Надежда Мартынова
Обогощение словарного запаса детей дошкольного возвраста при ознакомлению с произведениями разных видов искусства
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Анализируя словарный состав дошкольников, исследователи выделили наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей. Так, среди имен существительных в словаре преобладают слова, обозначающие людей; регулярно повторяются имена прилагательные со значением размера (большой, маленький, средний) и обозначающие цвет (черный, красный, белый, синий); важное место занимают местоименные прилагательные (такой, который, этот, всякий, каждый, мой, самый, свой, наш); преобладают отрицательные оценки над положительными; активно употребляется сравнительная степень имен прилагательных. Однако в своей речи дети 5-6 лет редко используют притяжательные прилагательные, краткие формы имен прилагательных. Изредка встречаются в их речи степени сравнения качественных прилагательных и прилагательные, выполняющие роль эпитетов (веселый, красивый, хороший).
Публикация «Обогощение словарного запаса детей дошкольного возвраста при ознакомлению с произведениями разных видов искусства» размещена в разделах
Анализ употребляемых детьми прилагательных показывает, что дети мало разбираются в существенных признаках предметов. В активном словаре почти не используются слова, обозначающие размер (длинное, короткое, узкое, широкое, состояние предмета (влажное, пыльное, потертое). Редки случаи правильного обозначения материала (шерстяной, меховой, в основном дети пользуются именами существительными (из шерсти, из меха). Не пользуются словами, обозначающими сезонность (летняя, зимняя, демисезонная).
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении и т. д. Важным средством обогащения словаря дошкольников является использование в работе произведений разных видов искусства (изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография, музыка, литература, театральное искусство, киноискусство и др.). Так, например, в художественном тексте слова и их сочетания создают яркие образы. Изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Работа над изобразительными средствами языка при рассматривании произведений живописи воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его скрытого смысла и эмоциональных красок. Огромное значение в развитии словаря дошкольников принадлежит ознакомлению с музыкальными произведениями. Они оказывают на них огромное воздействие: обостряют чувства, способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывают богатство интонаций и звукового состава слова и др. Каждый вид искусства уникален, но главным объединяющим все виды искусства является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста.