Ирина Ленькина
Программа самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Пояснительная записка
Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью.
В. А. Сухомлинский
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Публикация «Программа самообразования „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребё нок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков. Также изучение декоративно-прикладного искусства в детском саду очень интересно и многогранно. Она помогает развить творческую личность, воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Цель: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
- создание развивающей предметно – пространственной среды, способствующей воспитанию е гражданина и патриота своей страны, для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций.
- повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
- способствовать развитию чувств гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
- развитие речи детей старшего дошкольного возраста по средствам использования на занятиях и режимных моментах народного фольклора.
- развитие творческих способностей детей путем знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.
- разработать (подобрать материалы) и применить на практике:
- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье»
- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию на 3 года.
Ожидаемые результаты для воспитателя
1. Повысится уровень профессионального мастерства и компетентности; 2. Расширится предметно-развивающая среда и методическое обеспечение по патриотическому воспитанию.
3. Увеличится разнообразие методов и приемов, которые направлены на расширение у детей знаний о родном городе, стране и ее символике.
Ожидаемые результаты для детей
1. Расширятся знания детей дошкольного возраста о родном городе, стране и ее символике, культуре и традициях народа.
2. Сформируются нравственные понятия поведения личности в обществе.
План на 2015 -2016 учебный год
Содержание работы
Время проведения
Форма
работы
Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников - М. : Мозаика-Синтез, 2013. Обратить внимание на год издания
2. Р. С. Буре «Социально – нравственное воспитание дошкольников» - М. : Мозаика-Синтез, 2015.
3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека". М. : - Просвещение, 2013г.
Работа с детьми сентябрь Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия».
Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. Стенд «Моя Родина – Россия».
Картотека игр.
октябрь Ознакомление с символикой России, родного города, области.
Дидактические игры: «Волшебные ленты дорог», «Район, в котором мы живем». «Кто больше знает улиц в нашем городе?»
Рассматривание картин, иллюстраций, книг, альбомов с изображением местродного города.
ноябрь «Улица, на которой я живу».
Выставка рисунков "Улицы нашего города".
«Кто больше знает улиц в нашем городе?»
январь Знакомство с природой, животным и растительным миром родного города.
Рассматривание картин, иллюстраций, книг, альбомов с изображением растительного и животного мира, альбомов с изображением деревьев и кустарников.
февраль Знакомство с праздником «День защитника Отечества». Чтение художественной литературы: Л. Кассиль «Твои защитники»
Апрель - май «Никто не забыт, ничто не забыто». Стенгазета «Мой прадедушка – герой».
Чтение художественной литературы детямо войне.
Работа с родителями сентябрь
Консультация «Воспитание маленького гражданина».
Октябрь - ноябрь Показ презентаций
- «Патриот воспитывается с детства»
- «Прогулки с детьми по городу».
Оформление альбома «Наши прогулки по родному городу».
январь
Оформление альбома «История родного города».
Альбом «История родного города».
февраль Сбор фотографий родителей с изображением службы в армии.
Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».
март
Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.
Апрель - май
Памятки для родителей
- «Известные люди о воспитании любви к Родине»
- «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»
Самореализация май Отчёт по теме самообразования.
Выступление на педсовете.