Папки-передвижки

Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста

Анна Ивановна Иванова
Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Гармоничность музыкального воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека.

Публикация «Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие музыкально – творческих способностей у детей дошкольного возраста – одно из приоритетных направлений в моей музыкальной деятельности. Дети, участвуя в развлечениях, праздниках да и на музыкальных занятиях скованы, боятся выразить свои эмоции, стесняются выразительного исполнения. Наблюдения за деятельностью детей позволили мне установить, что содержание и методы работы по развитию музыкально – творческих способностей и готовности ребенка к самореализации требуют совершенствования. Период дошкольного детства является наиболее чувствительным к восприятию искусства, в силу чего развитие музыкально - творческих способностей наиболее эффективно происходит в процессе занятия музыкой, требующей развития музыкально - сенсорных способностей детей, эмоциональной отзывчивости, музыкальной восприимчивости, умения чувствовать и осмысливать содержание разных по жанрам музыкальных произведений. Развиваем творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний в знакомых танцевальных композициях, импровизация попевок и в небольших песенках, музицирование на детских музыкальных инструментах. В это же время происходят серьезные изменения в личностном развитии воспитанника, они требуют от педагога особого внимания, особенно не могут да и боятся оценивать себя и свою деятельность. Незначительная неудовлетворенность собой огорчает ребенка и при дальнейших выступлениях он теряется, а иногда может совсем отказаться. Я всегда вспоминаю стихотворение поэтессы Л. Фадеевой «Первое выступление», в котором она точно передала эмоциональное состояние ребенка:

Стою на сцене. Зал затих.

И я молчу, не вспомнить стих!

Стою и думаю о том,

Сейчас реветь или потом.

В музыкальной деятельности дети испытывают большую потребность в реализации своих творческих способностей : пропеть свое имя; сочинить несложную песенку на заданный текст, передать музыкальный образ в движении под музыку. Певческие импровизации детей не выразительны, в основном копируют друг друга. В движениях под музыку не уверенны и стеснительны, но лишь отдельным детям удается «войти в образ». Дети проявляют мало фантазии, создаваемые ими игровые и танцевальные образы маловыразительны. Большие сложности возникают из-за отсутствия у детей навыков коллективного общения. Дети не умеют договариваться друг с другом, не умеют подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Появилась большая необходимость подвести, подтолкнуть детей к импровизации. Главное, чтобы ребенок не почувствовал, что его обучают, а был занят интересной для него деятельностью, был увлечен игрой, сказкой. Для формирования творческих способностей детей определила для себя следующие направления:

- «Мы рисуем музыку» (передают свои впечатления, настроение в рисунках);

- «Мы сами можем творить музыку» (песенное творчество);

- «Мы танцуем музыку» (игровое и танцевальное творчество).

Игра – самый доступный вид деятельности для детей дошкольного возраста, в которой могут иметь место хороводы, сюжетно – ролевые песни, подвижные игры. Это наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляемая в образных движениях.

Сюжетно – ролевые игры раскрывают у детей фантазию, дети представляют разную мимику, придумывают разные жесты. Из сюжетно – ролевых игр вытекает театрализованная игра. Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу, заставляет его сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые события. Именно театрализованные игры являются играми - представлениями, в них, как в настоящем театральном искусстве, с помощью интонации, мимики, жестов, позы и походки создаются конкретные образы.

Я подобрала и систематизировала этюды и упражнения «Психогимнастики» М. Чистяковой игры, упражнения, этюды, предложенные Э. Г. Чуриловой, которые помогли детям поверить в свои силы, возможности, повысить свою самооценку.

Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что естественные детские занятия («кривляние» перед зеркалом, передразнивая друг друга; зеркальное повторение действий или движений друг друга) на театрализованных занятиях помогают в развитии памяти, мимики, выразительности жестов. Слежу за тем, чтобы в любом движении участвовало всё тело ребенка. Такие жесты применяются тогда, когда невозможно ситуацию объяснить словами (иди сюда; уходи; не знаю; плач; приветствие и другие, эти жесты помогают детям выразить свои эмоции, определенные чувства. Чтобы дети не копировали действия или движения друг друга я предлагала детям этюды на контрастные жесты: «Огромный арбуз» - «Воздушный шар»; «Тяжелая сумка» - «Мыльный пузырь на ладошке». Такие игры с воображаемыми предметами развивают у детей не только мимику и выразительные жесты, но и память, воображение, фантазию, творчество.

Устраиваю «Театр песни» - инсценирование песен с несколькими персонажами, а поэтические образы озвучиваем детскими музыкальными инструментами.

Провожу с детьми «Занятия – фантазии» - обыгрываем с детьми не сказочные сценки, а придумываем с детьми другие ситуации, например, «Муха – цокотуха» : Муха – цокотуха нашла денежку:

1. -Что это? Денежка? Интересно, кто мог её обронить (заяц, медведь, лиса) Эту денежку я никому не отдам! Она моя! Потому что я её нашла. Что же мне купить?

2. – Ой, смотрите, я нашла денежку, какое счастье! Я пойду на базар…что же мне купить (мечтательно? Нет, лучше самовар!

3. – Ах, кто – то потерял денежку! Наверное, расстроился. Надо отыскать хозяина! Эта дорога ведет не базар, побегу, может отыщу того, кто её потерял.

Такие занятия помогают развивать речь детей, побуждают к творческому мышлению, воображению и фантазии.

Очень интересны детям «Театрализованные викторины». В них принимают участие две команды. Дети сами придумывают название команд, готовят себе эмблемы. Чем интересны викторины: присутствие жюри - воспитатели других групп и родители, а также зрители – родители и дети других групп. Это индивидуально - коллективная работа детей, инсценирование отрывков сказок, они должны быть разные, нельзя повторить друг друга. Чем лучше сыграют, зрители быстрее отгадают, тем больше баллов получит команда

. Примерные задания:

- инсценировать отрывок из сказки или стихотворения;

- назвать сказку по персонажам (царь, 3 сына, болото, лягушка)

- определенную фразу произнести с разной интонацией (весело, грустно, сердито и т. д.)

Такие викторины побуждают детей к активному общению, участию в театрализованных играх, развивается интонационная выразительность речи, а самое главное - совместное участие с родителями.

Таким образом, мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность позволяет научиться ребенку восхищаться, удивляться, сопереживать - это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» Описание педагогического опыта по теме: “Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятельности Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 июня 2015 в 06:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Ивановна Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД