Анастасия Мустафакулова
Нравственное воспитание и развитие творческих способностей с помощью сказки у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Нравственное воспитание и развитие творческих способностей через сказку у детей младшего дошкольного возраста
Актуальность.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, составляющего основу творческой деятельности. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах сказочных героев. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях запада наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно – поучительного в чисто развлекательное.
Публикация «Нравственное воспитание и развитие творческих способностей с помощью сказки у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Тем самым возникла необходимость решить следующие задачи:
1. Помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие –не согласие) Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни.
2. Знакомство детей с творчеством художников, иллюстраторов, учить замечать, какие художественные средства используют художники для характеристики сказочных образов в картинах и иллюстрациях к книгам.
3. Самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности;
4. Дать возможность детям выразить свое отношение к сказочному произведению делать выбор сказочных персонажей, предметов, строений, подбор красок; использовать разнообразные технические приемы рисования красками;
Все дети любят сказки. Сказка приходит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, она становится для ребёнка постоянным спутником, сказочные герои живут рядом с детьми. «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», становятся неотъемлемой частью жизни наших детей. И чем же привлекают малыша сказочные герои? Своей непосредственностью, искренностью, чистотой, так как детская душа открыта и вмещает в себя все эти чувства. Дошкольникам свойственно верить всему, о чем они узнают из сказочных историй, дети в этом возрасте необычайно доверчивы, и «по – настоящему» слышат голоса животных, которые «говорят» в сказках. Взрослый должен максимально использовать все вербальные и невербальные средства выразительности: интонацию, мимику, жесты, чтобы привлечь ребёнка, и вместе с ним перенестись в сказку, и окунуться в среду чудесных превращений.
Приступая к работе развития творчества через ознакомления детей со сказкой и сказочными образами, актуальны формы и методы применяющиеся в работе:
• Чтение сказки ;
• Обсуждение поведения сказочных героев причины их успеха и не удач;
• Рассматривание иллюстраций к сказкам, знакомство с художниками, рисующими сказочные картины;
• Обсуждение образов сказочных героев, художественных средств для выделения главных черт;
• Театрализованное исполнение сказок;
• Выставки рисунков детей по мотивам сказок;
• Проведение творческих выставок изготовленных совместно с родителями по мотивам сказок.
Под влиянием сказок, дети постепенно раскрывают свои творческие способности и нравственные качества. Для того что бы дети могли выразить свое отношение через рисунок к той или иной сказочной теме у них уже имеется определенный опыт рисования.
Первая сказка, которую иллюстрируют дети - «Колобок». Мною предлагается нарисовать шубки (шерстку) разным сказочным героям задать детям вопрос : Чем мы будем рисовать шубку зайке (ватной палочкой, губкой, пальчиками или бумажными брусочками, почему мы будем рисовать шерстку зайке «пальчиками», а не брусочками, потому что шерстка у него гладкая, пушистая, потому, что зайчик добрый. В последующем собрать рисунки и обыграть сказочных персонажей. Для закрепления материала в свободное время мы играем в дидактическую игру «Перспектива» в процессе которой вспоминаем, что предметы которые находятся поближе к нам они выглядят крупнее, а расположенные подальше - поменьше.
Рассматривая иллюстрации к сказке «Колобок» художника Е. Рачева внимание детей обращается на сказочных зверей, которые одеты как люди в разные одежды, цветовое заполнение иллюстрации. Мои вопросы строятся на основе увиденного материала: «Почему художник взял именно этот цвет краски, а не другой? Как выглядела иллюстрация, если небо было бы нарисовано темно-синей краской? Что находится вокруг сказочных героев?» Дети приходят к выводу, что пространство листа заполнено полностью, нарисованы не только главные герои, цвет берется не случайно, а служит средством выразительности. Затем на фланелеграфе дети самостоятельно разыгрывают сказку.
На следующем занятии рисунки вновь раздаются детям для внесения дополнений к своей работе по желанию ребенка. Дети с удовольствием дорисовывают свои рисунки, отмечают, что их работы стали ярче, выразительнее, интереснее. Тем самым мы заканчиваем работу над сказкой «Колобок».
Сделав для себя практические выводы, я поняла, что приемы обучения характерные для художественной деятельности (наблюдение, слово воспитателя, показ способов изображения, моделирование и др., важны на занятиях, и творческого, и обучающего характера. Необходимо оказывать помощь детям, затрудняющихся в выборе героев и сюжета сказки.
Согласно новым требованиям по ФГТ отдельным блоком была построена работа детского сада по ознакомлению со сказками. Дети смотрели мультфильмы «Заюшкина избушка», «Сказка Маша и медведь», «Рукавичка», читали книги и рассматривали иллюстрации художника В. Конашевича. Были прослушаны музыкальные произведения «Два веселых гуся» .
Следующим блоком по ФГТ было выбрано направление: формирование чувства патриотизма у ребенка, воспитание любви к месту где родился и живешь, уважение к традициям и обычаям народа, его истории, и приобщение к культуре родного края.
Подводя итог моей работе по теме «Нравственное воспитание и развитие творческих способностей через сказку»видно, что творческие способности детей значительно улучшились, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Дети научились передавать художественный образ, используя все средства выразительности, такие как цвет, форму, композицию, что является одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка. Так же нами проводилось родительское собрание: «Нравственное воспитание через сказку»; Оформление фотовыставки по изо деятельности; Инсценировка сказки : «Колобок».