Елена Зыкова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и проекта Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025 гг.) отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.
Именно в этом возрасте происходит формирование духовной основы ребенка, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Дети-дошкольники инициативны, умеют искренне сочувствовать и сопереживать, что является благородной почвой для нравственного воспитания.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
При организации педагогического процесса, направленного на воспитание патриотизма у детей с задержкой психического развития, педагогу важно учитывать особенности развития этих детей и помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно.
Дети с ограниченными возможностями здоровья иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и функционируют в нё м: неадекватно, некритично, часто инфантильно. В связи с этим проблема патриотического воспитания у этих детей приобретает особую актуальность.
Учитывая особенности детей с ЗПР, мы решили начать с самого близкого и родного – семьи и города, в котором живём.
Наш город особенный: удивительный ландшафт, богатое культурное наследие, а самое, главное, достойные люди.
Можно смело сказать, что обращение к историческому и культурному наследию родного города позволит решить многие задачи воспитания патриотов Родины.
В группе мы создали мини-музей «Мой город Нижний Новгород». В нём мы разместили макет Нижегородского Кремля (сделанный руками воспитателей, оформлены альбомы, в которых отражены разные стороны жизни города (театры, спортивные объекты, парки, предприятия, стихи нижегородцев о родном городе, а также альбомы с детскими рисунками любимых мест в городе и альбомы с фотографиями детей в разных достопримечательных местах города.
Основными задачами патриотического воспитания в нашей группе являются:
• формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);
• формирование духовно-нравственных отношений;
• формирование любви к культурному наследию своего народа;
• воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;
• чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
• толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Мини-музей «Мой город Нижний Новгород»
Настольная игра
«Кубики «Нижегородский Кремль»
Цель: развитие познавательности, вызвать интерес к Нижегородскому Кремлю и желание побывать в нём.
Дидактическая игра
«Домино «Любимые места Нижнего Новгорода»
Цель: вызвать желание детей узнавать и называть улицы города; расширять представления детей об улицах города; развивать память, логическое мышление, наблюдательность
Дидактическая игра «Лишняя картинка»
Цель: закрепить знания об улицах города, умения узнавать улицы, находить фрагменты достопримечательностей города и объединять; развивать внимание, логическое мышление.
Настольная игра «Экскурсовод»
Цель: закрепить знания детей о городе, умение рассказать о его достопримечательностях, вызвать гордость за город, в котором они живут.
Дидактическая игра «Найди герб Нижнего Новгорода»
Цель: закрепить знания о Нижнем Новгороде, о его символике.
Дидактическая игра «Почта»
Цель: закрепить знания о культурных центрах Нижнего Новгорода, о месте их нахождения; воспитывать нравственные чувства, любовь к своей малой родине, способствовать желанию гордится своим родным городом
Зыкова Елена Алексеевна – учитель-дефектолог
Белоус Светлана Александровна – воспитатель
г. Нижний Новгород