Светлана Смирнова
Использование русских народных сказок для обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки любят и дети, и взрослые. Сказка - один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Сказка - произведение, в котором главной чертой является "установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла". В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов : пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная… Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил; и глаголов: хвать вместо схватил, поди вместо пойди. Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко. … Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка… (Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо).
Публикация «Использование русских народных сказок для обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Композиция народной сказки :
1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
2. Основная часть.
3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости. Воспитатель должен понимать, что излишние наставления, по поводу прочитанного приносят большой вред; чаще всего произведение, разобранное на мелкие части, становится менее интересным для ребенка, а потеря интереса приводит к не самым лучшим результатам. Воспитателям и родителям следует полностью довериться воспитательным возможностям художественного произведения.
Русские народные сказки как материал обучения языку позволяет построить процесс изучения русского языка таким образом, чтобы дошкольники овладевали не только грамматикой и лексикой как новым кодом знаковых единиц, но и проникали в национальную культуру, национальную психологию народа, постигали склад нации в общечеловеческую цивилизацию, что даст им возможность ориентироваться в различных ситуациях межнационального общения. Читая сказки, мы раскрываем перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. Часто, читая сказки, в самом начале происходит повторение выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка – «море синее», «дремучий лес» - и ребёнок, когда слышит в тексте сказки постоянно эти выражения, он делает их достоянием собственной речи. Ни для кого не секрет, что народная сказка может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети слышат поставленную, грамотную, интонационно окрашенную речь взрослого: произношение рассказчика должно быть правильным, чётким, ясным, взрослые не должны забывать о необходимых паузах, ударениях как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Для лучшего усвоения прочитанной детям сказки необходимо провести беседу о прочитанном, выделив самые нужные, интересные, познавательные, духовные моменты.
Педагогам в работе с русской народной сказкой. как со средством развития образности речи. можно использовать целый ряд приёмов :
1) Педагог должен думать о разнообразии направленности вопросов. Он может выступать как помощник, который всегда напомнит малышу какой-либо эпизод сказки, обратит внимание ребёнка на отдельное слово, фразу, поступок героев произведения.
Так, знакомя детей с русской народной сказкой «Жихарка», мы поставили вопрос перед детьми:
Как вы думаете, о ком эта сказка?
Ребята, скажите, вам понравилась сказка?
А какое место или отрывок вам понравился больше всего?
Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали?
Как вы думаете: они грустили, переживали?
Вспомните, как про это сказано в сказке?
Выслушать мнение детей и подвести их к мысли, что Жихарка удалой, смелый, веселый, сообразительный. Объяснить детям, что в старину говорили: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось» (поговорка).
2) Рассматривание иллюстраций помогает накапливать у дошкольников представления о том, что и для чего рисовал художник, что этими иллюстрациями он хотел сказать.
Демонстрация рисунков (аппликационных панно). Например, воспитатель показывает рисунок яблони и спрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?» (ОД по сказке «Хаврошечка»). Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Педагог в подтверждение их слов зачитывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам в это время заменяет первый рисунок другим – с волшебной яблоней. Затем зачитывает ещё раз сказку и задаёт вопросы.
Какие сказочные слова вы заметили?
Дети: влезет Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – всё готово: яблоки наливные, веточки серебряные, листья золотые.
А как вы думаете, почему сказка начинается словами : «Есть на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?
Дети: потому что Крошечку – Хаврошечку взяли эти люди и работой заморили: она и ткёт и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. А хозяйские дети только и знали, что у ворот сидеть на улицу глядеть.
Воспитатель: какими были мачеха и её дочери?
Дети: злыми, завистливыми, хитрыми.
Воспитатель: какой вы представляете себе Хаврошечку? Почему девочку звали Крошечкой – Хаврошечкой?
Дети: потому что она была доброй, умной, работящей, послушной, трудолюбивой, была сиротой.
Воспитатель: как в сказке Хаврошечка называет свою корову? Почему?
Дети: коровушка, коровушка любимая, коровушка – матушка, коровка моя
Воспитатель: как относилась корова к Хаврошечке?
Дети: заботилась, переживала, беспокоилась, ласкала, успокаивала, утешала, помогала, любила.
С помощью этого приема дети средней группы вслушиваются и запоминают описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.
3) Педагог предлагает создать словесные зарисовки детям, где ребёнок воображает себя художником-иллюстратором, создающим картинки к сказкам.
Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь: «Как одета твоя Алёнушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Алёнушка не догадалась, что перед ней ведьма?»
Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказывать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Объясняет незнакомые слова – обеспечивающие полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница - комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» - при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова. В свободное время детям среднего дошкольного возраста предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной средней группы, рассказывают, как она была сделана.
4) Самый увлекательный момент - это драматизация полюбившихся отрывков, которые наиболее интересны в плане обогащения и активизации словаря.
А) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
-Как говорил Михаил Потапыч, увидев свой стул? (Дети подражают медведю громким грубым голосом)
-Что говорил Мишутка о своей миске? (Дети подражают Мишутке писклявым голосом)
-Как закричали медведи, когда нашли девочку?
Б) настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Репка»);
Воспитатель обращает внимание детей на персонажей сказки, представленных на фланелеграфе или настольном театре
Воспитатель: Ребята, узнали, что это за сказка? (предполагаемые ответы детей)
Правильно, «Репка». Давайте вместе расскажем и покажем сказку.
Кто посадил репку? Какой был дед? Да, старенький, добрый.
Как он сажал репку? Кто покажет?
Воспитатель помогает детям.
Дедушка старенький, ходит, неторопливо, немного согнувшись. Раскопал в земле ямку и посадил репку.
В) кукольный и фланелеграф;
Так же нами была проведена работа с родителями.
Большая загруженность взрослых в повседневных делах и заботах совсем не оставляет времени на чтение и знакомство со сказкой со своим ребенком. А патриархальная семья из трех поколений уже практически ушла в прошлое. А с ней ушли и способы передачи информации, каналы сохранения культурных традиций. К таким выводам мы пришли после каждодневного наблюдения за детьми своей группы и проведения опроса среди родителей.
Вопросы для родителей:
1. Уважаемые родители, читаете ли вы сказки своему ребенку?
2. Используете ли в своей речи потешки, песенки, поговорки?
3. Есть ли у вас библиотека сказок?
4. Есть ли любимые сказки у вашего ребенка?
5. Кто чаще всего читает сказки : вы или бабушка?
6. Играете ли вы в домашний театр?
Привлечение родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве довольно сложная задача, приходится учитывать их занятость и порой даже их нежелание сотрудничать.
Для решения этой задачи нами используется много нетрадиционных форм взаимодействия с родителями. С помощью их мы решаем много вопросов, но особенно нам интересна работа с родителями по театральной деятельности. Ведь понятия «дети - сказка - родители» неразделимы.
Подводя итог, можно отметить, что сказки приоткрывают детям дверь в удивительный мир волшебства, где они учатся использовать богатый опыт, накопленный предыдущими поколениями в виде фольклора, помогают улучшить качество речи и значительно разнообразить словарный запас детей.