Эльвира Шаяхметова
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание у старших дошкольников».
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы.
Актуальность темы: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников имеет актуальное значение. Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Дети в силу возраста интересуются той обстановкой, архитектурным содержанием, которые их окружают. Задача взрослых направить их познание в нужное русло. Следует рассказать детям, что каждая улица, каждый уголок родного города имеет свое название, хранит свою тайну. Невозможно полюбить их не зная их судьбы, исторического прошлого. Наша задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых детьми, более доступные. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.
Публикация «Проект „Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
В своей работе я уделяла внимание следующим вопросам:
1 .История города, поселка (целевые прогулки, экскурсии, обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории города, поселка).
2. Природа и фауна нашего края (знакомство с Красной книгой).
3. «Никто не забыт, ничто не забыто» (экскурсия к обелиску).
Цель: Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции. Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
Задачи:
- Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своей семье через любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; воспитывать чувство патриотизма и гордость за свою страну;
- формировать представление о героизме;
- продолжать знакомить детей с русским народным творчеством средствами эстетического воспитания : музыка, художественное творчество, художественное слово;
- систематизировать и закреплять знания детей о природе края, города;
- воспитать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики России, родного края; познакомить с гербом города.
Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Вид проекта : познавательный, краткосрочный (3 месяца, групповой.
Основной раздел программы: познавательное развитие.
Разделы программы, содержание которых включено в проект : развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, спортивные мероприятия, занятия по ознакомлению с окружающей средой.
Ожидаемый результат: развитие интегративных качеств соответствующих возрасту «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе» :
- знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;
- знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
- может рассказать о своем родном городе (поселке, селе, назвать улицу, на которой живет;
- знает, что Республика Башкортостан — огромная многонациональная страна; что Уфа — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
- имеет представления о Российской армии, о Дне Победы.
- Приобретение детьми социального опыта.
- Родители стали единомышленниками педагогов, способными оценить возможности ребенка и вместе с педагогами участвовать в формировании патриотических чувств ребенка.
Формы работы с детьми:
1. Беседы: «Здания нашего города», «Наша улица», «Дома бывают разные». Рассматривание иллюстраций с изображением архитектурных памятников города. Сравнение старинных и современных зданий нашего города.
2. Рассматривание иллюстраций и фото с изображением храмов нашего города, зданий магазинов, больниц, детских садов, школ, библиотек, театров, аптек, городского Дворца культуры.
3. Беседы «Твой любимый праздник», «Как отмечают праздники в твоей семье», «Традиции твоей семьи». Развивать интерес к русским традициям (почитание родителей, гостеприимство).
4. Изучение экспонатов, принесенных детьми для музея. Беседа по содержанию.
5. Цикл занятий по познавательному блоку: «Наша Армия».
6. Занятие по изобразительной деятельности «Поздравительная открытка к празднику 9 Мая».
7. Чтение рассказов и стихов о войне: «22 июня 1941 года» (С. Щипачев, «Прощание» (3. Александрова, «И снова писем нет из дома», «Скольким детям возвратили детство» (Р. Рублев, «Навек запомни» (М. Исаковский, «Братские могилы» (В. Высоцкий).
8. Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен: «Священная война», «Соловьи», «Вечный огонь», «Бравые солдаты», «Наследники Победы», «День Победы».
9. Фотовыставка «Защитники Родины – наши деды и отцы».
10. Рассматривание альбома «Военная техника», плакатов, открыток, иллюстраций.
11. Подготовка к экскурсии возложению цветов к обелиску павших солдат.
12. Оформление мини-музея в группе.
13. Занятие «Наши космонавты». Познакомить с космонавтами. Беседы: «Кто такие космонавты», «Планеты солнечной системы», «Голубая планета – Земля», «Семья планет», «Освоение планет».
14. Рассматривание фотографий, слайдов, иллюстраций с изображением планеты, первого спутника Земли, Белки и Стрелки, видов Земли из космоса.
15. Беседы: «Кто такие богатыри?», «Кто такой герой?», «Минин и Пожарский – защитники земли русской». Рассказ о защитниках земли русской – Иване Сусанине, Дмитрии Донском, Александре Невском.
16. Чтение произведений, пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге Александра Невского.
17. Беседа: «Что бы ты хотел сделать для своей страны?», «Какие у нас права?», «Как можно прославить свою страну?», «Что ты знаешь о своей стране?»
18. Д/и «Узнай наш флаг», «Узнай наш гимн», «Кто в какой стране живет».
19. Беседа: рассказ воспитателя о значимости обучения в школе. Составление рассказов на тему «Дети пошли в школу».
20. Чтение А. Барто «Первоклассница». Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Формы работы с родителями:
1. Участие в сборе экспонатов для мини-музея.
2. Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей.
3. Просмотр фильмов о войне вместе с детьми.
4. Привлечение родителей к книжной выставке произведений о войне.
5. Участие в выставке совместных рисунков о войне.
6. Участие в оформлении мини-музея в группе.
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе группе:
Март
1. Занятие "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны" (окружающий мир).
Цель. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, стремление помогать ей.
2. Занятие «Моя семья. Родословная моей семьи».
Цель. воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной. Формировать представление о семейных традициях и праздниках.
3. Занятие "Край родной Башкортостан".
Цель. Продолжать формировать представление о государственных символах - флаге, гербе, гимне; подвести к пониманию того, что символы не только обозначают, а и описывают явления. Воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине.
4. Оформление мини-музея в группе
Цель: знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном, о президенте РБ и РФ, карта России.
5. Беседа: «Что значит быть гражданином?»
Цель. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия: «гражданство», «гражданин».
Апрель
1. Занятие "Наши космонавты".
Цель. Продолжать знакомить детей с профессией космонавта (с просмотром видеофильма) ; познакомить детей с пословицами и поговорками об этой профессии; учить детей мечтать. Воспитывать уважение к этой опасной и трудной профессии.
2. Беседа «История моего города».
Цель. Познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».
Формировать представление об исторических корнях города.
3. Беседа «Славься Россия, чудо-мастерами».
Цель. Формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности.
4. Выставка «совместных рисунков о войне ".
Цель. Активизировать работу с детьми, родителями и педагогами по патриотическому воспитанию на основе исторических фактов событий ВОВ.
Май
1. Презентации «Расскажем детям о войне»; «Парад победы»
Цель. Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства.
2. Рисование «Салют в честь дня Победы»
Цель. Воспитывать у детей эмоциональное отношение к создаваемому образу, учить передавать в рисунке основные детали.
3. Экскурсия и возложение цветов к Вечному огню.
Цель. Показать детям, что спустя много лет люди помнят о Великой Отечественной войне и чтят память погибших.
4. Высаживание сирени на аллею детского сада в память о погибших солдатах.
Цель. Формировать у детей патриотические чувства.
Ресурсное обеспечение проекта : экспонаты в мини-музее, книги, журналы, открытки, художественные произведения и материалы, карта, фотографии и символика городов.
• Технические средства: ноутбук, мультимедиа
Литература:
1. «Воспитание большого гражданина России» Дошкольное воспитание 2007 №6.
2. «Большая река начинается с родничка, любовь к Родине с детского сада» Воспитатель ДОУ 2008 №2012
3. «Любить малую Родину» Дошкольное воспитание 2005 №10
4. «Мы живем в России» авторы Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой.
5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Е. Вераксы «От рождения до школы»
6. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е. К. Ривина
7. «Находками делюсь с коллегами» из серии «педагогический опыт» выпуск 34
8. Интернет-ресурс «Социальная сеть работников образования «Наша сеть»