №2. Рассмотри фигуры. Найди их в рисунках и правильно раскрась Развивать умение сравнивать, классифицировать, выполнять задание в определенной последовательности
Задание №3. Графический диктант (2-3 задания) Закреплять умение анализировать изображение, правильно ориентироваться на листе бумаги, выполнять задание в определенной последовательности
АПРЕЛЬ
1 неделя ТЕМА: Величина
Задание №1. Сгруппируй предметы по величине Формировать умение обобщать, классифицировать предметы
Задание №2. Продолжи ряд из бусинок определенного размера Учить проводить анализ изображения, сравнивать, выполнять задание в определенной последовательности
Задание №3. Закрась лишний предмет, кубик, ленточку Закреплять умение сравнивать, определять существенные признаки
2 неделя ТЕМА: Ориентировка во времени
Задание №1. Составь рассказ правильно Формировать умение систематизировать, делать умозаключения
Задание №2. Что было раньше, а что потом Развивать умение выстраивать последовательность, делать выводы, умозаключения.
Задание №3. Что художник нарисовал неправильно? Закреплять умение сравнивать, анализировать, проводить умозаключения
3 неделя ТЕМА: Количество и счет
Задание №1. Соедини цифру и количество предметов правильно Закреплять умение анализировать, сравнивать предметы, выполнять задание в определенной последовательности
Задание №2. Где предметов больше? Формировать умение сравнивать, обобщать предметы
Задание №3. Реши задачу (3-4 задания) Развивать умение систематизировать, проводить анализ условия задач
4 неделя ТЕМА: Форма
Задание №1. Распредели геометрические фигуры правильно Учить систематизировать предметы, проводить анализ, выполнять задание в определенной последовательности
Задание №2. Графический диктант Закреплять умение анализировать, систематизировать, выполнять задание в определенной последовательности
Задание №3. Найди недостающую фигуру, дорисуй и закрась формировать умение делать анализ изображения, сравнивать
МАЙ
Педагогическая диагностика знаний воспитанников на конец учебного года
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л. Ф. Бильчугов «Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6-7 лет»
2. Н. К. Шеляховская, Т. Н. Дацюк «О проявлении и развитии математического мышления дошкольников»
3. З. А. Михайлова «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста»
4. Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников»
5. А. В. Белошистая «Формирование и развитие математических способностей дошкольников»
6. А. В. Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников»-пособие для педагогов
7. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»
8. П. Я. Гальперин «Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий»
9. А. С. Зак «Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет»
10. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая «Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»
11. Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов «Развитие логического мышления детей»
12. О. А. Шагреева, Е. В. Родина, Н. А. Стародубова «Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников»
13. Е. И. Щербакова «Теория и методика математического развития дошкольников»
14. Инна Светлова «Развиваем логику – программа интенсивного развития словесно-логического мышления через естественные игровые ситуации»
15. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»
16. Л. Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет»
17. И. Топоркова, С. Щербинина, С. Гаврина, «Большая книга развития логики для детей 5-6 лет»
18. Л. Береславский, А. Береславская «Современные игровые методики развития интеллекта»