Получи документы

Развитие изобразительных и творческих способностей детей дошкольного возраста

Алия Марданова
Развитие изобразительных и творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Однажды к специалисту по воспитанию детей обратилась молодая мама:

-Скажите, когда надо начинать воспитывать ребенка?

-А сколько вашему ребенку?

-Две недели.

-Вы опоздали ровно на две недели.

И это не преувеличение.

Наука давно подтвердила наличие огромных потенциальных возможностей маленьких детей, и для успешного формирования жизненных навыков чрезвычайно важен каждый прожитый день, каждая минута.

Дети в дошкольном возрасте проживают синзетивный период в своей жизни – наиболее чувствительный. К 3 годам

Формируется 80 % мозга взрослого потенциала. А к 5 годам

Публикация «Развитие изобразительных и творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

- 90 % всей человеческой информации (все человеческое). Нам, взрослым, следует знать: то, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мнгновенно.

Л. Н. Толстой так писал о первых годах своей жизни: «Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что всю остальную жизнь я не приобрел и сотни того. От пятилетнего ребенка до меня – только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние.»

Зная об этом, помните правила:

-Не бойтесь дать много, бойтесь дать мало;

-Ребенок запоминает то, что ему интересно. Стимулировать интерес следует повторением.

-Детское воображение и фантазии развивают творческие способности.

Дошкольный период – время яркого самовыражения, проявления творческих возможностей ребенка.

С древних времен считалось, что выдающийся талант – это, прежде всего, наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет, или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу на латыни в этом же возрасте, большинство реагируют просто: «Конечно, он же гений». Однако, подробный анализ ранних лет жизни Моцарта и Милла говорит о том, что ни один ни другой не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали прекрасные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью и дальнейшем. Самый яркий пример – история «волчьих девочек» - Амалы и Камалы, найденных в 1920 году в пещере недалеко от Калькутты (Индия) мессионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. У этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает ребенок, скорее всего и определяют, кем он станет и каким он станет.

Для нас сейчас важно поговорить о том, как родители могут помочь развитию

творческих способностей, или (как принято говорить в последнее время) креативности своего ребенка. Речь пойдет о творческой продуктивности, а не о специальной одаренности в каком-то виде деятельности.

Все, чем занимается ребенок в раннем детстве, он делает творчески – двигается, общается, играет, исследует мир… Дошкольный период – период яркого самовыражения, проявления творческих способностей ребенка – в импровизированной игре, в танце, в рисунке, в конструировании. Под способностью к творчеству обычно понимают возможности создания чего-то нового, оригинального. Но даже если малыш «изобретает велосипед», то, что он самостоятельно создает – это творчество. В любом творчестве важен не результат, а процесс. Условия для развития творческой активности должны быть созданы для ребенка в каждой семье. (Раздать памятки, зачитать.)

Но не всегда процесс творчества и его результаты заметны окружающим. Поэтому мы поговорим сегодня о продуктивной деятельности наших детей, результаты которой видны и реально осязаемы (ребенок лепит, рисует, строит.)

Детские рисунки – уникальный способ понять, как малыш видит мир. К тому же они – одно из немногих свидетельств развития его навыков и творческих устремлений. Интерес к рисованию появляется у ребенка рано. Изобразительная деятельность, наряду с игровой является ведущей деятельностью дошкольника. До 3-х лет это действенно – подражательная деятельность, каракульная, доизобразительная. Обучение в этом возрасте направлено на формирование правильной позы при рисовании – учим детей не наклоняться низко над листом бумаги (еще плохо работают мышцы-разгибатели.) Одна из главных задач – научить малыша правильно держать кисть, карандаш в пальцах, а не в кулаке. (Прием показа – взять рукой руку ребенка.) Деятельность продуктивная. Карандаш, фломастер, кисть оставляют след. Отрабатываем нажим (разные изображения – точки, мазки, короткие линии, спирали, штрихи, длинные линии и др.) Дети следят взглядом за карандашом, фломастером. Учим рисовать разные линии: длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, прямые, наклонные (ленточки, платочки, дорожки, ручейки, сосульки, травка, заборчик, дождик) Подводим к рисованию округлых форм. Тренируем формообразующие движения. Учим различать цвета и правильно называть их (6 основных, белый, черный). Очень интересно с маленькими детьми использовать прием «работа от пятна». Широкой жесткой кистью на большом листе бумаги гуашью. «Поиграем с кисточкой»- играя, создается пятно (показ). Темы: «Солнышко светит», «Цветок распускает лепестки», «Снеговик» (Маленький комочек, потом все больше) К концу года дети могут знать, что карандашами, фломастерами, кистью можно рисовать. Дети учатся радоваться своим работам, называть, что изображено.

Краска – гуашь – непрозрачная, густая, можно наложить один цвет на другой, исправить.

С 3-х лет начинается активный изобразительный период – это золотое время для детского рисования. Чем ребенок рисует? (Головой.) Он может рассказать вам о своих творческих планах еще до того, как начал работать. Но если в процессе работы заметил, что рисунок начал походить на что-то еще, спокойно изменит первоначальный план.

У каждого вида искусства – свой художественный язык. Иногда мы слышим: «иконический язык» детского рисунка- это значит – язык образов. От слова икона (екон – изображение.)

К трем годам появляется игровой мотив. Игра необходима для решения художественных задач. Что такое художественный мотив?

То, что создал художник, должно быть кем-то воспринято. Ребенок рисует для себя. Рисунки надо собирать, рассматривать, делать выставки, показывать гостям.

В домашних условиях необходимо показать ребенку возможность рисовать разными способами. Малыш должен знать, что рисовать можно не только карандашом и кистью, но и своими пальчиками, ладошками, а также разными заменителями: поролоном, ватой, скомканной бумагой, ватными палочками, узелками, штампами. Это так называемые нетрадиционные техники, на которых мы остановимся подробнее в практической части нашего занятия.

К продуктивной деятельности детей относятся и занятия лепкой, конструированием. В условиях детского сада они проводятся в чередовании. Занятия лепкой очень важны для

Мелкой моторики, пальчиковой мускулатуры. Ученые-психологи говорят, что ум человека находится на кончиках его пальцев.

Материалы для лепки – это, конечно, традиционный пластилин, глина. Сейчас для малышей выпускаются специальные пластические массы, которые нетрудно найти в магазине. И все же прекрасный недорогой материал для лепки вы можете приготовить дома сами. Это соленое тесто.

Для соленого теста нужно взять равные количества муки и соли, добавить немного растительного масла. Воды добавьте столько, чтобы получилась мягкая упругая масса, удобная для лепки. Хорошо вымесите. Такое тесто можно долго хранить в холодильнике в полиэтиленовом пакете.

Возясь с тестом, малыши вовсе не собираются сделать из него что-то определенное. Им просто нравится сжимать его в руках, расплющивать и отщипывать кусочки. Дайте ребенку пластиковую или деревянную доску, пластмассовый нож из детской посудки, стеки от пластилина. А еще поищите выемки для печенья, формочки для пирожных или кексов. Ребенку наверняка понравится работать с ними, вырезая с их помощью различные фигурки из теста.

Работа с экологически чистым натуральным материалом благотворно сказывается на здоровье ребенка, успокаивает его нервную систему, вызывает чувство радости, удовлетворения; активно развивается мелкая моторика.

(Знакомство со специальной литературой, пальчиковые игры.)

Книги, подобные этим, направленные на возможно более раннее всестороннее и гармоничное развитие малыша, уже очень популярны в нашей стране. Такие книжки-игры активно развивают у ребенка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, речь, пальчиковую мускулатуру, мелкую моторику, одним словом – обогащают внутренний мир детей.

2-я часть.

А сейчас я проведу с вами мастер – класс.

Давайте вместе пофантазируем. Попробуем творить без кисточки, нетрадиционными способами изображения. Я надеюсь, что игры, задания и упражнения, с которыми я вас познакомлю, заинтересуют вас и принесут вашему ребенку радость, когда вы поиграете с ним дома.

Сначала обговорим правила.

(Раздать всем «Правила умелых ручек».)

1. «Рисуем без кисточки».

Прием: Пропали все кисточки? – Не беда! У нас остались краски и руки.

Игра «Рисуем ногами».

Рисовать ногами можно всей семьей, можно поодиночке – на бумаге, на полу, на асфальте мокрыми ногами.

2. А эта игра-задание поможет ребенку увидеть себя со стороны, научит совместной работе:

Пусть ребенок ляжет на пол – на обойный лист или на газету, а вы обведите его тело по контуру в разных позах. Вместе закрасьте силуэт темной краской. Вырезайте теперь силуэты и наклеивайте их на большой лист или на стену.

Темы: «Я – футболист», «Делаю зарядку», «Собираю ягоды».

3. Штампы. Их можно не выбрасывать, использовать много раз.

Печатать можно: спичечным коробком, пуговицами, ключами, кубиками, кирпичиками – всем, что оставляет след.

Штампики из овощей – морковь, картофель, свекла.

4. Рисуем губкой, поролоном. (Пейзажи, звери и т. д.)

5. «Рисуем ватными палочками.»

6. «Рисуем легкими». Техника выдувания.

7. «Рисуем мыльными пузырями.»

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста» «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста» Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования Мастер-класс для педагогов-участников районного фестиваля педагогического мастерства Место проведения: МКДОУ «Куртамышский детский сад №.

Проект Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. Дети переходят к стадиям собственно-художественного.

Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего,.

Развитие творческих способностей через нетрадиционные методы рисования у детей дошкольного возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше двигательная активность, тем он лучше.

Развитие творческих способностей детей с ЗПР дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности Часть 1. Обоснование выбранной педагогической траектории Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий.

Родительское собрание «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Задачи работы с родителями 1. Повысить педагогическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие изобразительных и творческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 июня 2015 в 22:23
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие изобразительных и творческих способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алия Марданова (УИ 157834) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД