Елена Гаранина
ОД по речевому развитию и обучению грамоте в подготовительной группе «Пересказ литовской сказки «Почему кот моется после еды»
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ литовской народной сказки "Почему кот моется после еды"
Цель: продолжать знакомить детей со сказками разных народов, формировать умение пересказывать сказку близко к тексту.
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию смысла сказки, формировать связную диалогическую и монологическую речь.
2. Обогащать словарный запас детей, формировать умение использовать прилагательные как выразительное средство при составлении предложений.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кот. Литература о котах и кошках
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
3. Продолжать формировать умение находить слова с заданным звуком, составлять звуковую модель слова, разгадывать ребусы.
Оборудование: текст сказки «Почему кот моется после еды», листочки с заданием, круги Луллия, картинки для игры с кругами Луллия и кругами Эйлера, красный и зеленый обручи, зонт, карточки с ребусами.
Ход образовательной деятельности:
Дети стоят в кругу, поочерёдно хлопают друг другу по ладошке и произносят слова:
- Встанем рядышком по кругу,
Скажем: «Здравствуйте», друг другу,
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день»!
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Да-нетка». Я загадала слово. Вы будете задавать мне вопросы, на которые я могу ответить только «Да» или «Нет», и выясните, какое слово я загадала. (Воспитатель загадывает слово «кот», дети, используя алгоритм при задавании вопросов, отгадывают).
- Правильно, ребята, я загадала слово «кот», и неслучайно. Сегодня мы познакомимся с литовской народной сказкой «Почему кот моется после еды».
Дети рассаживаются на стулья. Воспитатель предлагает внимательно послушать сказку и потом пересказать её.
Литовская сказка «Почему кот моется после еды»
Однажды залетел воробей на крестьянский двор и стал клевать зерно. Прыгает воробей по траве, зёрнышко за зёрнышком подбирает, а хозяйский кот на него из-за угла посматривает. Смотрел кот, смотрел да как прыгнет на воробья! Схватил его за крыло и говорит:
— Неплохо я сейчас позавтракаю!
— Что вы, что вы, пан кот! — зачирикал воробей. — Неужели вы собираетесь меня съесть?
— А что мне, любоваться тобой, что ли? — фыркнул кот и приготовился свернуть воробью голову.
— Да постыдитесь же, пан кот! — опять зачирикал воробей. — Ведь вы забыли умыться! А разве вы не знаете, что и хозяин ваш, и хозяйка, и все люди на свете сначала моются, а потом завтракают?
— И то, правда! — сказал кот и поднял лапу, чтобы хорошенько потереть себе мордочку.
А воробей, недолго думая, прыг в сторону! Взмахнул крыльями и улетел.
Очень рассердился кот.
— Ну, нет, теперь уж меня не обманешь! — сказал он. — Пусть люди делают, как знают, а я сначала буду завтракать, потом умываться,
С тех пор все коты на свете моются после еды.
После чтения воспитатель с детьми обсуждают прочитанное, отвечая на вопросы.
• Куда однажды залетел воробей? Что он там стал делать?
• Кто прыгнул на воробья? Что сказал кот, поймав воробья?
• Что ответил ему воробей? Какую хитрость он придумал?
• Поверил ли кот воробышку? Что он сделал?
• Что случилось дальше? Чем закончилась сказка?
• Расскажи, какой в сказке воробей. (Смелый, умный, сообразительный.) А какой кот? (Хитрый, коварный, глупый.) Кто тебе понравился больше?
• Какое ещё название можно дать этой сказке?
- Сейчас я прочитаю сказку еще раз, а вы слушайте внимательно, чтобы потом пересказать её.
Воспитатель читает сказку ещё раз, затем предлагает детям пересказать её.
- Сейчас мы с вами расскажем сказку по ролям. Кто хочет быть котом? А воробьём? Слова автора сначала говорит воспитатель, при втором пересказе можно назначить ребёнка.
- Молодцы, ребята! Давайте с вами отдохнем и поиграем в подвижную игру «Воробьи и кот».
Дети находятся за линией на одной стороне зала. С другой стороны тоже проведена линия или лежит верёвка. Кот «спит» посередине, между линиями.
Котик, коток – черный хвосток,
Он на бревнышке лежит,
Притворился, будто спит.
Кот громко говорит «Мяу!», птички перебегают на другую сторону, кот пытается их поймать.
- Молодцы, ребята! Вы были ловкими воробушками, старались не попасть коту в лапы, а самым быстрым котом был Лёва, он поймал 5 птичек! А теперь давайте пройдем за столы. На ваших листочках с заданиями изображены звуковые домики, которые принадлежат словам КОТ и ПТИЧКА. Как вы думаете, какой домик какому слову принадлежит. Соедините. А теперь нужно раскрасить домики. Какие цвета нам пригодятся? (дети раскрашивают звуковую модель слова).
- Молодцы, ребята! Посмотрите, что это у меня в руках? (схема предложения). Давайте подойдем к столу, где находятся загадочные круги (круги Луллия).
На нижнем круге находятся схемы предложений, на среднем и верхнем картинки. Ребёнку предлагается раскрутить круги Луллия. Выпавшие случайно друг против друга картинки рассмотреть и составить предложения, в соответствии со схемой. Воспитатель следит, чтобы предложение соответствовало схеме, т. е. чтобы в нем было столько слов, сколько указывает схема. (это упражнение позволяет научить детей распространять предложение второстепенными членами, подбирать определения к словам, помогает сделать речь более красочной и образной).
Воспитатель предлагает перейти к следующему столу, на котором находятся круги Эйлера (обручи красного и зелёного цвета). Дети раскладывают картинки: в красный обруч все, в названии которых есть звук К, а в зелёный – всё съедобное. Все остальные картинки остаются вне круга. Ребята объясняют, почему некоторые картинки попали в область пересечения кругов (потому что в их названии есть звук К и, в то же время, они съедобные).
- А теперь давайте пройдём на ковёр. Здесь нас ждёт необычный зонтик.
Зонтик раскрыт и внутри него лежат карточки с ребусами. Дети произносят слова: «Зонтик, зонтик, покружи и картинку покажи». После этого по очереди достают картинки с ребусами и разгадывают их.
- Молодцы ребята! Сегодня мы с вами выполнили много разных заданий, поиграли в различные игры. Что вам больше всего понравилось? Что получилось, а что – нет? Что было трудно?