Алия Марданова
Развитие изобразительных и творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Однажды к специалисту по воспитанию детей обратилась молодая мама:
-Скажите, когда надо начинать воспитывать ребенка?
-А сколько вашему ребенку?
-Две недели.
-Вы опоздали ровно на две недели.
И это не преувеличение.
Наука давно подтвердила наличие огромных потенциальных возможностей маленьких детей, и для успешного формирования жизненных навыков чрезвычайно важен каждый прожитый день, каждая минута.
Дети в дошкольном возрасте проживают синзетивный период в своей жизни – наиболее чувствительный. К 3 годам
Формируется 80 % мозга взрослого потенциала. А к 5 годам
Публикация «Развитие изобразительных и творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
- 90 % всей человеческой информации (все человеческое). Нам, взрослым, следует знать: то, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мнгновенно.
Л. Н. Толстой так писал о первых годах своей жизни: «Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что всю остальную жизнь я не приобрел и сотни того. От пятилетнего ребенка до меня – только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние.»
Зная об этом, помните правила:
-Не бойтесь дать много, бойтесь дать мало;
-Ребенок запоминает то, что ему интересно. Стимулировать интерес следует повторением.
-Детское воображение и фантазии развивают творческие способности.
Дошкольный период – время яркого самовыражения, проявления творческих возможностей ребенка.
С древних времен считалось, что выдающийся талант – это, прежде всего, наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет, или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу на латыни в этом же возрасте, большинство реагируют просто: «Конечно, он же гений». Однако, подробный анализ ранних лет жизни Моцарта и Милла говорит о том, что ни один ни другой не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали прекрасные условия и дали прекрасное образование.
И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью и дальнейшем. Самый яркий пример – история «волчьих девочек» - Амалы и Камалы, найденных в 1920 году в пещере недалеко от Калькутты (Индия) мессионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. У этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает ребенок, скорее всего и определяют, кем он станет и каким он станет.
Для нас сейчас важно поговорить о том, как родители могут помочь развитию
творческих способностей, или (как принято говорить в последнее время) креативности своего ребенка. Речь пойдет о творческой продуктивности, а не о специальной одаренности в каком-то виде деятельности.
Все, чем занимается ребенок в раннем детстве, он делает творчески – двигается, общается, играет, исследует мир… Дошкольный период – период яркого самовыражения, проявления творческих способностей ребенка – в импровизированной игре, в танце, в рисунке, в конструировании. Под способностью к творчеству обычно понимают возможности создания чего-то нового, оригинального. Но даже если малыш «изобретает велосипед», то, что он самостоятельно создает – это творчество. В любом творчестве важен не результат, а процесс. Условия для развития творческой активности должны быть созданы для ребенка в каждой семье. (Раздать памятки, зачитать.)
Но не всегда процесс творчества и его результаты заметны окружающим. Поэтому мы поговорим сегодня о продуктивной деятельности наших детей, результаты которой видны и реально осязаемы (ребенок лепит, рисует, строит.)
Детские рисунки – уникальный способ понять, как малыш видит мир. К тому же они – одно из немногих свидетельств развития его навыков и творческих устремлений. Интерес к рисованию появляется у ребенка рано. Изобразительная деятельность, наряду с игровой является ведущей деятельностью дошкольника. До 3-х лет это действенно – подражательная деятельность, каракульная, доизобразительная. Обучение в этом возрасте направлено на формирование правильной позы при рисовании – учим детей не наклоняться низко над листом бумаги (еще плохо работают мышцы-разгибатели.) Одна из главных задач – научить малыша правильно держать кисть, карандаш в пальцах, а не в кулаке. (Прием показа – взять рукой руку ребенка.) Деятельность продуктивная. Карандаш, фломастер, кисть оставляют след. Отрабатываем нажим (разные изображения – точки, мазки, короткие линии, спирали, штрихи, длинные линии и др.) Дети следят взглядом за карандашом, фломастером. Учим рисовать разные линии: длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, прямые, наклонные (ленточки, платочки, дорожки, ручейки, сосульки, травка, заборчик, дождик) Подводим к рисованию округлых форм. Тренируем формообразующие движения. Учим различать цвета и правильно называть их (6 основных, белый, черный). Очень интересно с маленькими детьми использовать прием «работа от пятна». Широкой жесткой кистью на большом листе бумаги гуашью. «Поиграем с кисточкой»- играя, создается пятно (показ). Темы: «Солнышко светит», «Цветок распускает лепестки», «Снеговик» (Маленький комочек, потом все больше) К концу года дети могут знать, что карандашами, фломастерами, кистью можно рисовать. Дети учатся радоваться своим работам, называть, что изображено.
Краска – гуашь – непрозрачная, густая, можно наложить один цвет на другой, исправить.
С 3-х лет начинается активный изобразительный период – это золотое время для детского рисования. Чем ребенок рисует? (Головой.) Он может рассказать вам о своих творческих планах еще до того, как начал работать. Но если в процессе работы заметил, что рисунок начал походить на что-то еще, спокойно изменит первоначальный план.
У каждого вида искусства – свой художественный язык. Иногда мы слышим: «иконический язык» детского рисунка- это значит – язык образов. От слова икона (екон – изображение.)
К трем годам появляется игровой мотив. Игра необходима для решения художественных задач. Что такое художественный мотив?
То, что создал художник, должно быть кем-то воспринято. Ребенок рисует для себя. Рисунки надо собирать, рассматривать, делать выставки, показывать гостям.
В домашних условиях необходимо показать ребенку возможность рисовать разными способами. Малыш должен знать, что рисовать можно не только карандашом и кистью, но и своими пальчиками, ладошками, а также разными заменителями: поролоном, ватой, скомканной бумагой, ватными палочками, узелками, штампами. Это так называемые нетрадиционные техники, на которых мы остановимся подробнее в практической части нашего занятия.
К продуктивной деятельности детей относятся и занятия лепкой, конструированием. В условиях детского сада они проводятся в чередовании. Занятия лепкой очень важны для
Мелкой моторики, пальчиковой мускулатуры. Ученые-психологи говорят, что ум человека находится на кончиках его пальцев.
Материалы для лепки – это, конечно, традиционный пластилин, глина. Сейчас для малышей выпускаются специальные пластические массы, которые нетрудно найти в магазине. И все же прекрасный недорогой материал для лепки вы можете приготовить дома сами. Это соленое тесто.
Для соленого теста нужно взять равные количества муки и соли, добавить немного растительного масла. Воды добавьте столько, чтобы получилась мягкая упругая масса, удобная для лепки. Хорошо вымесите. Такое тесто можно долго хранить в холодильнике в полиэтиленовом пакете.
Возясь с тестом, малыши вовсе не собираются сделать из него что-то определенное. Им просто нравится сжимать его в руках, расплющивать и отщипывать кусочки. Дайте ребенку пластиковую или деревянную доску, пластмассовый нож из детской посудки, стеки от пластилина. А еще поищите выемки для печенья, формочки для пирожных или кексов. Ребенку наверняка понравится работать с ними, вырезая с их помощью различные фигурки из теста.
Работа с экологически чистым натуральным материалом благотворно сказывается на здоровье ребенка, успокаивает его нервную систему, вызывает чувство радости, удовлетворения; активно развивается мелкая моторика.
(Знакомство со специальной литературой, пальчиковые игры.)
Книги, подобные этим, направленные на возможно более раннее всестороннее и гармоничное развитие малыша, уже очень популярны в нашей стране. Такие книжки-игры активно развивают у ребенка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, речь, пальчиковую мускулатуру, мелкую моторику, одним словом – обогащают внутренний мир детей.
2-я часть.
А сейчас я проведу с вами мастер – класс.
Давайте вместе пофантазируем. Попробуем творить без кисточки, нетрадиционными способами изображения. Я надеюсь, что игры, задания и упражнения, с которыми я вас познакомлю, заинтересуют вас и принесут вашему ребенку радость, когда вы поиграете с ним дома.
Сначала обговорим правила.
(Раздать всем «Правила умелых ручек».)
1. «Рисуем без кисточки».
Прием: Пропали все кисточки? – Не беда! У нас остались краски и руки.
Игра «Рисуем ногами».
Рисовать ногами можно всей семьей, можно поодиночке – на бумаге, на полу, на асфальте мокрыми ногами.
2. А эта игра-задание поможет ребенку увидеть себя со стороны, научит совместной работе:
Пусть ребенок ляжет на пол – на обойный лист или на газету, а вы обведите его тело по контуру в разных позах. Вместе закрасьте силуэт темной краской. Вырезайте теперь силуэты и наклеивайте их на большой лист или на стену.
Темы: «Я – футболист», «Делаю зарядку», «Собираю ягоды».
3. Штампы. Их можно не выбрасывать, использовать много раз.
Печатать можно: спичечным коробком, пуговицами, ключами, кубиками, кирпичиками – всем, что оставляет след.
Штампики из овощей – морковь, картофель, свекла.
4. Рисуем губкой, поролоном. (Пейзажи, звери и т. д.)
5. «Рисуем ватными палочками.»
6. «Рисуем легкими». Техника выдувания.
7. «Рисуем мыльными пузырями.»