Приложение МААМ

«Мой край — родная Белгородчина». Проектная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста

Елена Анцупова
«Мой край — родная Белгородчина». Проектная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проектная деятельность – это интегрированный метод обучения, который является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, когда серия занятий объединена основной проблемой. Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным. Проект «Мой край – родная Белгородчина. Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края» разрабатывался для детей старшего дошкольного возраста с целью пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем и любовь к родному Отечеству.

«Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре».

Д. С. Лихачев

Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края» Паспорт проекта Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Время реализации: сентябрь 2022г. – август 2023г. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Возраст участников: дети старшего дошкольного возраста (4 - 7 лет) Образовательная область: проект реализуется в рамках реализации программы «Белгородоведение» по нравственно-патриотическому воспитанию.

Актуальность темы: Проблема нравственно-патриотического воспитания – одна из важнейших проблем человечества. Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры. Эта идея легла в основу проекта по развитию у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края. Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с детьми. Таким образом, можно заключить, что тема развития у дошкольников представлений о малой Родине является актуальной для изучения с детьми старшего дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения в образовательно-воспитательный процесс и их родителей.

Цели проекта:

1. Создать в окружении ребенка эмоционально благополучную атмосферу, включающую в себя книги, иллюстрации, оформление интерьера.

2. Подобрать художественную литературу, методические пособия, где рассказывается о Белгородской области, знаменитых людях, об искусстве, о трудовом Белгороде.

3. Организовать деятельность детей, способствующую развитию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

4. Установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка, 5. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям. 6. Пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, любовь к родному Отечеству.

7. Разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Формирование у педагогов умения толерантного взаимодействия и навыков создания толерантной среды в детском саду.

2. Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.

3. Формирование познавательного процесса в обоюдно увлекательной и интересной форме у участников проекта, в ходе знакомства с культурой и традициями Белгородской области. Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности. Разработать перспективное тематическое планирование. Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности. Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам разделов проекта. Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадиционные техники. Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта. Обогатить игровую среду дидактическим материалом. ·Разработать консультативный материал для родителей и педагогов ДОО по темам разделов проекта. Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности. Развивать воображение и творческие способности детей. Гипотеза образовательного проекта. Целенаправленная и систематизированная работа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста над проектом позволит развить нравственно-патриотические качества не только у детей детского сада, но и повысит чувство патриотизма у родителей воспитанников, укрепит детско-родительские отношения, повысит уровень познавательного развития. Принципы реализации проекта:

1. доступность: · учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала;

2. систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных знаний, правил и норм; 3. наглядность и занимательность: предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

4. динамичность: интеграция проекта в разные виды деятельности 5. дифференциация: создание благоприятной среды, для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; 2.

2. развитие познавательных способностей;

3. развитие творческого воображения;

4. развитие творческого мышления;

5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). Этапы работы над проектом Направление деятельности, её этапы.

Задачи Содержание I этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта Задача: Сбор и анализ информации

1. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности. 2. Изучение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

3. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы)

4 Анализ результатов педагогической диагностики II этап – методическое обеспечение проекта Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

1. Составить перспективный тематический план по теме проекта. 2. Разработка цикла игр-занятий в рамках проектной деятельности. 3. Согласно задачам и содержанию определить формы организации 4. Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, музыкальные произведения, литературный материал согласно задачам, оформить их в виде альбомов. III этап – работа с детьми Задачи: 1. Формировать у детей простейшие представления о знаменитых людях и местах нашей области и города, нашего села. 2. Формировать у детей представления о природе нашего края «Красная книга Белгородской области» 3. Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, скованности.

1. Проведение педагогической диагностики через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы.

2. Создание ситуации вовлечения детей

3. Реализация цикла игр - занятий

4. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи)

6. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения игровой деятельности, бесед, просмотра видеофильмов, прослушивания музыкальных произведений. IV этап – работа с родителями Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность.

1. Подготовка консультативного материала для родителей.

2. Оформление альбомов, коллажей, буклетов с привлечением родителей.

3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности. V этап – работа с педагогическим коллективом Задача: вовлечение педагогов в проектную деятельность.

1Подготовка информационного и консультативного материала для педагогов.

2. Привлечение специалистов ДОУ к участию в мероприятиях в рамках проекта.

3. Предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам разделов проекта. VI этап – подготовка к презентации и презентация проекта Задача: демонстрация опыта работы

1. Обобщить опыт работы и оформить в виде папки, материал представить в методический кабинет ДОО.

2. Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта. Ожидаемый результат проектной деятельности: 1для педагога: освоение проектного метода; повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост; · повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности; 2. для детей: сформированы более глубокие и полные представления дошкольников об истории и культуре своей малой Родины, её знаменитых земляках, памятниках архитектуры, героических людях, знаменательных событиях, особенностях природы; повысился уровень познавательного развития; развитие творческих способностей; · развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общении; 3. для родителей: партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы 4. для педагогов ДОО: · возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми Продукты проектной деятельности: 1. Альбомы с фотографиями «Курская Дуга», «Дом-музей Н. Ф. Ватутина»», «Знаменитые земляки», «День освобождения района от немецко-фашистких захватчиков» 2.«Храмы моей малой Родины», «Моё святое Белогорье» 3. Альбом «Народный костюм Белгородской области»; 4. Картотека «Подвижные игры Белгородской области»; 5. Альбом пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры; 6. Модели занятий, дидактические игры, информационный материал для родителей и педагогов; 7. Наглядные материалы и пособия: буклеты, памятки, альбомы, наборы открыток. 8 «Генеалогическое древо моей семьи», «Отдыхаем всей семьёй» 9. Альбомы с фестивалей Белгородской области: 10. Альбом-презентация: «9 МАЯ» (отчёт об участии детей, родителей и педагогов в акции «Бессмертный полк», праздничном концерте, поздравлении ветеранов).

Проектная деятельность – это интегрированный метод обучения, который является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, когда серия занятий объединена основной проблемой. Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным. Проект «Мой край – родная Белгородчина. Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края» разрабатывался для детей старшего дошкольного возраста с целью пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем и любовь к родному Отечеству.

«Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре».

Д. С. Лихачев

Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края» Паспорт проекта Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Время реализации: сентябрь 2022г. – август 2023г. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Возраст участников: дети старшего дошкольного возраста (4 - 7 лет) Образовательная область: проект реализуется в рамках реализации программы «Белгородоведение» по нравственно-патриотическому воспитанию.

Актуальность темы: Проблема нравственно-патриотического воспитания – одна из важнейших проблем человечества. Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры. Эта идея легла в основу проекта по развитию у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края. Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с детьми. Таким образом, можно заключить, что тема развития у дошкольников представлений о малой Родине является актуальной для изучения с детьми старшего дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения в образовательно-воспитательный процесс и их родителей.

Цели проекта:

1. Создать в окружении ребенка эмоционально благополучную атмосферу, включающую в себя книги, иллюстрации, оформление интерьера.

2. Подобрать художественную литературу, методические пособия, где рассказывается о Белгородской области, знаменитых людях, об искусстве, о трудовом Белгороде.

3. Организовать деятельность детей, способствующую развитию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

4. Установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка, 5. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям. 6. Пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, любовь к родному Отечеству.

7. Разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Формирование у педагогов умения толерантного взаимодействия и навыков создания толерантной среды в детском саду.

2. Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.

3. Формирование познавательного процесса в обоюдно увлекательной и интересной форме у участников проекта, в ходе знакомства с культурой и традициями Белгородской области. Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности. Разработать перспективное тематическое планирование. Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности. Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам разделов проекта. Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадиционные техники. Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта. Обогатить игровую среду дидактическим материалом. ·Разработать консультативный материал для родителей и педагогов ДОО по темам разделов проекта. Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности. Развивать воображение и творческие способности детей. Гипотеза образовательного проекта. Целенаправленная и систематизированная работа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста над проектом позволит развить нравственно-патриотические качества не только у детей детского сада, но и повысит чувство патриотизма у родителей воспитанников, укрепит детско-родительские отношения, повысит уровень познавательного развития. Принципы реализации проекта:

1. доступность: · учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала;

2. систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных знаний, правил и норм; 3. наглядность и занимательность: предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

4. динамичность: интеграция проекта в разные виды деятельности 5. дифференциация: создание благоприятной среды, для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; 2.

2. развитие познавательных способностей;

3. развитие творческого воображения;

4. развитие творческого мышления;

5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). Этапы работы над проектом Направление деятельности, её этапы.

Задачи Содержание I этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта Задача: Сбор и анализ информации

1. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности. 2. Изучение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

3. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы)

4 Анализ результатов педагогической диагностики II этап – методическое обеспечение проекта Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

1. Составить перспективный тематический план по теме проекта. 2. Разработка цикла игр-занятий в рамках проектной деятельности. 3. Согласно задачам и содержанию определить формы организации 4. Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, музыкальные произведения, литературный материал согласно задачам, оформить их в виде альбомов. III этап – работа с детьми Задачи: 1. Формировать у детей простейшие представления о знаменитых людях и местах нашей области и города, нашего села. 2. Формировать у детей представления о природе нашего края «Красная книга Белгородской области» 3. Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, скованности.

1. Проведение педагогической диагностики через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы.

2. Создание ситуации вовлечения детей

3. Реализация цикла игр - занятий

4. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи)

6. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения игровой деятельности, бесед, просмотра видеофильмов, прослушивания музыкальных произведений. IV этап – работа с родителями Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность.

1. Подготовка консультативного материала для родителей.

2. Оформление альбомов, коллажей, буклетов с привлечением родителей.

3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности. V этап – работа с педагогическим коллективом Задача: вовлечение педагогов в проектную деятельность.

1Подготовка информационного и консультативного материала для педагогов.

2. Привлечение специалистов ДОУ к участию в мероприятиях в рамках проекта.

3. Предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам разделов проекта. VI этап – подготовка к презентации и презентация проекта Задача: демонстрация опыта работы

1. Обобщить опыт работы и оформить в виде папки, материал представить в методический кабинет ДОО.

2. Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта. Ожидаемый результат проектной деятельности: 1для педагога: освоение проектного метода; повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост; · повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности; 2. для детей: сформированы более глубокие и полные представления дошкольников об истории и культуре своей малой Родины, её знаменитых земляках, памятниках архитектуры, героических людях, знаменательных событиях, особенностях природы; повысился уровень познавательного развития; развитие творческих способностей; · развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общении; 3. для родителей: партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы 4. для педагогов ДОО: · возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми Продукты проектной деятельности: 1. Альбомы с фотографиями «Курская Дуга», «Дом-музей Н. Ф. Ватутина»», «Знаменитые земляки», «День освобождения района от немецко-фашистких захватчиков» 2.«Храмы моей малой Родины», «Моё святое Белогорье» 3. Альбом «Народный костюм Белгородской области»; 4. Картотека «Подвижные игры Белгородской области»; 5. Альбом пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры; 6. Модели занятий, дидактические игры, информационный материал для родителей и педагогов; 7. Наглядные материалы и пособия: буклеты, памятки, альбомы, наборы открыток. 8 «Генеалогическое древо моей семьи», «Отдыхаем всей семьёй» 9. Альбомы с фестивалей Белгородской области: 10. Альбом-презентация: «9 МАЯ» (отчёт об участии детей, родителей и педагогов в акции «Бессмертный полк», праздничном концерте, поздравлении ветеранов).

Публикации по теме:

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка»Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении,.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мой край — родная Белгородчина». Проектная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 декабря 2024 в 22:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мой край — родная Белгородчина». Проектная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Анцупова (УИ 1511667) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД