Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкой области
Конспект
совместной деятельности воспитателя с детьми
по речевому развитию
«Чтение и пересказ нанайской народной сказки «Айога»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик
Кириллова Тамара Николаевна,
воспитатель первой
квалификационной категории
2020 г.
Цель:
1. Познакомить детей с нанайской народной сказкой «Айога».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Чтение. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
2. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки.
3. Побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
4. Продолжать работать над усвоением норм и ценностей, принятых в обществе, воспитанием моральных и нравственных качеств ребёнка.
5. Продолжать работать над формированием образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Оборудование: иллюстрации к сказке.
Словарная работа: нанайцы, Дальний Восток, реки Амур и Уссури, Айога, стойбище, медный таз, напёрсток.
Ход совместной деятельности.
1. Вступительное слово воспитателя.
Каждый из вас уже знает много интересных и поучительных сказок. Сегодня мы знакомимся с нанайской народной сказкой «Айога».
Нанайцы - это коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и Уссури. Слово «нанай» растолковывается как «на» - земля, «най» - человек, человек земли.
Айога – имя нанайской девочки, она главная героиня сказки.
И так, приготовьтесь слушать сказку «Айога».
2. Чтение сказки «Айога».
Жила-была девочка. Звали ее Айога. Красивая девочка. Все ее любили и говорили, что красивее Айоги ни в одном стойбище нет.
Загордилась Айога. Стала часто любоваться собою. Глядит на себя - не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то своим отражением в воде любуется.
Некогда Айоге делом заниматься. Все только любуется собой.
Вот однажды говорит ей мать:
- Принеси воды, дочка!
Айога отвечает:
- Я могу в воду упасть.
- А ты за куст держись, - говорит ей мать.
- Куст оборвется! - отвечает Айога.
- А ты за крупный куст возьмись.
- Руки поцарапаю.
- Рукавицы надень.
- Изорвутся, - говорит Айога. А сама все в медный таз смотрится, какая она красивая.
- Разорвутся, так ты зашей рукавицы иголкой.
- Иголка сломается.
- Возьми толстую иголку.
- Палец уколю! - отвечает дочка.
- Наперсток возьми.
- Наперсток прорвется!
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
- Давайте я схожу за водой.
Пошла на реку и принесла воды.
Замесила мать тесто, сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:
- Дай мне лепешку, мама!
- Горячая она, руки обожжешь, - отвечает мать.
- Рукавицы надену, - говорит Айога.
- Рукавицы мокрые.
- Я их на солнце высушу.
- Покоробятся.
- Я их мялкой разомну.
- Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.
Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла на реку, села на берегу и смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка стоит рядом и лепешку жует. Стала Айога на девочку поглядывать. Шея у нее вытянулась - стала длинная - длинная.
Говорит девочка Айоге:
- Возьми лепешку. Мне не жалко!
Разозлилась тут Айога. Побелела вся от злости, зашипела, замахала руками, пальцы растопырила - руки у нее в крылья превратились.
- Не надо мне ничего-го-го. - кричит.
Не удержалась Айога на берегу. Бултыхнулась в воду и обратилась в гуся. Плавает и кричит:
- Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая.
Плавала, плавала, пока говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Чуть людей завидит, кричит:
- Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
3. Физкультминутка.
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг.
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
4. Беседа по содержанию сказки.
- Кто главный герой сказки? (Ответы детей: девочка Айога).
- Какой была Айога? (Ответы детей: красивая, но ленивая, злая, невоспитанная).
- Почему вы считаете, что Айога ленивая девочка? (Ответы детей: мама долго уговаривала её принести воды, но Айога придумала много отговорок, чтобы не идти за водой).
- Чем же занимается эта девочка целый день? (Ответы детей: всё только любуется собой, своим отражением в медном тазу или реке).
- Как вы думаете, справедливо ли поступила мама Айоги, когда отдала испечённую лепёшку не своей дочери, а соседской девочке? (Ответы детей: конечно, справедливо, ведь чужая девочка принесла ей воды, а не Айога).
- Как случилось, что Айога превратилась в гуся? (Ответы детей: когда мама отдала лепёшку соседской девочке, которая принесла ей воды, а Айога разозлилась, побелела вся от злости, зашипела, замахала руками, пальцы растопырила - руки у нее в крылья превратились, бултыхнулась она в воду и обратилась в гуся).
- Вам жаль Айогу? (Ответы детей: жаль, ведь если бы она помогала маме, меньше любовалась бы собой, она бы не превратилась в гусыню).
- Чему учит эта сказка? (Ответы детей: учит быть добрым, отзывчивым человеком, откликаться на просьбы родителей о помощи).
- Как вы помогаете тем, кто просит вас о помощи? (Ответы детей: мы с мамой вместе накрываем на стол; помогаю мыть посуду, гуляю с младшей сестрой, сам убираю свои игрушки).
5. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
6. Пересказ детьми сказки «Айога».
7. Итог.
Главная мысль этой поучительной сказки – человек должен трудиться, совершая добрые дела и поступки для других, а не проводить время перед зеркалом.
Будьте добры, отзывчивы, помогайте всем, кто нуждается в вашей помощи, и вы вырастите хорошими людьми.