Галина Ермолаева
Формирование творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
• Мелкой моторики рук (что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга) и тактильного восприятия ( при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Мышления;
Публикация «Формирование творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
• Наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Актуальность моей работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития творческих способностей ребёнка.
В связи с этим, я считаю необходимым начинать работу по развитию творческих способностей детей, начиная с двухлетнего возраста. У детей данного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Чтобы этого не происходило, я стала использовать нетрадиционные техники рисования. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные я стараюсь прививать любовь к изобразительному искусству, вызывать интерес к рисованию. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!
Проблема: Развитие творческих способностей воспитанников
Цель: «Формирование творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
Задачи:
Обогащать развивающую предметно – пространственную среду традиционным и нетрадиционным оборудованием по изодеятельности;
Способствовать развитию мелкой моторики рук, мышлению, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости у воспитанников;
Содействовать развитию педагогической компетентности родителей по нетрадиционной технике рисования.
Этапы Содержание работы Способы трансляции педагогического опыта
1. Теоретический этап
2. Практический
3. Обобщающий Изучение методической литературы по данной проблеме:
Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7лет: Рисуем и познаем окружающий мир. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001;
Авторская программа «Цветные ладошки».
И. А Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации».
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»,
«Обруч»
Изучение опыта педагогов ДОУ и интернет ресурсов.
Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с воспитанниками
Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.
Пополнение предметно-развивающей среды группы по художественно-эстетическому развитию.
Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов.
Уровень ДОУ:
Консультация для педагогов ДОУ «Развивающая предметно-пространственная среда по художественно-эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО»
Региональный уровень:
Консультация для слушателей курсов повышения квалификации воспитателей города Арзамаса «Формирование творческих способностей детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
Участие в международных творческих интернет – конкурсах с работами моих подопечных «Осенние фантазии», «Разноцветные ладошки», «Мир художников», «8 Марта».
«Результативность профессиональной педагогической деятельности»
Работа с использованием нетрадиционных техник рисования показывает положительную динамику, которая проявляется в продуктивной деятельности воспитанников. По результатам проведенной педагогической диагностики (по Т. С. Комаровой, которая строилась на наблюдении, можно сделать следующие выводы: 65 % воспитанников овладели нетрадиционными техниками рисования, 35 % - имеют определенные затруднения.
По итогам проведенной диагностики воспитанники проявляют интерес к изобразительной деятельности, стремятся заниматься ею по собственной инициативе, рассказывают взрослым о своих интересах в рисунке; видят образ в своих рисунках; рассказывают, что рисуют, обыгрывают рисунки; радуются тому, что, получается; делятся своей радостью; пользуются нетрадиционными способами и техниками рисования.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по формированию творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования, через пополнение РППС, совместную деятельность воспитанников. Основной упор сделать на самостоятельной деятельности воспитанников, а также разработать комплекс игровых занятий по использованию нетрадиционных техник рисования для детей дошкольного возраста.