Юлия Захарова
Консультация «ОНР. Коррекционная работа: активизация и обогащение словарного запаса»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа при формировании правильной речи ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) должна включать в себя несколько этапов:
- формирование лексико-семантической стороны речи;
- словарная работа;
- формирование произношения;
- формирование грамматически правильной речи.
Рассмотрим основные методы и приемы, которые необходимо использовать логопеду и родителям на этапе формирования словарного запаса у дошкольника с ОНР.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- ОНР, нарушение речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Безусловно, основной целью словарной работы является активизация и обогащение имеющегося словаря. Ребенок должен не только услышать и запомнить новые слова, но и понимать, какое значение они имеют и в каких случаях нужно употреблять именно эти слова.
В самом начале словарной работы необходимо формировать понятие о предмете, по принципу называния предмета и действия с ним в определенной ситуации (несколько раз).
Когда данная работа дает нужный результат, следует переходить к вопросной форме: "что это?", "кто это?", "Что делает?". От данного предмета взрослый переходит к крупному изображению этого предмета, а затем к маленькой картинке с предметом, также используя при этом вопросную форму.
Темы по словарной работе постепенно расширяются, в зависимости от того, насколько быстро дети овладевают теми или иными словами. После обогащения словаря существительными, следует переходить к расширению глагольного словаря и словаря прилагательных, местоимений, наречий, предлогов.
Для развития активного и пассивного словарей широко используются такие дидактические игры (например по теме "Игрушки") :
1. "Покажи такую же игрушку". Ребенку предлагаются два набора игрушек, один у взрослого, другой - у ребенка. Чтобы правильно выполнить задание, ребенку необходимо отыскать такой же предмет, который предлагает ему взрослый.
2. "У кого такая же игрушка?" У кого кукла, мишка, машинка? Игра также хорошо подходит для развития внимания.
3. "Что нужно кукле?" Уметь выбирать необходимые предметы для куклы (сумку, расческу, шапочку).
4. "Угадай, что в волшебном мешочке?" Учить на ощупь определять спрятанные в мешочке игрушки.
5. "Собираем куклу на прогулку". С помощью этой игры обучаем самостоятельно определять, какие вещи необходимы кукле на прогулке.
В работе с картинным материалом можно использовать подобные игры:
1. "Найди такую же игрушку". Цель: научить ребенка самостоятельно найти и приложить соответствующую картинку необходимого размера.
2. Уметь находить по названию и описанию картинку с нужным предметом.
3. Предлагать называть картинки, демонстрируемые взрослым.
В работе со словарем целесообразно также проводить работу по словообразованию, формируя новые слова при помощи :
1. суффиксов, приставок (дом-домик, заходит-уходит-приходит);
2. образования множественного числа (книга-книги, игрушка-игрушки);
3. образования прилагательных от существительных (дерево-деревянный, кирпич-кирпичный);
4. подбор синонимов и антонимов (врач-доктор, теплый-холодный).
В словарной работе необходимо использовать загадки, сказки, рассказы, стихотворения. Хорошо использовать в работе по расширению словарного запаса речевое лото, кукольный театр, картинный материал.
Процесс активизации и обогащения словарного запаса должен быть непрерывным и систематическим, и должен производится во время прогулок, игр, рисования, лепки и в процессе других видов деятельности.