Анна Гончарова
План работы по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 168»
План работы по самообразованию
Воспитатель :_ Гончарова _Анна Александровна ___
группа №_старшая
Тема:_Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, через игровую деятельность___
Актуальность темы:
Публикация «План работы по самообразованию „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.
Цель:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, формирование бережного отношения к природе и всему живому.
Задачи:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, город;
2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
4. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
5. организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости___
6. формирование бережного отношения к природе и всему живому;
7. воспитание уважения к труду;
8. развитие интереса к русским традициям и промыслам;
9. формирование элементарных знаний о правах человека;
10. расширение представлений о городах России;
11. знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
12. развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д.)
Тема: “Путешествие по родному городу”
Цель: расширять представления детей о родном городе, его достопримечательностях; показать красоту города и природу; воспитывать любовь к родному городу.
1.09.
2015-
30.11. 2015 Совместная деятельность:
- рассматривание фотографий “Мой город”;
- рассматривание иллюстраций в рекламно-информационных альбомах;
- заучивание песен и стихотворений о городе;
- творческая игра “Мы экскурсоводы”;
- изготовление из бумаги макетов домов;
- изобразительная деятельность “Любимый город”, “Моя улица”;
- рассматривание фотографий “Памятники Воинам-интернационалистам, памятник Верности).
Взаимодействие с семьей:
- рассказы родителей о своем труде, где и кем работают, что делают и т. д;
- фотографирование детей на экскурсии;
- составление рассказов “Мой любимый город”, “Я живу в Воронеже”;
- составление альбома
Игровая ситуация “Построим автобус” Воспитатель предлагает детям сделать автобус из стульев, после чего прикрепляет номер № 2345. Предлагает занять места и обращает внимание на номер автобуса (три карточки с номерами, которые меняются в игровой форме).
- Ребята, наш ли автобус подъехал?
Дети вспоминают названный диспетчером номер и рассаживаются в автобус.
Воспитатель :
Двери закрываются,
Автобус отправляется.
Мы в автобус всей гурьбой
Сели прокатится.
Наш автобус голубой
По дороге мчится.
Игра-путешествие по улицам города Воронежа.
Остановка (выставляется фотография Дворца спорта, закрытая калькой).
Игра “Назови профессию
Дидактическая игра “Хорошо-плохо”.
Воспитатель спрашивает детей :
- А это хорошо, что выпускают столько машин? Почему хорошо? ( ответы детей: можно поехать куда захочешь, все желающие могут купить автомобиль и т. д.).
- Чем плохо, что выпускают много машин? ( ответы детей: трудно перейти дорогу, загрязняется воздух и т. д.)
Проблемный вопрос “Как вы думаете, что можно сделать, чтобы было только хорошо, когда выпускают много машин? ( ответы детей: создать бесшумные машины, заправлять водой и лимонадом, чтобы автомобили сами чувствовали и избегали столкновений (аварий) и т. д.).
Подвижная игра «Гуси-Лебеди»
Выставка рисунков и фотографий детей на фоне города Воронежа
Тема "Новый год у ворот"
01.12.2015-31.01.2016 Содержание занятия по развитию речи
Загадки о зиме.
Беседа о встрече Нового года в других странах.
Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.
Составление письма Деду Морозу
Связь с другими видами деятельности
Рисование на тему "Новогоднее представление".
Аппликация "Елка".
Проведение конкурса "Лучшая новогодняя игрушка" (вместе с родителями).
Акция "Подкормим птиц".
Подвижная игра «Филин и пташки», «Автобус и пташки», «Ручеек», «Снежки», «Крепость», «Снеговик»
Дидактическая игра “Хорошо – плохо”.
играя в сказку «Репка» помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу, при обыгрывании сказки «Теремок» ребята учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными. Выставка новогодних поделок и рисунков.
Новогодний утренник с приглашением родителей.
Тема "Очень я люблю маму милую мою"
01.02.16- 10.03.16 Содержание занятия по развитию речи
Беседа о мамах.
Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".
Пение песен о маме, чтение стихов.
Связь с другими видами деятельности
Рисование портрета "Моя мама".
Изготовление подарка маме.
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-Матери», «Парикмахерская», «Магазин»
Праздник для Мам, посвященный 8 марта с приглашением родителей.
Я живу в России
Тема "Этот День Победы"
11.03.16- 20.05.16. Содержание занятия по развитию речи
Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.
Слушание и пение фронтовых песен.
Игры (соревновательного характера)
Связь с другими видами деятельности
Экскурсия к Вечному огню (дети с родителями в выходные дни) .
Изготовление праздничных открыток.
Игра «Морской бой», «Сапер»
Рисование «Звезда Победы»
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Подвижные игры: «Салочки-догонялочки», «Лиса и гуси» Выставка открыток и рисунков.
Выводы:
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Литература:
1. Новицкая М. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Москва 2003 г.
2. Дыбина Н. Знакомим дошкольников с родным городом. Москва 1999 г.
3. Кондрыкинской Л. С чего начинается Родина? Москва 2003 г.