ирина солопова
«Дом, в котором я живу». Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее необходимо всегда.
И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их привлекательной стороны.
Нравственно – патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс, в основе его лежит развитие нравственных чувств.
Публикация «„Дом, в котором я живу“, Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Патриотизм – это чувство привязанности, преданности, ответственности по отношению к Родине. Родина…у каждого человека она своя, но для всех является той путевой звездой, которая на протяжения жизни определяет очень многое, если не сказать – все!
Патриотическое чувство по своей природе интегрально. Оно объединяет в единое целое все стороны развития личности: нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое. Нельзя говорить о воспитании любви к Родине без сообщения детям определённых знаний о ней. Отбор и систематизация таких знаний проводятся в соответствии с задачами патриотического воспитания, а также с учётом умственных возможностей дошкольников : принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребёнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием решения задачи воспитания патриотических чувств. Но в процессе воспитания, в процессе ознакомления с необходимым материалом создаются благоприятные условия для дальнейшего умственного развития детей: им предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, о чём расскажет или прочтёт воспитатель.
Направленность образовательной программы:
Образовательный процесс в объединении «Дом, в котором я живу»
направлен на формирование патриотических чувств и сознания гражданственности на основе исторических ценностей, на развитие и сохранение чувства гордости за свою страну.
Новизна программы:
Новизна составленной мной системы работы состоит в систематизации и адаптации для детей нашего ДОУ известного материала по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента.
Актуальность:
Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается значительное усиление интереса людей к своей родословной – к семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные, сословные, профессиональные, религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в разных поколениях, к истории родного города, страны.
Поэтому изучение своей родословной, знакомство с историей города, страны является неотъемлемой частью патриотического воспитания.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Программа предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по трем блокам :
1 блок - «Моя семья»
2 блок - «Родной город»
3 блок - «Родная страна»
Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.
1 блок - «Моя семья».
Работа по данному блоку предполагает становление чувств и причастности к своей семье, родовой чести, ответственности перед членами семьи, знание ее традиций, нравственных ориентиров, формирование способов проявления любви, заботы и уважения к членам семьи.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
- корни каждого - в истории и традициях семьи
- семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций
- счастье семьи - счастье и благополучие народа
К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.
2 блок - «Родной город».
Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, городом. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Рязанской области, России. Город - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
3 блок - «Родная страна»
Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.
Систему работы можно представить следующим образом:
семья>родной город>родная страна.
Цель и задачи:
Целью является создание системы педагогического воздействия, направленной на формирование патриотических чувств и сознания гражданственности на основе исторических ценностей, развитие и сохранение чувства гордости за свою страну.
Для достижения указанной цели с учетом возрастных особенностей детей решаются следующие задачи:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Отличительные особенности данной программы:
Особенностью программы является разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов:
«Вот эта улица, вот этот дом»
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.
Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположение города, природа, символика родного края.
Цель: формировать представления детей о географических особенностях их малой Родины, ее историческим прошлым.
Задачи:
• Познакомить ребят с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них.
• Формировать представления детей о символике родного края.
• Расширять представления о природных богатствах Рязанской земли, в особенности города: растительном и животном мире.
• Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.
«Вот эта улица, вот тот район, что мы с любовью Кальное зовем!»
Цель: Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут.
Задачи:
1. Обогащать и расширять знания детей о районе города, в котором они родились и живут.
2. Закреплять умение ориентироваться на плане (микрорайон вокруг детского сада, знать название улиц и маршрут от дома до детского сада.
3. Воспитывать желание больше знать о своём городе через детскую проектную деятельность.
Воспитатель раскрывает детям неизведанное на улице, где они проживают, учит замечать, как строится город, кто его строит, и как от этого улица становится еще краше. Обращается внимание малышей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих домов.
«Тайна бабушкиного сундучка»
Цель:
- приобщать детей дошкольного возраста к истокам традиционной народной культуры;
- расширить представления детей о старинном русском национальном костюме нашей области (на примере костюмов Рязанской губернии);
- воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине;
- формировать личность ребенка в процессе приобщения к традиционной народной культуре.
Задачи:
- дать детям первоначальные представления о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- развивать эмоционально – нравственную сферу ребёнка средствами народного искусства;
- способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;
- осуществлять нравственно – эстетическое воспитание и развитие ребенка.
«Город, в котором я живу»
Цель: Закрепление и расширение знаний о родном городе.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города. Город - результат труда людей разных поколений. Познакомить с гербом города.
2. Познакомить с людьми, прославившими город. Подготовить вместе с детьми выставку фотографий почетных людей города.
3. Познакомить с разными по назначению зданиями города, историческими памятниками.
4. Рассказать о местах отдыха.
«Жить – Родине служить!»
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию.
Задачи:
• Систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной техники.
• Развивать интерес детей к истории родного Отечества, к истории формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности.
• Активно привлекать семью к патриотическому воспитанию своих детей.
«Честь имею»
Цель: Формировать знания детей о Рязани как столице ВДВ.
Задачи:
1. Дать детям представление о Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище (военный институт) имени генерала армии В. Ф. Маргелова,
являющегося уникальным и единственным в мире среди военных учебных заведений.
2. Развитие патриотических чувств через активное познание культурно - исторических ценностей своей «малой Родины»;
3. Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству на примере героев-десантников.
«Россия - Моя Родина».
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Формировать чувства привязанности к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
• Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изодеятельность, художественное слово, ритмопластика;
• Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;
• Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.