Приложение МААМ

Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Лилия Назырова
Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Дидактическая игра, как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Так сложилось, что мы с вами живем в эпоху глобального развития новейших компьютерных технологий. Поэтому в современном мире возникает необходимость в том, что дети должны быть интеллектуально развитыми личностями, должны легко ориентироваться в компьютерных технологиях, владеть навыками работы на компьютере. И наши дети легко справляются с этим, нередко мальчики и девочки дошкольного возраста с удовольствием играют в компьютерные игры, с которыми иногда не каждый взрослый справится, с огромным удовольствием малыш поможет маме включить компьютер и «совсем чуть-чуть» поиграть. Всё это очень хорошо и может в какой-то степени полезно, но мы, взрослые, забываем о самом важном - о развитии ребенка, о развитии высших психических функций: умении рассуждать, доказывать, умении самостоятельно мыслить, в том числе и логически. И поэтому одной из актуальных проблем современного детства, я считаю, является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, развитие внимания, памяти, логического мышления. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, они более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, в дальнейшем дети лучше будут осваивать программу школьного обучения. В своей работе я большое внимание уделяю развитию логического мышления детей.

Публикация «Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, выявила проблему: многим старшим дошкольникам сложно выполнять логические задания и упражнения, и это, скорее всего, отрицательно скажется на их развитии и в дальнейшем обучении в школе.

Актуальность моего педагогического опыта заключается в том, что он является важным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, неординарно мыслящие личности, а фундамент для этого закладывается именно в дошкольном возрасте.

Изучая литературу Сорокиной А. И, Дьяченко О. М, Агаевой Е. А, Михайловой З. А, Никитина Б. П, пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в работе с детьми я смогу воздействовать на развитие умственных способностей детей дошкольного возраста, в том числе и на развитие логического мышления.

Мной была проведена работа по определению уровня развития логического мышления детей старшей группы, результаты получились довольно низкими. В дальнейшем я определила следующие педагогические задачи:

• Обучать детей основным логическим операциям : анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, обобщению, умозаключениям;

• Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать пространственное мышление;

• Развивать высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;

• Воспитывать стремление к преодолению трудностей, воспитывать уверенность в себе, желания прийти на помощь товарищу;

• Разработать систему работы по использованию дидактических (обучающих) игр в развитии логического мышления.

Выстроилась гипотеза: логическое мышление дошкольников будет развиваться если :

- будет использоваться система специализированных упражнений дидактических (обучающих) игр ;

- будут учитываться индивидуальные особенности детей, осуществляться дифференцированный подход;

- совместная деятельность взрослого и детей будет проводиться в игровой форме.

Основная цель моей педагогической деятельности - повышение уровня мыслительных операций, умения рассуждать и доказывать, развитие интеллектуальных возможностей детей старшего дошкольного возраста, создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников, использование дидактических игр обучающего и развивающего характера и подготовка к успешному обучению в школе.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе дидактических (обучающих) игр.

Дидактическая игра- ведущая форма обучающего воздействия на ребенка. Не случайно дидактические игры заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности, умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения. Включая дидактическую игру в педагогический процесс, важно помнить о доступности игры и соответствии возрасту ребенка, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у ребенка интереса к игре, и, значит, поставленная цель не будет достигнута.

Развитие логического мышления имеет особо важное значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы. И самый эффективный метод, по моему мнению, это использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время как основного вида деятельности старших дошкольников.

В старшей группе многие дети не справлялись с простыми, на первый взгляд, логическими задачами и упражнениями такого рода, как: «Собери бусы», «Найди лишнюю фигуру». Для меня это стало главной проблемой. Ведь именно в старшем дошкольном возрасте у детей начинают появляться элементы логического мышления, которые так важно развивать. И только через игру я могу ненавязчиво дать ребенку знания, развить мышление, внимание, память. Дети, играя, часто и не подозревают, что осваивают какие-то знания, навыки и умения. Обучение через игру способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную. Дидактическая игра, увлекающая детей, не перегружает их ни умственно, ни физически. Главное - это «заразить» ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к предложенным играм, но и помочь понять, что, играя, можно многому научиться и многое узнать. Именно дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной деятельности. Вначале внимание и интерес ребенка проявляется только к игре, а затем и к тому программному материалу, без которого она невозможна. Так постепенно пробуждается интерес к учебному материалу.

Игры и упражнения на развитие логического и творческого мышления предлагаю детям, как в детском саду, так и на выполнение в домашних условиях, тем самым вовлекая родителей в это увлекательное и полезное занятие –дидактическую игру. В ходе взаимодействия с родителями провожу консультации о пользе дидактических (обучающих) игр, коллективные и индивидуальные беседы, организую в приемной выставки методической литературы и пособий, которыми могут пользоваться родители, провожу анкетирование и опросы родителей.

Работая над этой темой я признала необходимость подключения родителей в процесс развития логического мышления посредством дидактической игры в том числе. Я часто и густо говорю родителям дошкольников : «Говорите больше с детьми, описывайте свои действия, последствия действий, причины поступков - в итоге будете развивать логическое мышление своего ребенка. Объясняя ребенку мы и развиваем логическое мышление.» У многих дома можно найти разные пуговицы. Дети очень любят играть с ними. Я придумала разнообразное применение пуговицам, но возможно вам придется купить их еще. Сделайте начало узора : красная, зеленая, желтая, красная, зеленая. Попросите ребенка продолжить. Попробуйте по-другому, например, большая синяя, маленькая красная, маленькая желтая, большая синяя, маленькая красная. Или красная, зеленая, синяя, зеленая, красная, зеленая. Закон расположения может быть самым разным, важно, чтобы ребенок смог его понять и продолжить не просто так, а соблюдая заложенное правило, Это упражнение очень хорошо развивает логическое мышление. Если ребенок не понимает, что надо сделать, проговорите вслух цвет пуговиц или их размер. Потом попросите ребенка самого придумать начало бус. Очень часто самому ребенку придумывать бывает трудно. Разделите пуговицы поровну. Сделайте небольшой узор и попросите ребенка запомнить. Закройте листом бумаги и попросите ребенка сделать так же, как у вас. Таким способом мы будем развивать и зрительную память, и логическое мышление.

Используя различные дидактические (обучающие) игры в работе с детьми дошкольного возраста, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал,правильно и с интересом выполняют различные упражнения логического характера, кроме того, такие игры способствуют развитию памяти,мышления,воображения,оказывая большое влияние на умственное развитие дошкольников в целом.

Регулярное использование системы специальных дидактических игр, логических задач и заданий, интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления, способствует интеллектуальному развитию дошкольников, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.

Опираясь на свой педагогический опыт я уверенно могу сказать, что сформировала основы логического мышления у дошкольника, если он:

• умеет сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности;

• умеет ориентироваться в пространстве, различать право, лево, верх и низ;

• умеет запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать;

• умеет работать в паре, микрогруппах, группах, коллективе, проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым, умеет выслушать и помочь при необходимости.

Опыт показывает, что дидактическая игра является основным средством формирования основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, ведь именно через логическое мышление происходит интеллектуальное и эмоционально- личностное развитие ребенка. Обучая и развивая маленьких детей в процессе любой дидактической игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость игры перешла в радость учения. Учение должно быть радостным, и только в этом случае оно принесет пользу и детям и взрослым!

Публикации по теме:

Театрализованная игра как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».

Технология Кроссенс как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд : кроссворд. чтобы раскрыть тайну и узнать название моего мастер-класса, предлагаю вам разгадать педагогические загадки: • Соревновательное.

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста. В одних случаях это игровая форма занятия проводится со всеми.

Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения.

Дидактическая игра по развитию логического мышления для детей среднего дошкольного возраста «Ёжик идёт в гости» Цель: Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное настроение,.

Из опыта работы «Дидактическая игра как средство развития логического мышления» Для успешного обучения в школе ребёнку необходимо не только много знать, но и уметь доказывать свои мысли, размышлять, делать умозаключения.

Обобщение опыта работы «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников» Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной.

Проект «Дидактическая игра как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста» Тема проекта: «Дидактическая игра как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста» Актуальность данной.

Проектная деятельность, как средство формирования экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста Проектная деятельность, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. «Мир, окружающий ребёнка,.

Произведения Н. Н. Носова как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста Колодезная А. А Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Ласточка» Проблема воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 октября 2017 в 18:04
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Назырова (УИ 69447) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД