Анна Романенко
Обеспечение права на обучение детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Обеспечение права на обучение детей с нарушением речи
Социально-правовой статус обучающихся с нарушением речи
Государственная политика РФ в отношении детей с ОВЗ определяется как полноценная реабилитация (медицинская, психологическая, педагогическая и социальная) и интеграция в общество.
Главными направлениями являются :
• приоритет семейного воспитания детей с различными отклонениями и особенностями в развитии, защита их прав и интересов;
Публикация «Обеспечение права на обучение детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• разработка эффективных методов помощи семьям, воспитывающих детей с отклонениями и особенностями в развитии;
• создание новых учреждений, ориентированных на специфические проблемы семьи, имеющей ребенка с той или иной формой средовой дезадаптации. Нормативно-правовое обеспечение обучения и воспитания детей с нарушениями речи определено законодательством Российской Федерации. Логопед образовательной организации, оказывая помощь семье ребенка с нарушением речи, учитывает социально-правовой статус ребенка, который гарантирует реализацию ряда прав и обязанностей. Обучающиеся с речевым нарушением в образовательной организации могут относиться к категории: обучающийся с особыми образовательными потребностями и/или ребенок-инвалид.
Социально-правовой статус «обучающийся с особыми образовательными потребностями» введен в образовательное пространство Законом РФ «Об образовании» 2012 г. для лиц, имеющих физические и (или) психологические (в том числе речевые) недостатки развития, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией (ПМПК, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Под специальными условиями понимается использование:
• специальных образовательных программ (адаптированных образователь- ных программ – АОП);
• специальных методов обучения и воспитания;
• специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
• специальных технических средств обучения;
• услуг ассистента (помощника);
• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
• обеспечение доступа в образовательную организацию и др. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями определяется адаптированной образовательной программой (АОП). При наличии в образовательной организации классов (групп) для обучающихся со сходными нарушения- ми развития для них разрабатываются адаптированные основные образовательные программы (АООП) по уровням образования, а при совместном (инклюзивном) обучении для каждого обучающегося с ОВЗ разрабатывается АОП.
Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» гарантирует ребенку-инвалиду:
1) получение образования в соответствии с его способностями и возможностями в адекватной его здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни;
2) индивидуальную программу реабилитации (ИПР) в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПР/ИПРА) разрабатывается и выдается федеральными государственными учреждениями МСЭ, каждая имеет свой порядковый номер и, кроме прочего, включает мероприятия психолого-педагогической реабилитации и абилитации. С учетом ИПРА (ИПР) и на основании рекомендаций ПМПК при участии родителей консилиум образовательной организации разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР, где в соответствии со спецификой психического (речевого) развития ребенка отражены его особые образовательные потребности.
Для всех детей с речевым нарушением законодательство РФ гарантирует следующие:
• начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
• ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
• использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии, обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
• индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
• обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
• максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
ФГОС ДО и ФГОС НОО ориентирует образовательную организацию на тесное сотрудничество с семьей, на оказание помощи и поддержки семье, на повышение компетенции родителей в развитии индивидуальных способностей ребенка и необходимой коррекции нарушений развития.
Права и обязанности родителей обучающихся с нарушением речи
В соответствии с законом «Об образовании» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей. Они, как и государство, вы- ступают заказчиками образования своих детей, имеют право выбирать систему и форму обучения, «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. … образовательные организации оказывают помощь родителям … в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».
Права родителей :
1) преимущественное право на воспитание и обучение детей перед всеми другими лицами;
2) выбирать, учитывая мнение ребенка и рекомендации ПМПК:
• форму получения образования,
• форму обучения,
• образовательную организацию,
• язык и языки образования,
• факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого образовательной организацией;
3) дать ребенку образование в семье (дошкольное или общее) с учетом то- го, что по решению родителей на любом этапе обучения ребенок вправе продолжить образование в образовательной организации;
4) познакомиться с уставом, лицензией, аккредитацией, учебно- программной документацией образовательной организации, а также другими документами, регламентирующими организацию и образовательную деятельность;
5) познакомиться с
• содержанием образования,
• методами обучения и воспитания,
• образовательными технологиями,
• оценками успеваемости своих детей;
6) защищать права и законные интересы обучающихся;
7) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических, согласиться или отказаться от участия в таких обследованиях, получать информацию о результатах проведенных обследований;
8) принимать участие в управлении образовательной организацией (форма участия определяется Уставом образовательной организации);
9) получать консультации в ПМПК по вопросам специального образования, присутствовать при обследовании детей на ПМПК, обсуждать результаты обследования, оспаривать заключение ПМПК в установленном порядке, обсуждать рекомендации, полученные по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий обучения и воспитания детей;
10) участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ;
11) посещать занятия в образовательной организации с целью получения специальных знаний для более эффективного воспитания и развития ребенка;
12) направлять в органы управления образовательной организацией обращения о применении к работникам организации дисциплинарные взыскания за нарушение или ущемление их прав;
13) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участника- ми образовательных отношений;
14) использовать иные, не запрещенные законодательством РФ способы защиты прав и законных интересов ребенка.
Обязанности родителей:
1) заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка;
2) обеспечить получение детьми общего образования;
3) соблюдать:
• правила внутреннего распорядка образовательной организации,
• правила проживания обучающихся в интернатах,
• требования локальных нормативных актов по режиму занятий обучающихся,
• порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией, обучающимся, родителями, в том числе возникновение, приостановление и прекращение этих отношений;
4) уважать честь и достоинство обучающихся и работников образователь- ной организации.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родители несут ответственность, предусмотренную законом РФ.
Таким образом, взаимодействуя с семьей обучающегося с речевыми нарушениями и предлагая различные формы и методы обучения, логопед образовательной организации должен учитывать, что родители ребенка с нарушением речи могут их индивидуализировать, дополнить, расширить и развить, а также принимать или игнорировать в соответствии с взглядами, потребностями и возможностями семьи. Родители вправе проявить самостоятельность, творчество и изобретательность в воспитании и коррекции ребенка, взять на себя огромный повседневный труд обучения и развития.