Наталья Смирнова
Дидактические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
1.«Составь из палочек»
Цель игры : Развивать логическое мышление, воображение. Материал: счетные палочки, мел, доска.
Публикация «Дидактические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ход игры : 1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: " Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольника? А у вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте,как это можно сделать, и составляйте. После того как большинство детей выполнят задание, он обращает внимание ребят на то, что выполнить задание по разному. Способы выполнения надо зарисовать. Затем даё т задание : -составить два квадрата из 7 палочек; -составить три равных треугольника из 7 палочек;
Усложнение: предложить детям более сложные задачи на перестроение фигур, в которых для изменения фигуры надо убрать определённое количество палочек или перекладывание палочек. Например: составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтоб получился флажок.
2." Чей силуэт?"
Цель: развитие зрительно- пространственной ориентировки, воображения, активизация внимания и зрительной памяти детей путём сравнения, предмета с его силуэтом и составления пары " предмет-силуэт". Методические рекомендации: Прежде чем приступить к выполнению этого игрового упражнения, надо объяснить детям лексическое значение слова " силуэт". Ход игры : Выставляются картинки с изображением " помидор"," тыква", " яблоко". Над этими картинками помещается силуэт яблока. Дети должны определить к какому из изображений подходит данный силуэт. Выбор любой пары " предмет-силуэт"дети объясняют на основе сопоставления очертаний цветного и силуэтного изображений, их идентификации. Усложнение: можно предложить детям силуэты близких по контору (помидор, яблоко, тыква) и подобрать к ним картинки с изображением. (работа с мал. подгруппой, в которой ведущий воспитатель).
3." Четвёртый лишний"
Цель: Развивать логическое мышление, внимание, связную речь, расширять словарный запас, научить сравнивать и обобщать, закреплять знания о классификации предметов.
Ход игры : Предложить детям найти на каждой карточке предмет, который не подходит к остальным, объяснить, почему он лишний.
Усложнение: разделении общей группы предметов по одному отличительному признаку. Например рассмотрим на примере группы — насекомые, итак, на карточке одни насекомые, но все летают, а одно из-них ползает.
4." Путаница"
Цель: развитие зрительного внимания и памяти, зрительно-пространственной ориентировки, воображения и логического мышления.
Ход игры : Воспитатель демонстрирует карточку наложенных контуров, 2 предмета " бочки", и "весов"при этом он объясняет детям, что только поначалу всё здесь изображение кажется путаницей. А на самом деле, если внимательно присмотреться, мы увидим изображения, точнее контуры, нескольких предметов. Чтобы не ошибиться в том, что же изображено на карточке путаницы, надо постараться проследить контур каждого изображения очень внимательно. Когда дети узнали первый предмет, воспитатель выставляет его цветное изображение. Оно ещё раз сравнивается с контуром. Таким же образом надо узнать и все остальные предметы.
Усложнение: Увеличить количество карточек с наложенными контурами.
5."Найди отличия и сходства".
Цель: развитие внимания и логического мышления у ребенка.
Материал: распечатанные рисунки.
Ход игры : ребенку дают рассмотреть рисунки и предлагают среди четырех изображений выделить:
- 1 пару с одинаковыми элементами (т. е. 2 полностью идентичные картинки); Например: ребенок должен найти две совершенно одинаковые машинки из четырех предложенных и т. д.
Усложнение: найти 2 пары машинки с одним отличающимся элементом и 1 пару с двумя отличающимися элементами.
и ребенок должен обязательно объяснять, какие именно элементы у изображений разные. две машинки, отличающиеся только формой кузова, но имеющие одинаковые кабины; две машинки, отличающиеся формой кабины, но имеющие одинаковые кузова; две машинки, имеющие как разные кабины, так и разные кузова.
6 ."Составление предметов по картинкам"
Цель: развитие внимания и логического мышления у ребенка.
Материал: схема с изображением какого-то предмета
Ход игры : Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет. Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти.
7."Составление предметов по картинкам"
Цель: развитие внимания и логического мышления у ребенка.
Материал: схема с изображением какого-то предмета
Ход игры : Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет. Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти.