НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВА
Развитие творческих способностей детей с ЗПР дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Проблема помощи детям с задержкой психического развития приобрела в последние годы особую актуальность.
Публикация «Развитие творческих способностей детей с ЗПР дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Отклонение в развитии моторной сферы дошкольников создает определенные трудности в овладении продуктивными видами деятельности – лепке, рисовании, конструировании.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.
На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук - развиваем и языковой аппарат.
Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.
По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для формирования личности человека в целом.
Развитие мелкой моторики – залог нормального развития интеллекта ребенка. Чем лучше ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Так же, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка с задержкой психического развития к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук. На занятиях лепкой пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного изделия закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности. Ничто так не развивает воображение и моторику детской руки, как лепка.
Одной из важных задач перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является - развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а значит и успешному обучению в школе.
Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию у них различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей, в частности, способности к продуктивным видам деятельности - лепке, аппликации, рисованию и конструированию.
У большинства детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения двигательных способностей – движения неловки, часто неконтролируемы, нарушена согласованность в движении рук и глаз. Наиболее страдает у детей моторика кистей пальцев рук. Это проявляется в различных видах детской деятельности - в навыках самообслуживания, трудовых навыках, а также в продуктивных видах деятельности. Дети неумело держат ложку, кисточку и карандаш, зажимая их в кулачке. При рисовании карандашами у многих детей нет нажима или, наоборот, движения рук резкие, отрывистые, размашистые. В работе с пластическими материалами дети с большим трудом производят прямые и круговые движения руками, движения пальцев слабые и неуверенные.
Руки ребенка являются основными инструментами в разных видах деятельности, а, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
Учитывая особенности развития детей с задержкой психического развития : повышенную утомляемость, резко выраженные колебания работоспособности, сниженный интерес к деятельности, обучение проходит в игровой форме, что наилучшим образом позволяет удерживать интерес, а подача материала с постепенным усложнением (от простого к сложному) положительно влияет на их психофизическое развитие (принцип учета дефекта).
Лепка входит в повседневную жизнь ребенка. Техника лепки богата и разнообразна. В лепке масштаб поделок зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Так, одни дети предпочитают миниатюрные изделия, другие - более крупные.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ведь в ней ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Каждая фигурка как будто дышит и говорит.
Способности к творчеству в лепке реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка глины или пластилина можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет, поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой стороны - сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Пока еще не изучено, как влияет на ребенка то, что он творит «по своей руке», по своим умениям и способностям. Но можно предположить, что каждый шаг в развитии (будь то мелкая моторика или пространственное мышление) сразу отражается в лепке.
Собственно занятия лепкой имеют определенную дидактическую цель и четкую структуру. В занятия лепкой включаются пальчиковые игры и упражнения. Пальчиковые игры и упражнения, не только развивают мелкую моторику, но и способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Коррекционная работа строится с учетом того, что нарушение тонкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития носит системный комплексный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта.
Коррекционная работа на занятиях лепкой имеет несколько этапов:
1этап. Знакомство с наиболее простыми видами лепки. Проводится вводное занятие «Знакомство с глиной»; знакомство с декоративной лепкой, филимоновской игрушкой, дополнительно в свободное время отрабатываются приемы лепки.
2 этап. Обучение лепке усложняется. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, то есть дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается – показ устраняется и остается только словесная инструкция.
3 этап. В коррекционную работу с детьми вводится коллективная лепка и самостоятельный выбор сюжета.
Организованная система мероприятий, включающая в себя занятия лепкой, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и ручной умелости комплексно воздействует на развитие детей :
• повышает сенсорную чувствительность, т. е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
• развивает пространственное, логическое и конструктивное мышление;
• развивает общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук;
• формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
• развивает творчество, фантазию и воображение;
• способствует развитию речевой и познавательной активности;
• развивает ребенка эстетически, учит ребенка видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Таким образом, занятия по лепке, обогащенные пальчиковыми играми и упражнениями, способствуют развитию мелкой моторики, вызывают положительные эмоции, увеличивают интерес к занятию, развивают память и внимание у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Все это способствует интеллектуальному и речевому развитию детей, а значит, успешной подготовке к обучению в школе.