Тамара Казанцева
Интеграция различных видов искусства и творческого самовыражения неслышащих детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция - (от латинского - восстановление, восполнение, объединение частей в целое) причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. Интеграция разных видов детской творческой деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребенка к познанию окружающего мира через активное взаимодействие с ним и способствует целостному и более глубокому восприятию и творческому самовыражению детей.
Публикация «Интеграция различных видов искусства и творческого самовыражения неслышащих детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Творчество - это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью. Творчеству можно научить и следует учить, но оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения.
Основной механизм интеграции творческих видов деятельности состоит в формировании обобщенного художественного образа мира, который может передаваться детьми через слово, движение, мимику, позу и т. д. Чем большее количество рецепторов ребенка получает информацию об объекте, чем более эмоционально наполнена эта информация, тем больше возникает ассоциативных связей, которые делают детские образы более объемными и устойчивыми. Например: при изучении диких или домашних животных мы знакомим детей с внешним видом животного, со строением его тела, при возможности с тактильными (кролик, кошка, хомяк, собака, морская свинка и т. д.) ощущениями, повадками, характерными движениями (на музыкальном и физкультурном занятиях) звуковым подражаниям.
Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников по мысли ученых являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд. Этот вид труда является такой интегрированной деятельностью, в результате которой воспитанники используют возможности взаимодействия материалов и техник для создания разнообразных поделок и игрушек, выполняют плоскостные и объемные композиции выражают свое понимание окружающего мира.
В результате многолетнего поиска и апробации разнообразных занятий по ручному труду в нашей группе сложился свой поход к этому виду творческой деятельности. Мы считаем, что ручной труд можно органично объединить с другими видами деятельности. И обязательно итогом интегрированной творческой деятельности детей должен стать социально-значимый продукт (коллективная работа, театрализованная деятельность, создание мини-музея, интегрированное занятие и т. п.). Мы поощряем самостоятельность детей в выборе материала, создание по своему представлению поделки, использование
ее в игре. В процессе творчества детям предоставлен доступ к разным видам материала и возможность экспериментирования с ним. С нашей стороны идет ненавязчивая помощь, если ребенок в затруднении. Детские поделки используем для оформления уголков группы (снежинки, цветы, листья -для уголка природы; подставки для кисточек и карандашей - для художественного творчества и т. д.) в качестве подарков близким людям, для театрализованных, настольных и сюжетно-ролевых игр. В результате работы с разными видами материалов дети узнают их свойства, качества, назначение. Полученные знания на ознакомлении с окружающим дают умение работать с бумагой (рвать, мять, резать, склеивать, складывать). Из елочных шишек сделали птичку, ежика, сову и т. д. Ежика, сделанного на ручном труде, использовали элементом игрового приема на занятии по рисованию и лепке на тему «фрукты» (ежик на своих иголках принес яблоко и грушу) на ознакомлении с окружающим при изучении раздела «фрукты». Из семян деревьев сделали бабочку, которая прилетела к детям на лепку, и они слепили ей красивый цветок. Деревья, сделанные детьми на ручном труде (елки, березы) образовали лес. Эти поделки использовали в дидактической игре «Угадай, кто живет в лесу?». Детские работы находятся в доступном месте. Они самостоятельно ими распоряжаются. Мы направляем детей, помогаем действовать последовательно, но делаем это ненавязчиво. Ребята любят собираться небольшими группками и фантазировать, используя поделки или создавая новые.
Интеграция разных видов деятельности в воспитательно-образовательном процессе эффективнее осуществляется в интегрированных циклах занятий, включая создание коллективных композиций, театральных представлений, картин, литературно-музыкальных композиций. Интеграция рассматривается как дидактический принцип, позволяющий объединить разные части образования в единую систему. При составлении плана работы мы придерживаемся этого принципа.