Наталья Андреева
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей несколько искажены представления о патри-отизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас можно встретить негативное отношение к чувству патриотизма и пренебрежи-тельное отношение к Родине.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важ-нейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспо-собности любого общества и государства, преемственности поколений, а в це-лом силе и мощи государства. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее и преданность. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, исто-рию своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной куль-туры и традиций поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к род-ным местам (городам, сёлам, станицам, рекам, полям и лесам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство и красоту своей Родины. Процесс нравственно-патриотического воспитания у детей включает целый комплекс задач, это:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу (селу, станице, хутору или аулу);
2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живо-му;
3. Чувству ответственности за свои действия и поступки, а также понимания тех последствий, которые принесут эти действия;
4. Воспитание уважения к труду людей;
5. Развитие интереса к народным традициям и промыслам;
6. Формирование элементарных знаний о правах человека;
7. Расширение представлений о России, ее столице;
8. Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
9. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
10. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к дру-гим людям, народам, их традициям.
Педагоги должны понимать, что воспитание патриотических чувств у де-тей процесс сложный и длительный, требующий от воспитателей больших уси-лий. Это весьма кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Но никакая работа воспитателя не будет эффективной, если в этом процес-се не принимают участия родители. Ведь первостепенную роль в воспитании у ребёнка нравственно-патриотических чувств играют родители, которые своим примером должны показать ребё нку: как надо понимать, что такое нравствен-ность и патриотизм; что такое чувство гордости за свою родину; что такое уважение к Родине; каким образом нужно показывать свой патриотизм.
Большое влияние на детей оказывает личность педагога. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою Родину. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, – писал Ушин-ский, – потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания». Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходима планомерная работа. В зависимости от возрастных особенностей детей педагог может использовать различные методы и приемы: прогулки и экскурсии, наблюдение, беседы, рассказы, использова-ние картин и иллюстраций, чтение художественно-познавательной литературы. При работе с детьми необходимо учитывать краеведческий подход. Основой же должна стать личность педагога, любящего и гордящегося своей Родиной, чтобы не автоматически навязать, а пробудить, воспитать в ребенке чувство любви к своей малой Родине, к своему городу, краю.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - это огромный и кропотливый труд всех окружающих ребёнка людей, при ко-тором важно, чтобы работа велась в постоянном и тесном взаимодействии вос-питателя, детей и родителей.
Следуя основным принципам (ФГОС, в данном случае принцип партнёр-ства с семьёй, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности и на основании мониторинга знаний детей об истории, культуре, традициях и нравах людей нашего края, нами был разработан и проведён комплекс занятий по нравственно-патриотическому воспитанию детей, который включает в себя, как традиционные формы работы (утренники, открытые занятия, консультации для родителей и т. д., так и нетрадиционные - конкурсы, семейные проекты, встречи.
Первоначальным этапом проекта стали занятия по духовно-нравственному воспитанию.
Цель данного занятий – привить любовь к родному языку и познакомить детей с православными обычаями на Руси - матушке.
«Через родное слово, - писал педагог К. Ушинский, - отражается вся исто-рия духовной жизни народа».
В рамках занятия проводилось разучивание стихов русских и советских поэтов («Детство» –И. З. Суриков, «Леший» -М. А. Мей, «У лукоморья» -А. С. Пушкин и др., изучались русские народные сказки («Илья Муромец», «Алёша попович», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» и др., произведения русских и зарубежных авторов, поговорки и пословицы.
Важным элементом является обсуждение. Дети должны рассказать смысл зачитанного произведения и о том, что видят они, когда им читался текст и ка-кие чувства вызывает само произведение.
В рамках ознакомления детей с православными обычаями на Руси, была проведена встреча со священником. Эта встреча проходила в канун православ-ного праздника «Яблочный спас», на ней священник познакомил детей с исто-рией возникновения и смыслом всех значимых православных праздников.
Также священник провёл беседу с детьми о том, как они понимают слова: сострадание, милосердие, уважение, забота, трудолюбие, миролюбие, благо-родство, память, порядочность; обсудили смысл поговорок: «Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего.», «Кого люди любят, к тому и Бог благо-волит.», «Доброе слово лучше мягкого пирога.», «Сей добро, посылай добро, жди добро, оделяй добром.» и др.
Но ни какое воспитание не может быть полноценным если не показать де-тям что такое труд.
В связи с этим, были проведены занятия на тему: «Кубань – житница Рос-сии», был реализован проект «Огород своими руками».
Целью данного проекта стало формирование трудовых навыков через во-влечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений Кубани на нашем огороде.
Параллельно с реализацией данного проекта проводились занятия по ознакомлению детей с историей и традициями народов Кубани и как станови-лось земледелие на нашей земле, что такое труд и какую роль он играет в нашей жизни.
По завершению данного проекта был проведён праздник «Сбор урожая» и выставка поделок из выращенных овощей.
На празднике «Сбор урожая» приняли участие студенты педагогической академии. Студенты проводили беседы на знание народных традиций и ста-ринных обрядах жителей Кубани.
Будущие педагоги устроили театрализованное представление «История Русского каравая» для детей, водили хороводы, провели игры на свежем воз-духе.
Главной же целью нравственно-патриотического воспитания является по-буждение в детях чувств гордости и ответственности за свою страну, которые являются основными элементами патриотизма.
В процессе патриотического воспитания детей в нашем саду, мы использо-вали такие приёмы как проведение занятий и показы фильмов о нашей Родине, где закреплялись знания детей о том, что представляет из себя государство - Россия, какая у неё территория, символы – Герб, Флаг, Гимн.
На занятиях по патриотическому воспитанию дети знакомились с произве-дениями русских и российских авторов, а из бесед не тему произведения узна-вали, за какие поступки людей начинали называть героями.
На уроке патриотизма детям была рассказана история о герое, уроженце родного города Армавира П. А. Сибиркине.
В преддверьях утренника, посвящённому 9 мая, мы показали фильм про героизм и героев в период ВОВ, провели встречу с ветераном, который рас-сказал детям о народном патриотизме и о героях, в то трудное время.
Также, была организована выставка наград 2 мировой войны, где детям показывались награды и объяснялось за какие заслуги перед Родиной они вы-давались, показывались фотографии воинов защищавших нашу родину.
В канун праздника была организована выставка на тему: «9 мая», на ней дети показывали свои рисунки и поделки на тему «ВОВ».
В завершении был проведён утренник для ветеранов, где дети исполняли песни времён ВОВ, проводили игры.
Таким образом, стараясь следовать основным принципам развития нрав-ственности и патриотизма у детей, нами была проведена огромная работа, в которой были реализованы цели и задачи, и в будущем, как результат, поло-жительное отношение детей к своей Родине.