Татьяна Альшевская
Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека, целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно–волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения, в основе которых гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для «других», общественно–значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки» размещена в разделах
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно–нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования [2].
Из личных наблюдений за детьми, приходящими в ДОУ в возрасте 2-3 лет, мы убедились, что большая часть детей не имеет даже малейших представлений о нормах и правилах поведения в обществе.
Дети не умеют приветствовать друг друга и пришедших в группу гостей, не умеют друг с другом общаться, играть, игрушки и книжки стремятся поломать и порвать, дерутся, кусаются, зачастую бьются на смерть, многие не владеют элементарными культурно– гигиеническими навыками: не умеют сами кушать, держать ложку, кружку, не умеют умываться, пользоваться носовым платком, полотенцем, не ходят на горшок. Такое впечатление, что с детей сняли памперсы только перед отправкой в детский сад.
Интересно на первых порах было наблюдать за тем, как дети умываются. Большинство мочит водой пальчики и водят этими пальчиками по лицу, не видя своё отражение в зеркале, не замечая зеркало вообще. После того, как сообщаешь ребё нку: «Катюша, ты плохо умылась, у тебя всё личико грязное, посмотри на себя в зеркало» - ребёнок с удивлением замечает, что, действительно, у него перед глазами есть зеркало, где он может себя видеть. Ребёнок смотрит на своё отражение и умывается тогда уже более старательно.
Духовно–нравственное воспитание детей следует реализовывать в соответствии с ФГОС ДО [1].
Одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В числе задач, на решение которых направлен ФГОС есть следующие: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно–нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Целевыми ориентирами на ранних этапах развития, согласно ФГОС, должны быть следующие ориентиры: ребёнок должен знать назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и уметь пользоваться ими, должен владеть простейшими навыками самообслуживания (пользоваться салфетками, носовым платком, самостоятельно пользоваться унитазом, бумагой, полотенцем и пр., стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении (уметь самостоятельно одеваться - раздеваться, аккуратно складывать вещи на стульчик перед сон-часом или в шкафчик после прогулки, уметь собрать после игровой деятельности за собой игрушки и пр., проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремиться двигаться под музыку, эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства, должен уметь вежливо обращаться к сверстникам и взрослым, здороваться и прощаться и пр.
Именно на это, как правило, направлена работа воспитателя в младшей группе.
Средства духовно–нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее. Рассмотрим некоторые из них.
Карл Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр[5].
Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами[3].
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна "В некотором царстве, в некотором государстве. " или "В те далекие времена, когда животные умели разговаривать. ", и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.
Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств [5].
Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну - Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность [6].
С целью формирования культурно–толерантной и духовно–нравственной личности сказки можно использовать в разных возрастных группах. К примеру, детей раннего и младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к пониманию того, что взаимоподдержкa и дружба – великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним [4].
Сказку, отрывки из сказки, сказочных героев мы часто используем в наших занятиях. Предлагаемое ниже занятие можно провести в младшей группе с целью привития культурно-гигиенических навыков.
Занятие «Письмо от Мойдодыра».
Цели: Привитие культурно-гигиенических навыков, привитие навыков культурного поведения посредством сказки.
1. Вводная часть.
- Ребята, нам пришло сообщение от уже знакомого гостя, от кого, отгадайте:
Он грязнуль не любит очень
Сделать чище всех он хочет.
Моет с мылом всех до дыр
Умывальник (Мойдодыр).
Картинка Мойдодыра вывешивается на фланелеграф).
- Это сообщение принёс нам другой гость, кто он, скажите:
Он разносит по домам
Ворох писем, телеграмм,
А в конвертах голубых
Вести от друзей, родных. (Почтальон)
Картинка почтальона вывешивается на фланелеграф.
- Сообщение лежит в конверте, что это за конверт, отгадайте:
Сбоку - марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка (Письмо).
- Воспитатель показывает письмо.
- А что же там нам написал Мойдодыр? Воспитатель открывает конверт, достаёт письмо и читает его детям.
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас мыть почаще
Ваши руки и лицо.
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите – не беда!
А чернила и варенье
Смоют мыло и вода. (Ю. Тувим)
2. Основная часть.
1) Разговор о чистоте тела.
- Скажите, ребята, о чём просит вас в этом письме Мойдодыр?
- А почему он вас об этом просит? Зачем лицо и руки нужно мыть почаще?
- Что нужно использовать при мытье рук? Зачем?
- Мойдодыр приготовил вам загадки. Тот, кто заботится о чистоте своего тела, обязательно их отгадает.
2) Загадки от Мойдодыра.
Мойдодыру я родня, отверни-ка ты меня,
И холодною водою живо я тебя умою (кран).
Резинка Акулинка пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла, спинка розовою стала (губка).
Там, где губка не осилит, не домоет, не домылит,
На себя я труд беру: пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю, ничего не забываю (мочалка).
Сам не велик зашел в городок,
Всех людей перебил, а сам — в уголок (банный веник).
3) Физкультминутка «Льется чистая водица» :
Льется чистая водица
Мы умеем сами мыться
Пасту белую берем
Крепко щеткой зубы трем
Моем шею, моем уши
После вытремся посуше.
4) «Письмо Неумейке» Я. Аким.
- Ребята, посмотрите-ка, в конверте есть ещё письмо. А кому-же оно написано, давайте прочитаем (чтение стихотворения).
- Кому же было отправлено письмо, что в нём написано?
- К кому заходил почтальон? (Вове, Славе, Боре, Андрейке, маме с дочкой).
- Кого из этих детей вы бы назвали Неумейкой и вручили конверт с письмом? Почему?
- Тогда почему же почтальон не вручил никому это письмо?
- Скажите, а среди вас есть такие дети, которых можно назвать Неумейка и вручить ему этот конверт?
3. Заключительная часть.
В нашей группе не нашёлся такой гражданин Неумейка. Это письмо мы с вами положим высоко на шкаф, но забывать про него не будем. Скоро Мойдодыр обещал к нам прийти опять в гости и если мы с вами не найдём Неумейку к тому времени, то отдадим это письмо Мойдодыру. Он обязательно нас всех похвалит, потому что Мойдодыр любит вежливых, послушных, трудолюбивых детей, которые умеют сами умываться, одеваться, кушать, убирать за собой игрушки и помогать своей мамочке. А закончим мы это занятие словами из стихотворения, которые содержат просьбу: И я вас прошу: постарайтесь, ребята, чтоб это письмо не нашло адресата!
ИСТОЧНИКИ:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/ 25/doshk-standart-dok.html .– Загл. с экрана.
2. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] : проект / А. Я. Данилюк [и др. ]; Рос. акад. образования. – Москва: Просвещение, 2009. – 23 с.
3. Губанова, Е. В. Духовно–нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В. Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. – 2011. – №5. – С. 8 – 12.
4. Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок [Электронный ресурс] / Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04. – Режим доступа: https://ekoncept.ru/2014/14080.htm. – Загл. с экрана
5. Обухова Л. Ф., Возрастная психология : учебник для бакалавров/ Л. Ф. Обухова. - М: Издательство Юрайт, 2013.- 460с.
6. Ромах, О. В. Нравственная культура в национальных аспектах [Электронный ресурс] / О. В. Ромах, Я. Ю. Скоморохова //Аналитика культурологии. – 2012. – № 23. – Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/nravstvennaya-kultura-v-natsionalnyh-aspektah.– Загл. с экрана.