Зульфия Матиева
Консультация на тему «Развивающие приемы обогащения и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дощкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного мышления.
Словарный запас совокупность слов естественного языка, значение которых воспитанник понимает и может объяснить.
Подразделяется на активный — слова, употребляемые в повседневной устной речи и при письме, и пассивный — слова, понятные при чтении и устном восприятии.
Публикация «Консультация на тему „Развивающие приемы обогащения и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Направления работы воспитателя по расширению словаря дошкольников разбиты на несколько групп (см. ниже).
Содержание словарной работы обуславливается кругом присваиваемой ребенком культуры, т. е. это лексика (слова, необходимая для общения, удовлетворения потребностей, ориентировки и познания окружающего
Содержание словарной работы :
1. БЫТОВОЙ СЛОВАРЬ – части тела, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений.
2. ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ – названия явлений живой и неживой природы (времена года, осадки, растения, животные и прочее).
3. ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ – явления общественной жизни – труд, профессии, страна, президент, праздники, традиции, армия и др.)
4. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОТТЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА – синонимы, точные антонимы, фразеологические обороты (бежать сломя голову, слова качественной оценки предметов (хороший, плохой и др., слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства.
5. ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО, КОЛИЧЕСТВО и др.
В каждой возрастной группе работа по развитию словарного запаса имеет свою специфику. В старшем дошкольном возрасте задания и упражнения направлены на формирование навыков активного использования детьми всех частей речи, особенно глаголов, наречий и прилагательных. Также внимание уделяется введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности их качества и свойства. Например: светло-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее и т. д.) Учат вычленять по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы. Например: ткани шерстяные и шелковые, посуда кухонная и чайная или металлическая и стеклянная.
В педагической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста используются следующие развивающие приёмы обогащения и активизации словарного запаса.
1. Называние (или образец произношения) нового или трудного слова. Для того, чтобы дети обращали на это слово внимание, восприняли его без искажений мы произносим слово с подчеркнуто чёткой дикцией, медленно. Используем интонирование голоса, паузу перед словом и прямое словесное указание : «Послушайте ещё раз это трудное слово».
2. Часто называние сопровождаем показом объекта. «Посмотрите, внутри плиты большая духовка». Открываем дверцу духовки и показываем жестом.
3. Называние слова сопровождаем толкованием (пространным толкованием, заменой знакомым словом или сопоставлением со знакомым синонимом, сравнение со знакомым антонимом). Например, аквариум – стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно.
4. Называние слова сопровождаем толкованием через практический показ детей. Например, птицы летят клином. Предлагаем детям самим выстроиться клином.
5. Мы применяем включение слова в предложение, показываем его сочетание с другими словами. Например: В задние двери автобуса входят пассажиры; В автобусе едут пассажиры; Автобус едет по дороге.
6. Для запоминания используем повторение слова самим воспитателем, неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, в младшем возрасте повторение хором.
7. Для усиления интереса к слову объясняем происхождение (этимологию) слова. Например, ребята, почему так говорят, грузовой автомобиль – грузовик. Мы поощряем вопросы детей о происхождении слов.
8. Также используем такой приём, как вопрос. Задаём прямые вопросы и подсказывающие (справа или слева игрушка).
9. Применяем игровые приёмы, используем эмоциональность, интригующую интонацию голоса при вопросе, шутливые вопросы, небылицы, игровые персонажи.
10. Вызываем интерес и увеличиваем внимание детей элементом соревнования («Кто скажет больше слов?», красочностью и новизной атрибутов.
11. Используем приём сравнения, а также группировки предметов по определённому признаку.
12. Всегда применяем поощрительные приёмы (похвала, вручение фишек, медалей за старания детей).
Можно выделить следующие приемы развития и обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста :
1 Показ предметов - этот прием используется в непосредственной образовательной деятельности, а также в режимных моментах. Например в Нод по ФЦКМ на тему «Знакомство с компасом» можно показать прибор, рассказать о его особенностях области применения.
2 Показ образца предметного мира. Этот прием можно применить при знакомстве с новым словом, родственными словами или для уточнения и конкретизации значения того или иного слова. На примере этого приема хочу проиграть следующую игру. Игра называется «Узнай слово по его описанию». Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки. Я буду описывать изображенное на картине, а вы узнайте о каком слове идет речь.
-Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами (сад)
-Человек, который ухаживает за садом (садовник)
-Молодые растения, которые приготовлены для посадки в землю (рассада)
-Молодое деревце. Которое выращено для посадки в саду (саженец)
-Инструменты, которыми работают в саду (садовые)
-Человек, который разводит сады (садовод)
3 Демонстрация иллюстраций, работа по серии сюжетных картин, составление рассказов с завязкой, кульминацией и развязкой. При этом важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. Необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние, погоды и т. д.
4 Чтение художественной литературы.
5 Разные виды игр. Достоинство игровых приемов заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают сконцентрировать внимание на учебной задаче. В старшем дошкольном возрасте игры носят несколько усложненный характер. С помощью игр можно решить несколько задач: познакомить с многозначностью слов, например : кольцо – ювелирное украшение и кольцо баскетбольной сетки, ручка дверная и шариковая, соль приправа и нота, кран водопроводный и подъемный, глубокое озеро и чувство, мягкий голос и ковер, родилась дочь и мысль и т. д. ; развивать четкую артикуляцию и дикцию, например:
Проворонила ворона вороненка
Ткет ткач ткани на платье Тане.
Разновидностью игр для обогащения словарного запаса являются словесные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
Я предлагаю вам поиграть со мной в следующие игры:
Инструкция:
1. «Общие слова»
сосна, береза, клен – это….
Дождь, снег, ветер, ливень – это….
2. «Выберите лишнее»
Инструкция:
Колбаса, печенье, котлета, ложка
Кресло, стул, шкаф, табуретка
3. «Сосчитай до пяти»
Инструкция:
один совочек – два совка, три совка….
Одна пирамида – две пирамиды, ….
Одно облако – два облака….
5 «Доскажи словечко»
На пеньке сидят братишки,
Все в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются…опята
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью,
Мудрый бородач – старик,
Житель бора -…боровик
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз.
Акробатка – крохотулька,
Зимний леденец…. сосулька.
6. «Названия профессий»
Кто переносит багаж – носильщик
Кто вставляет стекла – стекольщик
Кто работает на кране – крановщик
Кто чинит часы – часовщик
11. «Письмо от зайца»
Зайчик пишет письмо друзьям, живущим на юге. Они не знают что такое зима. Давайте поможем зайчику подобрать нужные слова.
Приходит долгожданная …. Часто идет….Дует студеный….Воет холодная …. Крепчает …. По земле несется белая…Стали совсем короткими …. Длинными стали….Метет…. Кружатся красивые, легкие…На стеклах морозные …На речках и озерах прочный и толстый …
12 «Пропавшие слова»
Послушайте внимательно предложение и скажите какое слово пропущено
Чашка стоит….столе. Грузовик едет….дороге. Самолет летит …. облаками. Корабль проплывает …мостом. Мяч укатился …шкаф. Цветы стоят …. вазе.
6 Объяснение воспитателем значения слова. Например: Шоссе – это автомобильная дорога с твердым асфальтовым покрытием.
7 Беседа. Применение данного вида приема является целенаправленным обсуждением с детьми каких-либо явлений. Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык.
8 Упражнения на уточнение значения слов, в том числе некоторых многозначных. Например: Как сказать правильнее – большая башня или высокая башня; маленькая веревочка или коротенькая веревочка? Солнечный – это? (День, луч, свет)
С целью обогащения словарного запаса детей при восприятии литературного произведения можно давать творческие задания такие, как, например: придумать сравнение с помощью слов «как будто», «как», «словно», «точно» и т. д., эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову.
Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дощкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного мышления.
Слово- основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих им знания и представления. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных зада развития речи. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом. Словарный запас обогащается посредством систематической словарной работы.
В каждой возрастной группе работа по развитию словарного запаса имеет свою специфику. В старшем дошкольном возрасте главное внимание уделяется введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности их качества и свойства.
. Можно выделить следующие приемы развития и обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста :
1 Показ предметов.
2 Показ образца предметного мира.
3 Демонстрация иллюстраций.
4 Чтение художественной литературы.
5 Разные виды игр (словесные, сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.)
6 Наблюдения на прогулке.
7 Беседа.
8 «Письмо от зайца»
Зайчик пишет письмо друзьям, живущим на юге. Они не знают что такое зима. Давайте поможем зайчику подобрать нужные слова.
Приходит долгожданная …. Часто идет….Дует студеный….Воет холодная …. Крепчает …. По земле несется белая…Стали совсем короткими …. Длинными стали….Метет…. Кружатся красивые, легкие…На стеклах морозные …На речках и озерах прочный и толстый …
9 «Пропавшие слова»
Послушайте внимательно предложение и скажите какое слово пропущено
Чашка стоит….столе. Грузовик едет….дороге. Самолет летит …. облаками. Корабль проплывает …мостом. Мяч укатился …шкаф. Цветы стоят …. вазе.