Наталья Клипова
Проект по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»
▼ Скачать
Проект по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»
Актуальность темы
Предмет математики настолько серьезен,
что надо не упускать случая,
Публикация «Проект по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
сделать его занимательным
Б. Паскаль
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Я уверена, что знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Недаром народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
Используя занимательную математику мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Постановка проблемы
На занятиях по формированию элементарных математических представлений у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, мы решили использовать занимательный материал : шашки, головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения.
Новизна проекта
Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием.
В его основу положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей.
Это позволяет нам формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Цель проекта
Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Задачи проекта
• развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;
• развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры;
• формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности;
• способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления
Предполагаемый результат
• использование в работе информационно - коммуникационных технологий, в виде игровых заданий;
• создание в каждой группе математических уголков;
• применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
• развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
• осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале
План реализации проекта
I этап подготовительный
-поиск, изучение и обработка информации;
- создание проблемы, постановка цели и задач;
-работа над методической литературой по данной проблеме;
-предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;
- подбор методической литературы;
- подбор дидактических, подвижных игр;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
II этап основной
-работа над проектом
- работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности;
- работа с родителями;
III этап заключительный
- проведение итогового занятия «В стране математики»
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Работа с детьми
1.1Беседы
1.2 дидактические, настольные, подвижные игры
1.3Чтение познавательной, художественной литературы
1.4Целевые прогулки, наблюдения
1.5Продуктивная деятельность детей
1.6Итоговое занятие
2. Сотрудничество с родителями
2.1 Оформление консультаций для родителей
2.2 Помощь в изготовлении настольно печатных игр
2.3 Выставка математических игр
3. Методическое сопровождение
3.1 Организация развивающей среды по формированию элементарных математических представлений
3.2 Разработка цикла дидактических и подвижных игр
3.3 Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед
3.4 Подборка художественной литературы
3.5 Консультационный материал для родителей
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1. Игровая деятельность:
-Дидактическая игра «Составь множество»;
-Дидактическая игра «Помоги числам найти свое место»;
-Дидактическая игра «Какой цифры не стало»;
-Дидактическая игра «Составь число»;
-Дидактическая игра «Геометрическое лото»;
-Дидактическая игра «Фигуры из цветной мозаики»;
-Дидактическая игра «Раньше - позже»;
-Дидактическая игра «Найди на ощупь»;
-Дидактическая игра «Составь узор»
2. Познавательное,Речевое, Социально-коммуникативное развитие: -
Непосредственно образовательная деятельность «В стране математики»;
-Заучивание стихов С. Маршак «Веселый счет», заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта;
-Чтение сказки В. Катаев «Цветик - Семицветик»;
-Составление описательных рассказов по картинке;
-Упражнение «Дополни предложение»;
-Сюжетно - ролевые игры «Аптека», «Магазин», «Школа»
3. Художественно - эстетическое развитие:
-Продуктивная деятельность
-Рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур»;
-Коллективная аппликация из геометрических фигур;
-Рисование «на что похожа цифра»;
-Упражнение «Дорисуй».
4. Физическое развитие:
-Подвижные игры «Успей за 1 минуту», «Классики», «Найди свое место»;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Информационно - аналитическое:
Выявить интересы, потребности, запросы родителей -Индивидуальные беседы;
-Анкетирование
2. Познавательное
Повышать компетентность родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей
Родительское собрание:
«Образовательные и воспитательные задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
3. Наглядно - информационное
Повышать уровень знаний у родителей по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей
Консультации:
- «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»,
- «Использование игровых шуток в свободное время»,
- «Математика - это интересно»
4. Досуговое
Совместное посещение выставки родителей и детей Выставка : «Математические игры для дошкольников»
ИТОГИ ПРОЕКТА
В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Проектная деятельность стимулирует у детей развитие логического мышления, воображения, повысила мотивацию к исследовательской деятельности.
Проект позволил детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, времени. Дети стали использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.
Данный проект позволил сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным.
Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Использование современной научной литературы помогло мне осуществить данный проект и проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.