Ильина Анастасия
Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».
Джордано Бруно
При разработке нетрадиционных приёмов используются пособия из бросового и природного материала, преимущества которых состоят в следующем:
– многофункциональность;
– экономическая выгода;
– общедоступность.
Публикация «Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Работу по развитию мелкой моторики пальцев лучше начинать с массажа пальчиков, кистей рук. Вместе с традиционным пальчиковым массажем используется массаж с различными предметами. Например:
• прищепочный массаж;
• массаж орехами;
• массаж шестигранными карандашами;
• массаж чётками;
• массаж травяными мешочками;
• массаж камнями;
• массаж зондами, зондозаменителями.
Такие массажные упражнения, сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. Использую массаж и при автоматизации поставленных звуков при сочетании массажа с орехами. Необычные виды массажа рук вызывают у детей особый интерес, поскольку, сочетают тактильное воздействие и игру.
Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей. Игры-шнуровки развивают мелкую моторику, пространственное ориентирование, усидчивость и терпение. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать.
Игры с предметами.
Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами :
• резинки;
• спичечные коробки;
• прищепки;
• скрепки;
• пуговицы;
• счетные палочки.
Игры с крупами и семенами:
• «Найди предмет»;
• «Что вырастет?»;
• «Дорисуй портрет»;
• Рисунки на манке;
• Сухой бассейн. Погружаясь как можно глубже в наполнитель «бассейна», руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.
• Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Песочная терапия способствует:
• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
• обогащению словарного запаса;
• развитию связной речи;
• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
• развитию фантазии и образного мышления.
Важным моментом является развитие тактильной чувствительности.
В настоящее время ни для кого уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира. Чтобы помочь детям достичь более высокого уровня развития чувств, были изготовлены дидактические игры:
• «Чудесный мешочек». Детям нравится играть в «чудесный мешочек». С закрытыми глазами дети нащупывают предмет, описывают какой он, называют его. Если ребёнку трудно определить его на ощупь, предлагаю ему вынуть вещь и рассказать, что это, из чего сделано, что за предмет.
• Ёжики;
• Веселая змейка.
Рука даё т много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности.
Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Каждую пятницу на логопедическом пункте проводится кружок «Как умелые ручки язычку помогали», где мы с детьми рисуем, используя нетрадиционные техники рисования.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник также способствует развитию у ребёнка :
•Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
•Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
•Внимания и усидчивости;
•Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
•Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Техник нетрадиционного рисования очень много:
оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки;
рисование песком, солью;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия;
набрызг;
печать по трафарету;
пластилинография и т. д.
Одним из важнейших условий эффективности работы по развитию мелкой моторики является совместная работа родителей и педагогов.
Поэтому моей задачей было повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
С целью знакомства родителей о важности развития мелкой моторики были оформлены папки-передвижки «Развитие движений кисти и пальцев рук детей», «Игры на кухне», были проведены консультации по данной теме, изготовлены буклеты. Оформлены выставки рисунков, персональные выставки. Еженедельно в индивидуальных тетрадях даю задания по развитию мелкой моторики. Это помогает мне подготовить родителей к индивидуальной работе с ребенком дома, закреплению полученных навыков у детей.
Подводя итог, хочется отметить, что работая по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционных методов и приемов, дает результаты: - у детей повысилась любознательность, интерес к занятиям; -сформировались знания об определенных речевых эталонах; -у детей появляется желание творить, говорить, исправлять свои недостатки в речи; -наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики.