Наталья Еремеева
Отчет по самообразованию по теме «Формирование словарного запаса у детей 4–5 лет с помощью игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через игры и упражнения».
Актуальность работы заключается в следующем:
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.
Публикация «Отчет по самообразованию по теме „Формирование словарного запаса у детей 4–5 лет с помощью игр и упражнений“» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Я определила цель своей работы: формирование словарного запаса детей среднего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений.
Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:
1. Расширять и обогащать речевой опыт ребенка.
2. Развитие связной речи.
3. Воспитывать активность детей в игровой деятельности.
Работа над данной темой:
1. Теоретический этап.
В течении учебного года изучала методическую литературу: Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : 2000г. ; Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М. : 1974г. ; Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М. : 1984г. ; Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1992.; Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. -М. : 1976г. ; Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. – 1981 г. № 2.;
Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. : 1983г. ; Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М. : Просвещение, 1983. - 174 с. ; Елкина Н. В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни // Ярославский Педагогический Вестник. - №7. - 2004. - С. 17.; Бородич А. М. Методика развития речи детей - М. : Просвещение, 1981. - 225 с. и другие. Также использовала интернет ресурсы.
Практический выход по изучению методической литературы – реферат по теме самообразования. Подбор игр и упражнений на формирование словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
2. Практический этап.
1) Работа с детьми в течении учебного года. – Игры, упражнения на формирование словарного запаса. Например, такие как:
Игровое упражнение «Скажи по-другому».
Цель: Учить детей подбирать синоним - слово, близкое по значению.
Игровое упражнение «Подбери слово».
Цель: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
Игровое упражнение «Закончи фразу»
Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).
Игра «Летает, а не птица»
Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».
Игра «Фрукты – овощи»
Цель игры: дифференциация сходных понятий.
Игра «Ручка – ножка».
Цель: познакомить с разными значениями слов "ручка", "ножка".
И другие.
2) Работа с родителями в течении учебного года. Проведены консультации по теме : «Развитие речи детей 4-5 лет», «Учимся, играя». Также проводились индивидуальные беседы, по вопросам интересующих родителей, по теме «Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через игры и упражнения».
3. Перспектива:
Продолжить работу по теме : «Формирование словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста через игры и упражнения».
В заключении хочу сказать, что игра – лучший способ развития активного словарного запаса детей.