Зоя Калинина
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование воспитателя подготовительной группы
Калининой Зои Викторовны.
«Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Актуальность выбранной темы самообразования, цели и задачи.
Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС до» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов».
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребё нок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края) ; труд людей; традиции; общественные события и т. п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Встает вопрос – как обеспечить и правильно организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Поэтому, моя тема самообразования в этом учебном году посвящена вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Понимая важность данной проблемы, я поставила перед собой цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Для достижения цели наметила пути решения следующих задач:
1. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников; через посещение занятий, семинаров, МО и т. п. как в детском саду, так и на городском, окружном и областном уровне.
2. Провести анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка»
3. Проанализировать условия, созданные в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию детей
4. Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:
- методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО»
- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», папка-передвижка «Азбука нравственности»
- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников
- оформление тематической выставки в методическом кабинете «Нравственно-патриотическое воспитание» (картотека дидактических и мультимедийных игр для детей, худ. литература, методическая литература, пособия)
- круглый стол для педагогов «Растим детей патриотами»
5. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе на итоговом педсовете.
Литература по данной теме:
1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»
2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»
3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»
4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
5. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»
6. Джесси Рассел «Воспитание»
7. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»
8. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»
9. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)
10. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
11. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
Статьи:
1. Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»
2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дощкольников»
3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»
4. Иванова Т. В. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет»
Творческое сотрудничество по теме самообразования: с библиотекой-филиалом №2 г. о. Кинель, с музейно-образовательным центром г. Самара
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
1. организационно-ознакомительный этап - сентябрь- ноябрь. Определение темы самообразования, подбор и изучение литературы по проблеме, составление плана работы.
Практический выход:План работы по теме самообразования
2. основной этап - декабрь-апрель.
- Посещение занятий, семинаров, МО по данной теме, как в детском саду, так и на городском, окружном, областном уровне.
- Подборка дидактических и мультимедийных игр, наглядно-дидактических пособий, художественной литературы для детей по патриотическому воспитанию.
- Проведение анкетирования педагогов и родителей «Патриотическое воспитание ребенка»
- Разработка и оформление методических рекомендаций для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО».
- Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», оформить папку-передвижку «Азбука нравственности»
- Составить перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников на следующий учебный год.
Практический выход: выставка в методическом кабинете «Нравственно-патриотическое воспитание»; аналитическая справка по результатам анкетирования, текст методических рекомендаций и консультации для родителей; перспективно-тематический план работы
3. заключительный этап - май-июнь.
Подведение итогов работы, выводы, самоанализ.
Проведение круглого стола с педагогами «Растим патриотов».
Постановка новых задач, выбор темы самообразования на следующий учебный год Практический выход:творческий отчет; план-конспект круглого стола с педагогами
Выводы