Татьяна Борисова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Заместитель заведующего по МВР Т. А. Борисова, МБДОУ "Детский сад "Звёздочка" г. Рославль, Смоленская область
Будущее страны напрямую зависит от того, какие нравственные качества будут воспитаны у подрастающего поколения, живущего в этой стране. Каким будет это будущее, во многом зависит от нас и от тех понятий, которые будут заложены в сознании детей. Первые годы жизни ребенка являются самым важным этапом в воспитании и развитии будущего гражданина и человека. В этом возрасте закладываются те чувства и черты характера ребенка, которые уже с самого рождения связывают его со своей семьей, народом, страной и определяют дальнейший жизненный путь. Воспитание патриотических чувств - длительный процесс, который имеет в своей основе язык, песни, музыку русского народа. В дошкольном возрасте очень важно насытить душу ребенка понятием чести, человеческих ценностей.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста представлена следующим образом:
1. Я и моя семья
2. Детский сад
3. Наш город, наша область
4. Природа и мы
5. Наша Родина, столица, символика
6. Права и обязанности (Конституция)
7. Права ребенка (Конвенция)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и государственно - гражданским праздникам: Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню освобождения города от немецко - фашистских захватчиков и т. д.
Эти задачи решаются в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, т. к. воспитывают в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Задачи социально - нравственного и патриотического воспитания детей с учётом возрастных особенностей
Младший дошкольный возраст
• Формировать умения ориентироваться в человеческих отношениях.
• Развивать способность сдерживать непосредственные ситуативные желания.
• Учить входить в устойчивые игровые объединения, использовать речевые и не речевые средства эмоциональной экспрессии.
• Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
Средний дошкольный возраст
• Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений.
• Способствовать усвоению детьми нравственных ценностей.
• Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда.
• Воспитывать этически ценные способы общения.
• Развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребенка уважение к себе.
Старший дошкольный возраст
• Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
• Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому.
• Воспитывать уважение к труду.
• Знакомить с историческим прошлым и культурой родного края.
Формировать толерантность, чувство уважения и интерес к обычаям своего народа и народов, живущих рядом с нами.
• Знакомить детей с символами города, области: гербом, флагом.
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
• Формировать элементарные знания о правах человека.
Организация предметно – пространственной развивающей среды
Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки:
В младших и средних возрастных группах – уголки социально-нравственного воспитания;
В старших и подготовительных к школе группах – уголки нравственно-патриотического воспитания.
Содержание уголков:
Уголок социально-нравственного воспитания – дидактические игры на формирование представлений детей о семье и родственных отношениях; иллюстрации с изображением членов семьи (учить различать по половым признакам, называть действия, производимые членами семьи дома); альбомы с фотографиями детей в семье; альбомы с иллюстрациями города, района, улицы, детского сада.
Уголок нравственно - патриотического воспитания – материалы на формирование представлений детей о символике страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы, области, страны; литература по патриотическому воспитанию для детей; дидактические игры на формирование представлений о районе, городе, стране.
Содержание уголков социально – нравственной направленности должно соответствовать задачам, решаемым по данной теме в каждой возрастной группе.
Младший дошкольный возраст:
1. В уголке размещен материал по социально-нравственному воспитанию:
• взрослые люди (подбор иллюстраций, тематических папок, дидактических игр, с изображением профессий, трудовых действий)
• семья (подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих
семью, членов семьи в отдельности, семейный фотоальбом группы)
• дом, в котором ты живёшь (фотографии, иллюстрации архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению);
• ребенок и сверстники (подбор иллюстраций, тематические папки о детях девочки и мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются и т. д.);
• эмоциональные состояния (тематические папки, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей, пиктограммы);
• поведение детей в общественных местах иллюстрации «хорошо - плохо», «так можно делать, а так — нельзя», этикет).
2. Материал для знакомства детей с малой Родиной: фотоматериалы, иллюстрации, открытки, тематические папки, различные макеты (группа, детский сад, улица или микрорайон).
3. Материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры (предметы старины, русские игрушки, различные куклы - закрутки из соломы; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву, куклы в национальных костюмах).
4. Художественная литература по фольклору (песенки, потешки, сказки).
Средний дошкольный возраст:
1. В уголке пополняется материал по социально-нравственному воспитанию:
семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной
тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).
2. Материал для ознакомления детей с малой Родиной: близлежащими улицами, родным городом, знаменитыми жителями, природой, транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей города. Появляется сравнение понятий «город – село» (см. требования к оформлению уголка в младших группах).
3. Материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Это могут быть предметы старины, русские игрушки (различные куклы – закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи; куклы из деревянных чурбачков, обереги). Предметы народного декоративно – прикладного искусства. Различные макеты, например, макет крестьянской избы, комнаты – горницы, крестьянского подворья, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
4. Художественная литература по фольклору (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.)
5. Материал для ознакомления с защитниками Отечества (подбор
иллюстраций, тематические папки).
Старший дошкольный возраст:
Основные направления работы – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.
1. Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему
«Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»
2. Родной город — иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения города», «Знаменитые земляки», «Достопримечательности города», «Спортивные достижения». Карта города, символика города (флаг, герб, макеты городских улиц, архитектурных сооружений города.
3. Мой край — символика края, карта края; материал, знакомящий детей с достижениями и славными делами края (города края, чем знамениты; промышленность края, сельское хозяйство).
4. Родная страна (карта России, природные зоны нашей страны, народы, населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство). Символика (герб, флаг, гимн, портрет президента). Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура).
5. Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на темы: «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме. Макеты (древняя крепость, военная техника).
6. Материалы по приобщению к истокам русской народной культуры. Это могут быть иллюстрации и тематические папки по темам: «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народный календарь». Предметы старины, русские народные игрушки (различные куклы – закрутки из соломы, ткани разных видов; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно – прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву, различные макеты (например, макет крестьянской избы, комнаты – горницы, крестьянского подворья), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
7. Духовно-нравственное воспитание - материал, дающий детям первоначальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», макет храма, детская библия).
8. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).
9. Великие соотечественники - портреты, художественная литература,
рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.
10. Наша планета Земля — глобус, детская карта мира. Художественная
литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.
11. Мини-музей
Требования к организации предметно – пространственной развивающей среды
Содержание предметно – пространственной развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, постоянно обогащаться, обеспечивать «зоны ближайшего развития» детей.
Воспитатели вместе с детьми изготавливают дидактические пособия по нравственно - патриотическому воспитанию детей: план города, на котором дети без труда узнают свой детский сад; различные виды театра по русским народным сказкам; создают макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны.
Традиционные уголки по изобразительной деятельности должны быть похожи на творческие мастерские, в которых можно увидеть изделия прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, народные игрушки, макеты.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в старших дошкольных группах следует иметь периодически меняющийся материал: лабиринты, кроссворды на знание родного города, края, страны, её символов.
Настольные печатные и дидактические игры «Профессии», «Сказки», «Географическое лото» и другие периодически должны меняться.
Среда должна побуждать детей к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого, поэтому физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования должны содержать атрибуты для подвижных народных игр.
Для нравственно - эстетического развития детей в группе оборудуют музыкально – театральные уголки, в которых подбирают соответствующие пособия с использованием ширмы, фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные.
Для ознакомления детей с народно – прикладными промыслами в группе должна быть полочка красоты, где выставлены изделия декоративно -прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.
Работа педагога с детьми дошкольного возраста – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию нравственно - патриотических чувств и духовности.
Люди не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи …
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Человечество шагнуло в двадцать первый век - век развития гуманитарной культуры, ориентирующей педагога на воспитание подрастающего поколения с позиции духовно - нравственных ценностей. Сохраняя прошлое, мы создаём будущее!