Анжела Дорошкова
Праздник «Начало всех начал». Ознакомление с фольклором и произведениями народного декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ д/с№3,ст. Новодеревянковская.
Воспитатель:Дорошкова Анжела Николаевна.
ПРАЗДНИК «НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ».
(посвящается фольклору и произведениям народного декоративно- прикладного искусства).
Цель праздника. Обратить внимание родителей на значение фольклора и произведений народного декоративно-прикладного искусства для социально-личностного» познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей пятого года жизни.
Публикация «Праздник „Начало всех начал“, Ознакомление с фольклором и произведениями народного декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Объяснить родителям необходимость формирования у детей представления о Родине, о своей принадлежности к определенному сообществу людей с их культурными традициями. На конкретных примерах продемонстрировать им методы и приемы работы с детьми по приобщению их к истокам народного творчества. Научить родителей играть с детьми в народные игры и развивать детское творчество.
Доставить детям удовольствие от общения и содержательного взаимодействия с родителями и другими детьми.
Подготовительная работа.
В индивидуальных беседах с родителями педагоги интересуются их взглядами на народное искусство, фольклор. Если среди родителей педагоги найдут единомышленников, то организовать и провести этот праздник можно будет значительно интереснее, включив в него уже имеющийся у отдельных родителей опыт (пение, игра на музыкальных инструментах и многое другое).
В том случае, если родители группы не располагают таким опытом, то педагоги могут ограничиться лишь их привлечением к организации выставки.
На выставке могут быть представлены любые, но подлинные произведения народных мастеров из дерева, глины, ткани, вышивка, кружево, плетение из лозы и многое другое
Вначале родителям надо объяснить цель создания такой выставки. Затем уверить их в том, что все представленные ими работы народных мастеров будут сохранены и по окончании выставки возвращены владельцам в целости и сохранности.
При создании выставочной экспозиции сотрудники детского сада должны продемонстрировать родителям чувство меры и вкуса. В первую очередь, надо красиво расположить экспонаты. Они должны находиться на уровне глаз ребенка на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы их было удобно рассматривать. Для того, чтобы усилить эффективность восприятия, отдельные предметы можно расположить на выигрышном фоне, сделать дополнительную подсветку. Так, например, при создании экспозиции из произведений Хохломы могут использоваться березовые спилы, а отдельные предметы можно расположить на куске рогожи, мешковины и т. п. Для произведений из Гжели нужно совсем другое оформление – ярко-синяя ткань, белоснежные салфетки и т. п. Так как работы народных мастеров в основном выполнены из природных материалов, то не стоит размещать среди них мягкие игрушки, изделия из пластмассы и других синтетических материалов.
Ход праздника
Под звуки народной мелодии дети и родители входят в зал и занимают места за столами.
Ведущая здоровается с родителями и детьми и выражает радость видеть их на празднике.
Обращает внимание на звучащую мелодию. Интересуется тем, как называется это музыкальное произведение, кто его написал. Напоминает о том, что осенний праздник, на котором они присутствовали, начинался под музыку Вивальди. На нем звучали произведения других композиторов - П. И. Чайковского, Ц. Кюи и др. А кто написал музыку, которая звучит сейчас? Родители вспоминают название произведения и говорят, что создателем его является народ, поэтому она и называется народная песня или народная пляска.
Затем ведущая интересуется у родителей, какие еще произведения народного творчества им известны. Родители называют сказки, колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки, заклички, приговорки, дразнилки, скороговорки, считалки, игры и др.
Ведущая обращает внимание родителей на мудрость, и даже гениальность произведений для детей, которые создавались народом. Затем предлагает мамам вспомнить, какие колыбельные песни они пели своим детям и напомнить их отдельные слова. Каждый ребенок с помощью взрослого воспроизводит вслух для всех присутствующих две первые строчки. Ведущая обращает внимание детей и родителей на то, что многие колыбельные песни связаны с житьем-бытьем домашнего кота: его зовут, чтобы он покачать малыша, а затем угощают. Образ кота пришел в колыбельные песни не случайно: наши далекие предки считали, что для того, чтобы спящий кот передал свою привычку долго спать ребенку, его первым ненадолго клали в колыбельку, прежде чем положить туда ребенка. Очевидно, с развитием медицинской науки от такой практики отказались, а образ кота остался.
Особое внимание следует обратить на значение колыбельных песен для развития ребенка.
Обращаясь к детям, ведущая может сказать: «Ваши мамы первыми познакомили вас, дети, с музыкой, родной речью. А какие замечательные частушки и потешки они использовали, играя с вами!»
Ведущая предлагает мамам напомнить детям про «Ладушки», «Сороку», «Козу» и др. игры, которые они использовали в младенчестве. При общении родителей с детьми ведущая обращает внимание на то, что в частушках и потешках наставления, которые даются ребенку, добродушны, наивны и понятны. Коза бодает тех, кто не пьет молоко. Сорока не дает каши тем, кто не работает. Многие прибаутки напоминают маленькие сказки. Они знакомят детей с домашними животными, даже с тем, как они выглядят (кот – серый, у петушка - золотой гребешок, предупреждают их об опасности (придет серенький волчок и ухватит за бочок) и т. п.
Затем ведущая предлагает детям прочитать прибаутки, которые они выучили с родителями. Дети читают прибаутки, а родители их комментируют. Далее она объясняет, что многие прибаутки легли в основу хорошо знакомых музыкальных произведений, Например, песенка про серого козлика. Дети исполняют музыкальные произведения, созданные на основе фольклора. Ведущая рассказывает, что кроме прибауток народная педагогика стран и народов огромное значение придавала играм детей. Игры были основной школой ребенка-дошкольника. Одни игры воспитывали у детей активность, сноровку, сообразительность, инициативность, другие – развивали ловкость, быстроту, силу, меткость и т. п.
Но главным достоинством большинства игр является то, что они без нравоучений учили ребенка следовать общепринятым правилам, соблюдать этические нормы. Так, каждому ребенку хочется попасть в благоприятное для себя положение и начать игру первым. Как поступить в этом случае? Для того чтобы дети не ссорились, народ придумал считалки.
Ведущая интересуется у родителей и детей тем, какие считалки они знают (дети и родители называют известные им считалки).
Затем ведущая предлагает детям и родителям воспользоваться считалками и поиграть в разные виды игр (хороводную, подвижную и спокойную). Ведущая отмечает заинтересованность и активность родителей в играх, и предлагает им подумать, выполнить и описать любимую игру своего детства. Игры можно объединить в рукописной книге «Игры наших родителей», которой смогут пользоваться как воспитатели, так и родители.
Ведущая обращает внимание детей и родителей на то, что их праздник, посвященный фольклору, проходит на фоне выставки подлинных произведений народного декоративно-прикладного искусства. Затем предлагает родителям вместе с детьми рассмотреть все работы и выбрать одну, которая им больше всего понравилась.
Затем она проявляет интерес к выбору детей и их родителей. Хвалит всех, кто помог организовать эту выставку, Обращает внимание родителей на высокие художественные достоинства изделий, которые при этом сохраняют практическое применение.
Работы народных мастеров несут тепло человеческих рук, наделенных условной силой, пытливым умом и ловкостью в ремеслах. В этих работах нашло отражение богатство природы родного края, его величие и красота. Но
того, чтобы дети почувствовали все это, произведения народных мастеров должны быть всегда рядом с ними. Они должны украшать квартиры и появляться на праздничном столе как художественные бытовые предметы, способные не только служить человеку, но и приносить с собой радость и красоту.
В заключение праздника ведущая предлагает родителям и детям принять участие в инсценировке из коми-пермяцкого фольклора «Чив-чив, воробей!» Мамы и папы назначаются на роль родителей воробьев, а дети будут воробышками. Для родителей заранее подготавливается текст, а все дети -воробышки должны произносить только одну фразу «Нет, папенька!» или «Нет, маменька!», и лишь в конце сказать : «Мигом, папенька!» и «Сел я, маменька!».
Руководство спектаклем.
Ведущая. Под крышей одного большого дома жили воробьи. В каждой воробьиной семье были дети – маленькие очень хорошие воробышки.
Пока воробышки были маленькие, мамы и папы за ними нежно ухаживали: приносили им корм, учили летать, спасаться от врагов. А воробышки радовались жизни и весело порхали среди деревьев (дети-воробьи двигаются под музыку по залу). Но потом родители-воробьи состарились, и им потребовалась помощь.
И вот однажды из одного воробьиного гнездышка раздались голоса воробьев-родителей. Родители, которые сидят за первым столом, хором говорят: «Чив-чив, воробей, сбегай грядки полей».
Те дети, чьи родители говорили, отвечают и жестами, и мимикой изображают категорический отказ.
Дети. Нет, папенька! Нет, маменька!
Ведущая. Вот какие невоспитанные в этой семье воробышки. Как они старательно отказываются от работы: и головками из стороны в сторону раскачивают, и крылышками помахивают! Так они от поливки грядок и отказались! Но может быть в другой воробьиной семье дети приучены помогать взрослым? Сейчас посмотрим!
Родители, которые сидят за вторым столом, хором говорят: «Чив-чив, воробей, в крыше дырку забей».
Дети, чьи родители говорили это, отвечают: «Нет, маменька!», «Нет, папенька!»
Ведущая. И эти дети отказались помочь своим родителям. Но может быть, в третьей воробьиной семье дети были приучены к труду?
Родители, которые сидят за третьим столом хором говорят: «Чив-чив, воробей, самовар подогрей».
Дети-воробьи, чьи родители говорили, отвечают: «Нет, папенька!», «Нет, юменька!» И т. д. ото всех столов.
В заключение родители группы хором говорят: «Чив-чив, воробей, сядь за стол поскорей!»
Дети-воробьи отвечают: «Мигом, папенька!» «Сел я, маменька!» (бегут и занимают места за столом рядом с родителями).
Ведущая хвалит артистов и говорит о том, что в Коми-Пермяцком фольклоре такую историю о ленивых воробьях народ придумал не напрасно. Детей надо своевременно приучать к посильному труду, к помощи по дому. И как раз сейчас наши дети достигли такого возраста, когда могут помогать своим родителям. Но для этого следует поступать так, как воробьи-родители - сделай то, сделай это. Мама-воробьиха должна четко определить, что их воробышек должен делать по дому: накрыть на стол, поливать грядки, а в остальное время он должен быть свободным.
Затем ведущая предлагает всем детям в их альбомах «Я САМ» и «Я САМА» отметить то, что они делают в семье постоянно, помогая своим родителям. По окончании инсценировки все пьют чай.