Смирнова Екатерина
НОД «Воздух-невидимка» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Воздух–невидимка»
Цель: формирование активной деятельностной позиции дошкольников в открытии нового для них знания о воздухе, его свойствах.
Задачи:
Образовательные:
• создать условия для понимания того, что воздух есть вокруг нас, внутри нас и предметов;
• учить путём элементарного экспериментирования выявлять свойства воздуха;
• познакомить с новым понятием «воздух бесцветный»
Публикация «НОД „Воздух-невидимка“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
• продолжать учить детей отвечать на вопросы взрослого.
Развивающие:
• развивать познавательную активность;
• развивать умение детей высказывать предположения, мнение
• развивать речь детей, обогащая словарный запас.
Воспитательные:
воспитывать интерес к экспериментированию, к совместному выполнению задания, доброжелательность.
Проблемные вопросы, решаемые в ходе исследования:
Что такое воздух?
Какой он?
Как можно увидеть воздух?
Как можно поймать воздух?
Планируемые результаты образовательной деятельности:
• проявляют интерес к миру природы;
• задают вопросы;
• высказывают предположения;
• обнаруживают воздух в окружающем мире;
• выделяют некоторые признаки воздуха.
Возрастная группа : вторая младшая.
Форма организации деятельности (подгрупповая) : дети и воспитатель.
Форма проведения: беседа, наблюдение, проведение элементарных опытов.
Методические приемы: (введение персонажа, метод практических действий, вопросы к детям.
Формирование словаря детей: воздух бесцветный, невидимый, прозрачный.
Оборудование и материалы: воздушные шарики, полиэтиленовые пакеты, бумажные веера.
Этапы познавательно-проблемной ситуации Описание
1. Осознание проблемной ситуации (вводный этап) В группу к детям приходит герой Заяц. Пришел в гости с подарками - воздушными шарами. Пока он их нес, шары превратились в цветные тряпочки. Воспитатель задаё т вопрос детям:
Что же случилось с шариком Зайчика? Дети ответили, что он лопнул.
Воспитатель показал детям шарик, который не лопнул, но тоже похож на цветную тряпочку.
Воспитатель задаё т вопрос: «А что нужно сделать, чтобы он превратился в большой шарик?»
Дети высказывают предположения: надуть. Заяц спрашивает у детей: Что же тогда окажется внутри шарика?
Дети затрудняются ответить.
Один ребёнок высказывает предположение, что внутри воздух.
2. Анализ условий Вопросы к детям:
«Что такое воздух?
«Какой он?»
«Как его можно увидеть?»
«Как можно поймать воздух?»
Дети высказывают предположения.
Подвести детей к выводу, что они мало знают о воздухе.
3. Ограничение зоны поиска исходя из прошлого опыта детей Дети не имели опыта экспериментирования.
Воспитатель предлагает понаблюдать за воздухом.
4. Предположения о способах решения проблемы, выхода из сложившейся ситуации. Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух? (нет)
Воспитатель подытоживает: Воздух мы с вами не видим, а может его только чувствовать.
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, как можно почувствовать воздух. Возьмите по вееру и машите им на себя. Что вы ощущаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам немного размяться.
Ветерок, ветерок,
Ты подуй на нас чуток,
Осени ты нас прохладой,
И мы очень будем рады (машут руками на себя)
Ветер дует нам в лицо:
Он качает деревцо. (Руки вверху-наклоняют их вправо и влево)
Ветер тише, тише, тише, Деревце все выше, выше (дети поднимаются на носочки)
Раз, два. Раз, два-
Вот и кончилась игра!
5. Реализация предположений, собственно деятельность детей. Воспитатель спрашивает детей: А как вы думаете, мы сможем без воздуха жить? Для чего нам воздух?
Заяц спрашивает у детей: Ребята, а я тоже дышу воздухом? И значит, животные тоже не могут жить без него? А как же его тогда поймать, если его не видно?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Зайчику поймать воздух. Бегают и ловят.
Воспитатель: Вам удалось поймать воздух? (нет)
Воспитатель: Хотите, я вас научу ловить воздух? Ответы детей.
Воспитатель раздает детям полиэтиленовые пакеты, предлагает его раскрыть и взять двумя руками. Зачерпывающими движениями дети пытаются поймать воздух в пакеты.
Воспитатель закрывает пакет и спрашивает детей: Получилось, у вас поймать воздух?
Ответы детей. Значит, что можно сказать, что мы его не видим, но может почувствовать.
Как мы можем сделать, чтобы шарик стал большим?
Предположения детей (запустить туда воздух)
Воспитатель проводит физкультпаузу : Через нос проходит в грудь (делает глубокий вдох носом)
И обратный держит путь. (выдох ртом)
Он не видимый, но все же
Без него и жить не можем.
Воспитатель: ребята воздух мы с вами вдыхаем носом и через рот выдыхаем его в шарик.
И шарик становится большим. Давайте мы вместе надуем шарик сделаем вдох носом и выдохнем через рот. Дети эмитируют надувание шарика. Воспитатель неожиданно выносит большой надутый шар.
Воспитатель: вот какой шар мы надули.
Как у нас это получилось? (мы запустили туда воздух, мы шар надули.
6. Рефлексия Воспитатель: понравилось вам играть с воздухом? Что мы узнали о воздухе?
Ответы детей.
Воспитатель подытоживает:
Мы узнали, что воздух- невидимый, но его можно почувствовать, руками мы его поймать не можем, но он нас везде окружает, мы можем поймать его например в пакет. Мы не можем жить без воздуха.
В дальнейшей деятельности педагог продолжает знакомить детей с другими свойствами воздуха. Наблюдения и эксперименты проводятся в группе и на прогулке.