Марина Мерзликина
Проект «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Проектирование образовательного процесса
в дошкольной образовательной организации
на основе принципов Стандарта»
«Формирование логического мышления детей
старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
Мерзликина М. М.
Владикавказ 2016г.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Формирование логического мышления процесс длительный и весьма трудоемкий. Но зачем логика дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки, умения приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.
Цель проекта :
Формирование логического мышления, как основы интеллектуального развития дошкольников.
Задачи:
Расширять кругозор детей;
Учить самостоятельно рассуждать, делать выводы;
Сопоставлять, сравнивать, анализировать;
Развивать связную речь;
Развивать коммуникативные способности детей.
Развивать наглядно – образную, словесно – логическую и эмоциональную память;
Научить ориентироваться в тетради, аккуратно и чётко вести записи;
Научить слушать и выполнять работу самостоятельно.
Количество участников проекта :
коллективный.
Продолжительность проекта :
краткосрочный.
Основные теоретические позиции проектного обучения :
В центре внимания – ребенок.
Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.
Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.
Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального использования этих знаний в разных ситуациях, в самостоятельной деятельности.
План реализации проекта :
1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
2. Постановка проблемы.
3. Постановка цели.
4. Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
5. Самостоятельная работа участников проекта.
Самостоятельная деятельность детей в рамках проекта поощряется и поддерживается педагогами и родителями в игровой и бытовой деятельности в свободное время.
Информация о проекте распространяется через оформление проекта, отчёты о проделанной работе и представление на педсоветах.
Проект, включает 3 этапа – подготовительный, практический и итоговый.
1. Подготовительный этап:
а) изучение психолого – педагогической литературы, составление перспективного плана работы по проекту;
б) мониторинг и анкетирование родителей.
2. Практический этап:
а) создание полноценной развивающей среды;
б) организация взаимодействия со специалистами ДОУ и родителями;
в) непосредственная образовательная деятельность с детьми;
г) совместно организованная деятельность с детьми.
3. Итоговый этап:
а) мониторинг;
б) анкетирование родителей;
в) творческий отчет о проделанной работе для педагогов и родителей.
План-график проекта :
Цели: расширить знания детей; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе.
-Познакомить с геометрическими фигурами, телами, цифрами, разнообразными линиями.
- Совместная организованная деятельность.
- Дидактические игры.
- Познавательное развитие
- Наблюдения.
- Отгадывание загадок.
- Придумывание загадок
- Беседы.
- Рассматривание картин и иллюстраций.
В реализации проекта «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста» принимают участие:
- дети старшего дошкольного возраста
- родители воспитанников
- педагогический коллектив ДОУ
Организация взаимодействия с детьми.
Формы организации детской деятельности:
- непосредственная образовательная деятельность;
- творческая деятельность в подгруппе;
- индивидуально-творческая деятельность;
- игровой тренинг.
Методы:
- деятельностный;
- проблемно поисковый;
- словесный;
- иллюстративно-наглядный;
- игровой.
Средства:
- схемы, чертежи, модели;
- развивающие игры;
- дидактические игры;
- наглядный и стимульный материал.
Организация работы с родителями.
Методы изучения семьи:
- наблюдение за ребенком;
- беседа с ребенком;
- беседа с родителями;
- анкетирование.
Формы работы с семьей :
- дни открытых дверей;
- педагогические беседы с родителями;
- открытые занятия с детьми ;
- конкурсы и выставки;
- тематические недели в детском саду;
- мастер-классы для родителей;
- праздники и развлечения;
- рекомендации для родителей будущих воспитанников.
Организация взаимодействия со специалистами ДОУ
- учитель-логопед;
- педагог- психолог;
- музыкальный руководитель;
- воспитатель по ИЗО;
- воспитатель осетинского языка;
- воспитатель по ФК.
Формы работы с педагогическим коллективом
- мастер-класс, семинар;
- консультации;
- тренинги;
-обобщение и обмен опытом работы;
- методические рекомендации;
- деловые игры, круглые столы.
Данный проект разработан в соответствии с ФГОС и предполагает достижение результата по средствам интеграции всех образовательных областей.
В рамках разработанного проекта мною были подобраны игры на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания.
«Да и нет не говорите, черный с белым не носите».
Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «Да» и «Нет».
Игры – головоломки.
Загадки.
«Найди отличия».
«Найди два одинаковых предмета».
«Буди внимателен».
Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
«Волшебное слово».
Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае если взрослый говорит: «Пожалуйста».
«Где что было?»
Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.
Игры и упражнения для развития памяти.
«Запомни предметы».
Учить запоминать и воспроизводить информацию.
«Пирамида».
Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же его повторить; затем два слова, ребенок повторяет их; три слова, ребенок повторяет и т. д.
«Что ты видел в отпуске»?
Взрослый задает ребенку вопрос о происходящих в отпуске событиях.
«Нарисуй такой же».
Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен повторить свой рисунок.
«Я положил в мешок».
Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
«Короткий рассказ».
Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен его повторить.
«Башня».
Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящее из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать их.
Упражнения и игры для развития восприятия.
«Перевертыши».
Превратить круг, треугольник, квадрат, прямоугольник в любой рисунок.
«Как пройти к зайке»,
«Куда пойдешь, что найдешь».
Ориентация в пространстве по плану-схеме.
«Найди отличия».
Учить находить отличия у похожих предметов.
«Построй по росту».
Построить предметы в ряд соответственно их высоте.
«О чем я говорю».
Взрослый описывает какой либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь. Затем ребенок описывает предмет, а взрослый узнает.
«Угадай предмет».
Взрослый рисует пунктирными линиями или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Игры и упражнения для развития мышления.
«Разложи картинки».
Учить выделять последовательность событий.
«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю
фигуру».
Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
«Антонимы».
Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу.
Например: тяжелый – легкий
сильный – слабый
твердый – мягкий….
«Лото», «Домино», мозаика, конструкторы.
Загадки.
Заключение
Перспективность проекта заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, неординарно мыслящие личности, а закладка «фундамента» происходит в дошкольном возрасте.
Опыт показывает, что реализация взаимодействия в рамках проекта дает большой заряд положительных эмоций, помогает детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, расширяется кругозор, происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие ребенка. У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.
«Начала, заложенные в детстве человека,
Похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы,
Растущие вместе с ним,
Составляющие неотъемлемую часть его» Виктор Гюго
Список литературы:
Ярославль, «Академия развития», 1996г.
Воронова В. Я. «Творческие игры для дошкольников».
Венгер Л. А., Яченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Р. И. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1998г.
Глаголева В. Г. «Логическая азбука для детей 4-6 лет». С. -Пб., «Детство-пресс», 1998г.
Ехевич Н. «Развивающие игры для детей». М., 1990г.
Усова А. П «Роль игры в развитии детей». М., «Просвещение», 1976г.