МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки

Татьяна Альшевская
Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки
▼ Скачать + Заказать документы

Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека, целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно–волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения, в основе которых гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для «других», общественно–значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки» размещена в разделах

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно–нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования [2].

Из личных наблюдений за детьми, приходящими в ДОУ в возрасте 2-3 лет, мы убедились, что большая часть детей не имеет даже малейших представлений о нормах и правилах поведения в обществе.

Дети не умеют приветствовать друг друга и пришедших в группу гостей, не умеют друг с другом общаться, играть, игрушки и книжки стремятся поломать и порвать, дерутся, кусаются, зачастую бьются на смерть, многие не владеют элементарными культурно– гигиеническими навыками: не умеют сами кушать, держать ложку, кружку, не умеют умываться, пользоваться носовым платком, полотенцем, не ходят на горшок. Такое впечатление, что с детей сняли памперсы только перед отправкой в детский сад.

Интересно на первых порах было наблюдать за тем, как дети умываются. Большинство мочит водой пальчики и водят этими пальчиками по лицу, не видя своё отражение в зеркале, не замечая зеркало вообще. После того, как сообщаешь ребё нку: «Катюша, ты плохо умылась, у тебя всё личико грязное, посмотри на себя в зеркало» - ребёнок с удивлением замечает, что, действительно, у него перед глазами есть зеркало, где он может себя видеть. Ребёнок смотрит на своё отражение и умывается тогда уже более старательно.

Духовно–нравственное воспитание детей следует реализовывать в соответствии с ФГОС ДО [1].

Одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В числе задач, на решение которых направлен ФГОС есть следующие: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно–нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Целевыми ориентирами на ранних этапах развития, согласно ФГОС, должны быть следующие ориентиры: ребёнок должен знать назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и уметь пользоваться ими, должен владеть простейшими навыками самообслуживания (пользоваться салфетками, носовым платком, самостоятельно пользоваться унитазом, бумагой, полотенцем и пр., стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении (уметь самостоятельно одеваться - раздеваться, аккуратно складывать вещи на стульчик перед сон-часом или в шкафчик после прогулки, уметь собрать после игровой деятельности за собой игрушки и пр., проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремиться двигаться под музыку, эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства, должен уметь вежливо обращаться к сверстникам и взрослым, здороваться и прощаться и пр.

Именно на это, как правило, направлена работа воспитателя в младшей группе.

Средства духовно–нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее. Рассмотрим некоторые из них.

Карл Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр[5].

Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами[3].

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна "В некотором царстве, в некотором государстве. " или "В те далекие времена, когда животные умели разговаривать. ", и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств [5].

Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну - Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность [6].

С целью формирования культурно–толерантной и духовно–нравственной личности сказки можно использовать в разных возрастных группах. К примеру, детей раннего и младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к пониманию того, что взаимоподдержкa и дружба – великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним [4].

Сказку, отрывки из сказки, сказочных героев мы часто используем в наших занятиях. Предлагаемое ниже занятие можно провести в младшей группе с целью привития культурно-гигиенических навыков.

Занятие «Письмо от Мойдодыра».

Цели: Привитие культурно-гигиенических навыков, привитие навыков культурного поведения посредством сказки.

1. Вводная часть.

- Ребята, нам пришло сообщение от уже знакомого гостя, от кого, отгадайте:

Он грязнуль не любит очень

Сделать чище всех он хочет.

Моет с мылом всех до дыр

Умывальник (Мойдодыр).

Картинка Мойдодыра вывешивается на фланелеграф).

- Это сообщение принёс нам другой гость, кто он, скажите:

Он разносит по домам

Ворох писем, телеграмм,

А в конвертах голубых

Вести от друзей, родных. (Почтальон)

Картинка почтальона вывешивается на фланелеграф.

- Сообщение лежит в конверте, что это за конверт, отгадайте:

Сбоку - марка и картинка,

В круглых штампах

Грудь и спинка (Письмо).

- Воспитатель показывает письмо.

- А что же там нам написал Мойдодыр? Воспитатель открывает конверт, достаёт письмо и читает его детям.

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас мыть почаще

Ваши руки и лицо.

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите – не беда!

А чернила и варенье

Смоют мыло и вода. (Ю. Тувим)

2. Основная часть.

1) Разговор о чистоте тела.

- Скажите, ребята, о чём просит вас в этом письме Мойдодыр?

- А почему он вас об этом просит? Зачем лицо и руки нужно мыть почаще?

- Что нужно использовать при мытье рук? Зачем?

- Мойдодыр приготовил вам загадки. Тот, кто заботится о чистоте своего тела, обязательно их отгадает.

2) Загадки от Мойдодыра.

Мойдодыру я родня, отверни-ка ты меня,

И холодною водою живо я тебя умою (кран).

Резинка Акулинка пошла гулять по спинке.

И пока она гуляла, спинка розовою стала (губка).

Там, где губка не осилит, не домоет, не домылит,

На себя я труд беру: пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю, ничего не забываю (мочалка).

Сам не велик зашел в городок,

Всех людей перебил, а сам — в уголок (банный веник).

3) Физкультминутка «Льется чистая водица» :

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться

Пасту белую берем

Крепко щеткой зубы трем

Моем шею, моем уши

После вытремся посуше.

4) «Письмо Неумейке» Я. Аким.

- Ребята, посмотрите-ка, в конверте есть ещё письмо. А кому-же оно написано, давайте прочитаем (чтение стихотворения).

- Кому же было отправлено письмо, что в нём написано?

- К кому заходил почтальон? (Вове, Славе, Боре, Андрейке, маме с дочкой).

- Кого из этих детей вы бы назвали Неумейкой и вручили конверт с письмом? Почему?

- Тогда почему же почтальон не вручил никому это письмо?

- Скажите, а среди вас есть такие дети, которых можно назвать Неумейка и вручить ему этот конверт?

3. Заключительная часть.

В нашей группе не нашёлся такой гражданин Неумейка. Это письмо мы с вами положим высоко на шкаф, но забывать про него не будем. Скоро Мойдодыр обещал к нам прийти опять в гости и если мы с вами не найдём Неумейку к тому времени, то отдадим это письмо Мойдодыру. Он обязательно нас всех похвалит, потому что Мойдодыр любит вежливых, послушных, трудолюбивых детей, которые умеют сами умываться, одеваться, кушать, убирать за собой игрушки и помогать своей мамочке. А закончим мы это занятие словами из стихотворения, которые содержат просьбу: И я вас прошу: постарайтесь, ребята, чтоб это письмо не нашло адресата!

ИСТОЧНИКИ:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/ 25/doshk-standart-dok.html .– Загл. с экрана.

2. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] : проект / А. Я. Данилюк [и др. ]; Рос. акад. образования. – Москва: Просвещение, 2009. – 23 с.

3. Губанова, Е. В. Духовно–нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В. Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. – 2011. – №5. – С. 8 – 12.

4. Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок [Электронный ресурс] / Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04. – Режим доступа: https://ekoncept.ru/2014/14080.htm. – Загл. с экрана

5. Обухова Л. Ф., Возрастная психология : учебник для бакалавров/ Л. Ф. Обухова. - М: Издательство Юрайт, 2013.- 460с.

6. Ромах, О. В. Нравственная культура в национальных аспектах [Электронный ресурс] / О. В. Ромах, Я. Ю. Скоморохова //Аналитика культурологии. – 2012. – № 23. – Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/nravstvennaya-kultura-v-natsionalnyh-aspektah.– Загл. с экрана.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры Прикоснись ко мне добротой И болезни все смоет рукой И беда обойдет стороной. Прикоснусь и я добротой. Это девиз моей педагогической деятельности.

Курсовая работа «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Введение «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки
Опубликовано: 12 июня 2015 в 11:48
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Альшевская (УИ 283932) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД