Алиса Девятко
Развитие познавательной активности как условие обогащения словарного запаса ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность» (Дорис Мэй Лессинг)
Мир, в который приходит ребенок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нем, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию явлениями.
Публикация «Развитие познавательной активности как условие обогащения словарного запаса ребенка» размещена в разделах
Чем больше и активнее ребенок взаимодействует с окружающим миром, тем богаче и разнообразнее его речь. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со сверстниками и взрослыми, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, спросить, договориться о совместной игре и т. д. И наоборот, чем ниже познавательная активность ребенка, инициативность, тем скуднее словарь, что весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывают тяжелый отпечаток на его характер. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными, агрессивными.
В связи с введением ФГОС познавательно-речевое развитие разделили на 2 блока: познавательное развитие и речевое развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний. Установлена прямая взаимосвязь между уровнем развития познавательной активности ребенка и его речью.
В нашем детском саду основное усилие и педагогов, и родителей направлены на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Мы регулярно используем игровые ситуации, которые воспринимаются детьми более естественно, чем серьезные обсуждения. Участвуя в игровой ситуации, ребенок расслабляется, раскрепощается и чувствует себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса и развития речи.
Итак, как мы можем стимулировать познавательную активность ребенка, ведущую за собой речевое развитие?
1. Поддерживать детскую любознательность. Любознательность ребенка выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребенка этого качества свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача педагога- поддерживать любознательность ребенка, вовремя и доступным для его понимания языком отвечать на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать умозаключение.
2. Особое внимание уделять развитию сенсорной культуры, так как источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д., влияющих на восприятие и мышление.
- Малыши (2-я младшая группа) только познают способы обследования предмета, и они с удовольствием рассматривают, поглаживают, надавливают, стучат, встряхивают, нюхают, пробуют на вкус. Зная эту особенность, педагог увлекает каждого ребенка разнообразным сенсорным материалом, уделяя особое внимание нестандартным играм и игровым ситуациям. Здесь очень важно, чтоб каждый педагог умел придумывать игры «из ничего». Например, у девочки Оли сегодня желтое платье, и педагог просит ее найти в группе как можно больше предметов, в которых присутствует желтый свет, все остальные дети ей помогают. Найдя предмет, ребенок обозначает его словом. В такой интересной форме происходит закрепление цвета и активизация словаря.
- Ребенка средней группы интересуют не только ярко представленные, но и менее заметные, скрытые свойства предметов. С помощью взрослого он пытается установить связь между качеством предмета и его назначением. Например, дети утром заходят в группу, а на столе стоит закрытая коробка, внутри которой что-то лежит (красивый резиновый мяч). Задавая вопросы педагогу, трогая коробку, поднимая ее, встряхивая и т. д., дети пытаются угадать, что же там спрятано, при этом активно разговаривают между собой и с педагогом. С помощью наводящих вопросов педагог подсказывает детям отгадку. Все дети радуются, что они сами «отгадали», рассматривают мяч и играют с ним.
- В старшей группе особое внимание уделяется аналитическому восприятию, умению использовать разные способы познания: обследование, установление связей, сравнение, измерение, упорядочивание, классификация. Все эти действия ребенок отражает в своей речи, рассуждает, поясняет, приводит примеры и аналогии. Педагог наводящими вопросами стимулирует интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира и здесь особое место мы отводим практическим действиям с самым разным материалом. «Что сделать, чтоб песок стал липким? Какие краски смешать, чтоб получился фиолетовый цвет? А что случится, если мы перестанем поливать цветы? Какой дом будет более устойчивым: высокий и тонкий или низкий и широкий?». Детям полюбилась игра «Лабиринты слов». Педагог спрашивает у детей: «Какое платье у Наташи?» (Дети: красивое, в цветочек, белое»). Педагог: «А что еще бывает белым?» (Дети: снег, сахар, бумага). Педагог: «А каким еще бывает снег?» (Дети: холодным, блестящим, хрустящим). В эту игру можно играть бесконечно долго, главное условие – задействовать каждого ребенка.
- В подготовительной группе особое внимание уделяется самостоятельности детей, всячески поддерживается их инициатива, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность интересов. Дети знают, называют цвета и их оттенки, геометрические фигуры, понимают и словесно обозначают свойства материалов (разные виды бумаги, картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла, делают осознанный выбор их для продуктивной и творческой деятельности. Задача педагога – выслушать ребенка, поддержать инициативу, помочь спланировать и реализовать.
Чувствуя доброжелательность со стороны взрослого к своей деятельности, ребенок еще и еще раз с удовольствием будет к ней возвращаться. И как результат, у ребенка сформируется стойкий интерес к познанию нового. Такой ребенок отличается широтой кругозора, богатым словарным запасом, он с увлечением делится своими новыми впечатлениями, инициативен и самостоятелен в придумывании игр, легок в общении как с детьми, так и со взрослыми.
Таким образом, способствуя развитию познавательной активности детей в предметной, игровой, словесной, экспериментальной-исследовательской деятельности, педагог стимулирует развитие и обогащение словарного запаса ребенка.