Анна Ивановна Иванова
Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Гармоничность музыкального воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека.
Публикация «Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Развитие музыкально – творческих способностей у детей дошкольного возраста – одно из приоритетных направлений в моей музыкальной деятельности. Дети, участвуя в развлечениях, праздниках да и на музыкальных занятиях скованы, боятся выразить свои эмоции, стесняются выразительного исполнения. Наблюдения за деятельностью детей позволили мне установить, что содержание и методы работы по развитию музыкально – творческих способностей и готовности ребенка к самореализации требуют совершенствования. Период дошкольного детства является наиболее чувствительным к восприятию искусства, в силу чего развитие музыкально - творческих способностей наиболее эффективно происходит в процессе занятия музыкой, требующей развития музыкально - сенсорных способностей детей, эмоциональной отзывчивости, музыкальной восприимчивости, умения чувствовать и осмысливать содержание разных по жанрам музыкальных произведений. Развиваем творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний в знакомых танцевальных композициях, импровизация попевок и в небольших песенках, музицирование на детских музыкальных инструментах. В это же время происходят серьезные изменения в личностном развитии воспитанника, они требуют от педагога особого внимания, особенно не могут да и боятся оценивать себя и свою деятельность. Незначительная неудовлетворенность собой огорчает ребенка и при дальнейших выступлениях он теряется, а иногда может совсем отказаться. Я всегда вспоминаю стихотворение поэтессы Л. Фадеевой «Первое выступление», в котором она точно передала эмоциональное состояние ребенка:
Стою на сцене. Зал затих.
И я молчу, не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом.
В музыкальной деятельности дети испытывают большую потребность в реализации своих творческих способностей : пропеть свое имя; сочинить несложную песенку на заданный текст, передать музыкальный образ в движении под музыку. Певческие импровизации детей не выразительны, в основном копируют друг друга. В движениях под музыку не уверенны и стеснительны, но лишь отдельным детям удается «войти в образ». Дети проявляют мало фантазии, создаваемые ими игровые и танцевальные образы маловыразительны. Большие сложности возникают из-за отсутствия у детей навыков коллективного общения. Дети не умеют договариваться друг с другом, не умеют подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Появилась большая необходимость подвести, подтолкнуть детей к импровизации. Главное, чтобы ребенок не почувствовал, что его обучают, а был занят интересной для него деятельностью, был увлечен игрой, сказкой. Для формирования творческих способностей детей определила для себя следующие направления:
- «Мы рисуем музыку» (передают свои впечатления, настроение в рисунках);
- «Мы сами можем творить музыку» (песенное творчество);
- «Мы танцуем музыку» (игровое и танцевальное творчество).
Игра – самый доступный вид деятельности для детей дошкольного возраста, в которой могут иметь место хороводы, сюжетно – ролевые песни, подвижные игры. Это наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляемая в образных движениях.
Сюжетно – ролевые игры раскрывают у детей фантазию, дети представляют разную мимику, придумывают разные жесты. Из сюжетно – ролевых игр вытекает театрализованная игра. Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу, заставляет его сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые события. Именно театрализованные игры являются играми - представлениями, в них, как в настоящем театральном искусстве, с помощью интонации, мимики, жестов, позы и походки создаются конкретные образы.
Я подобрала и систематизировала этюды и упражнения «Психогимнастики» М. Чистяковой игры, упражнения, этюды, предложенные Э. Г. Чуриловой, которые помогли детям поверить в свои силы, возможности, повысить свою самооценку.
Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что естественные детские занятия («кривляние» перед зеркалом, передразнивая друг друга; зеркальное повторение действий или движений друг друга) на театрализованных занятиях помогают в развитии памяти, мимики, выразительности жестов. Слежу за тем, чтобы в любом движении участвовало всё тело ребенка. Такие жесты применяются тогда, когда невозможно ситуацию объяснить словами (иди сюда; уходи; не знаю; плач; приветствие и другие, эти жесты помогают детям выразить свои эмоции, определенные чувства. Чтобы дети не копировали действия или движения друг друга я предлагала детям этюды на контрастные жесты: «Огромный арбуз» - «Воздушный шар»; «Тяжелая сумка» - «Мыльный пузырь на ладошке». Такие игры с воображаемыми предметами развивают у детей не только мимику и выразительные жесты, но и память, воображение, фантазию, творчество.
Устраиваю «Театр песни» - инсценирование песен с несколькими персонажами, а поэтические образы озвучиваем детскими музыкальными инструментами.
Провожу с детьми «Занятия – фантазии» - обыгрываем с детьми не сказочные сценки, а придумываем с детьми другие ситуации, например, «Муха – цокотуха» : Муха – цокотуха нашла денежку:
1. -Что это? Денежка? Интересно, кто мог её обронить (заяц, медведь, лиса) Эту денежку я никому не отдам! Она моя! Потому что я её нашла. Что же мне купить?
2. – Ой, смотрите, я нашла денежку, какое счастье! Я пойду на базар…что же мне купить (мечтательно? Нет, лучше самовар!
3. – Ах, кто – то потерял денежку! Наверное, расстроился. Надо отыскать хозяина! Эта дорога ведет не базар, побегу, может отыщу того, кто её потерял.
Такие занятия помогают развивать речь детей, побуждают к творческому мышлению, воображению и фантазии.
Очень интересны детям «Театрализованные викторины». В них принимают участие две команды. Дети сами придумывают название команд, готовят себе эмблемы. Чем интересны викторины: присутствие жюри - воспитатели других групп и родители, а также зрители – родители и дети других групп. Это индивидуально - коллективная работа детей, инсценирование отрывков сказок, они должны быть разные, нельзя повторить друг друга. Чем лучше сыграют, зрители быстрее отгадают, тем больше баллов получит команда
. Примерные задания:
- инсценировать отрывок из сказки или стихотворения;
- назвать сказку по персонажам (царь, 3 сына, болото, лягушка)
- определенную фразу произнести с разной интонацией (весело, грустно, сердито и т. д.)
Такие викторины побуждают детей к активному общению, участию в театрализованных играх, развивается интонационная выразительность речи, а самое главное - совместное участие с родителями.
Таким образом, мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность позволяет научиться ребенку восхищаться, удивляться, сопереживать - это путь через игру, фантазирование, сочинительство.